Экономика

Блокада большегрузов: каким будет транзит из РФ в Европу

Российские автоперевозчики в очередной раз попадают под удар. Сначала была Польша: вопрос с квотами на перевозки по территории России и Польши до сих пор не решен. Теперь Украина. Большегрузы с российскими номерами по-прежнему не могут проехать через украинскую территорию. Единственный путь в Европу – через Прибалтику, но там недельные очереди на паромы. Из-за роста временных затрат и тарифов российские первозчики теряют клиентов: заказчикам выгоднее работать с прибалтами и белорусами, у которых нет проблем с транзитом. О том, как сейчас будет выстроена логистика, рассказывают перевозчики и эксперты.

Польский отголосок

Напомним, 12 февраля украинские активисты перекрыли грузовикам с российскими номерами въезд на Украину со стороны Беларуси - в районе пункта пропуска Мокраны - Доманово. По сообщениям СМИ, сейчас более ста фур заблокированы в различных областях Украины.

Ситуация с транзитом через Украину обострилась после того, как был приостановлено транспортное сообщение между Польшей и Россией. Из-за невозможности транзитного проезда российских большегрузов через Польшу перевозчики стали активно использовать маршрут через Закарпатье, тем самым потеснив местных перевозчиков. Украинские активисты требуют официального запрета на передвижение российских грузовиков по территории Украины.

Минтранс отреагировал на ситуацию два дня спустя: 14 февраля приостановил движение украинских грузовиков по территории России.

Пути обхода

Таким образом, российские перевозчики потеряли все наземные пути в Европу. Теперь основной маршрут - паромом через Прибалтику, но это, скорее, проблема, чем выход. Паромные переправы не приспособлены к такому потоку грузов.

- Прекращение транзита через Украину вместе с прекращением движения российских грузоперевозчиков через Польшу полностью закрыло для отечественных фур сухопутный маршрут в Европу. Осталась возможность попасть в ЕС - на пароме через балтийские порты, но вряд ли этот маршрут может в полной мере взять на себя весь объем автомобильных грузоперевозок РФ и ЕС, - говорит в комментарии ПРОВЭДу эксперт, первый вице-президент РСИ Иван Андриевский.

- Альтернативой выступает паромная переправа через Прибалтику, но она не рассчитана на такое большое количество грузов. Возможно, паромные компании добавят новые маршруты, но пока это остается вопросом, - добавляет руководитель международного направления автомобильных перевозок Itella в России Алексей Грибань.

Две недели в очереди

У российских компаний настроение сейчас упадническое. Многие перевозчики отказываются давать комментарии, те, кто соглашается, делает это неохотно.

- Как обстоит сейчас с поставками грузов из России в Европу?

- Я бы сказал одним словом, но не буду, - говорит руководитель отдела международной логистики компании Optima Logistics Игорь Каланджиев.

По его словам, очередь на паромы в Клайпеде сейчас составляют около двух недель. Компаниям, которые не хотят отказываться от перевозок в Европу, деваться некуда – они будут выстаивать эти очереди. Цены на паромы высокие: по словам собеседника издания, порядка 800 евро туда и обратно.

Естественно, все это отразилось на стоимости перевозок.

- Сейчас можно везти только паром через Прибалтику. Цены растут, сроки доставки растут. Перевозчики останавливаются, плохо все. Цены пока растут на 30%, но, думаю, до 100% дойдет. Выросли цены на паромы, но еще и очереди – фуры простаивают. Очереди везде, не только в Клайпеде, - отмечают в логистической компании САННА.

Все эти затраты в конечном счете лягут на плечи потребителей, предупреждают транспортники.

- У российских перевозчиков все меньше и меньше вариантов поставок. Мы тоже занимаемся международными перевозками - транзит через Клайпеду не выгоден. Все это приведет к тому, что будет очередное подорожание в магазинах. Перевозчики будут стоять по две недели в очередях, но вы будете за это переплачивать. Все это отразится на ценах в магазинах, - говорит специалист по европейскому направлению компании Транс-Агент Михаил Совокин.

Паромный дефицит

Помимо Литвы, российские перевозчики также предлагают паромную транспортировку груза через Латвию и Эстонию. Еще вариант - через Финляндию, либо Петербург, но это еще дороже.

- В Прибалтике плохо, совсем беда. В одно время там было много паромов, а потом поляки выдали разрешения, спрос на паромы упал, и паромные перевозчики сократили свой паромный парк до той потребности, которая на тот момент была, для тех, кто постоянно ходил на паромах – для латышей, литовцев. Свободных мест с тех пор очень мало. Когда хлынул поток российских автомобилей, образовались очереди, - рассказывает представитель транспортной компании ВДНК.

- Стоят по сто машин, и в каждое паромное отправление уходит дополнительно по 3-4 машины – полный ад, - говорит перевозчик.

- Тот, кто может себе позволить, пытается уплыть из Питера в Стокгольм - там с местами проблем нет. Но тут кругаля даешь нормального, поэтому получается дороже. Еще есть дороже вариант – из Турку, из Финляндии, в тот же Стокгольм. Здесь и паром дороже, и еще дополнительно нужно проехать – километров 600-700, - добавляет собеседник издания.

- Можно транспортировать груз через порт Санкт-Петербург. Но интермодальные перевозки контейнерами – это всегда дольше по времени, и требуется время на перевалку груза. Есть, конечно, и авиапуть, но это многократно повышает стоимость перевозки, - отмечает представитель Itella в России Алексей Грибань.

По словам перевозчиков, сейчас проблемы не столько из-за Украины, сколько из-за Польши. Транзит через украинскую территорию сокращается уже давно – с тех пор, как только начался конфликт на востоке Украины.

Напомним, автоперевозки между Польшей и Россией были прекращены с 1 февраля 2016 года.

Подловили момент

Проблемы российских перевозчиков иностранным компаниям на руку. Сейчас основные игроки на рынке - это прибалты и белорусы. У них нет проблем ни с Польшей, ни с Украиной. По словам Игоря Каланджиева из Optima Logistics, заказчики и производители стали отказываться от услуг российских перевозчиков в пользу иностранных – это дешевле и быстрее по времени.

Впрочем, и иностранные компании, которые имеют право на проезд через Украину, не советуют пока везти груз через украинскую территорию.  

- Есть белорусские и прибалтийские перевозчики - возят напрямую, без парома и без Украины. Через Украину лучше не везти, там – анархия. Сегодня русских перевозчиков заблокировали, завтра заблокируют иностранных, ссылаясь на то, что груз – русский, - говорит менеджер одной из логистических компаний.

- Доставка в Европу возможна, но не через Украину. Самый надежный на сегодня маршрут - это паромом. Польша и Украина палки в колеса вставляют, - отмечают в другой транспортной компании.

По словам экспертов, спрос на автоперевозки может сократиться, по крайней мере, на услуги российских компаний.

- К сожалению, сейчас сложилась не простая ситуация на рынке автоперевозок. В конечном итоге это может привести к тому, что грузы будут перевозиться иными видами транспорта. В первую очередь железнодорожным или морским. Безусловно, возможна организация перевозок и автомобильным транспортном, но тогда необходимо осуществлять перевозку зарубежными логистическими компаниями. Все эти меры скажутся на стоимости и сроках перевозок и конечной цене товаров для потребителей, - предупреждает заместитель генерального директора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка Анна Кириллова.

Надежда на Польшу

Сейчас единственная надежда российских автоперевозчиков – на положительный итог переговоров с Польшей. Если транзит по польской территории откроют, компании смогут вернуться к нормальной жизни.

- Судя по всему, России необходимо форсировать переговорный процесс с Польшей, поскольку исполнение договоренностей с Украиной, даже если они будут достигнуты, никто не сможет гарантировать. Таким образом, Польша сегодня может рассчитывать на уступки со стороны ЕС по вопросам движения автогрузовиков. Ведь затягивание процесса приведет к появлению на рынке перевозок фур из Казахстана, Белоруссии и западноевропейских стран, которые не имеют проблем с движением по территориям Украины и Польши. Эти перевозчики могут вытеснить российские компании с сектора международных автомобильных перевозок. Впрочем, Польша тоже рискует потерять достаточно объемный российский рынок грузоперевозок, поэтому сильно затягивать переговорный процесс с Москвой Варшаве тоже не выгодно, - объясняет Иван Андриевский.

- Перевозчики надеются на Польшу, но готовятся к худшему, - отмечают в компании САННА.

- Скоро очередное заседание комиссии Польша-Россия. Придут к соглашению – вопрос отпадет сам собой, - добавляют в другой компании, пожелавшей не афишировать свое название.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы