Экономика

Система «Платон»: где-то прибыло, а где-то убыло

Некорректная работа системы «Платон» в совокупности с высокими тарифами за проезд и штрафами за нарушение правил оплаты создали сложную ситуацию для грузоперевозчиков в России. По разным оценкам, от 20% до 30% машин перестали выходить в рейсы. Несмотря на то, что цены на грузоперевозки резко выросли (рост, по некоторым подсчетам, составляет до 30%), многим логистическим компаниям грозит банкротство. Впрочем, кто-то на этой ситуации зарабатывает. О том, как сейчас обстоят дела на рынке транспортных услуг, рассказывают представители логистических компаний.

Машин меньше – тарифы выше

По словам руководителя направления Fresh компании FM Logistic Александра Дьяконова, новая система оплаты проезда по федеральным трассам привела к тому, что сейчас около 20-30% грузовых машин стоят без работы – владельцам машин невыгодно везти груз по тем тарифам, которые установили власти. Очень многие перевозчики - особенно частники - сейчас на акциях протеста.

Безусловно, дефицит транспорта привел к тому, что компании увеличили стоимость своих услуг. По оценке компании FM Logistic, рост цен составил порядка 10-20%.

- Из-за сбоев системы и опасения получения штрафов водители зачастую не могут выйти в рейсы. Вследствие того, что 20-30% автопарка страны не выходит на загрузку, цены на транспортировку выросли вопреки ожиданиям не на 4-6%, а на 10-20% - это в среднем, по некоторым направлениям рост достигает 120%. При этом переход на среднетоннажный транспорт нерентабелен, поскольку издержки в случае доставки груза на расстояние, превышающее 400 километров, многократно вырастут, - отмечает собеседник издания.

Напомним, новая система оплаты проезда машин массой выше 12 тонн по федеральным трассам была введена 15 ноября текущего года. С тех пор по всей России проходят акции протеста. Перевозчиков не устраивают высокие тарифы на проезд и штрафные санкции. Сейчас они вынуждены платить по 1,53 рубля за каждый километр пути, с 2 марта 2016 года тариф будет увеличен в два раза - до 3,06 рубля, с января 2019 года - до 3,73 рубля. Помимо этого, дальнобойщики жалуются на технические сбои в работе «Платона». Также людей возмущает то, что плату за проезд будут собирать через систему, оператором которой без конкурса стала компания, на 50% принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга (миллиардеру, хорошо знакомому с Путиным) Игорю.

transport 2Дальнобойщики вышли на МКАД

«Бонус» к инфляции

По подсчётам компании V.I.G. Trans, рост тарифов на транспортные услуги еще больше – около 30%.

- Первое, что мы отмечаем - удорожание тарифов на грузовой транспорт до 30%. Безусловно, это будет сопровождать инфляцию, потому что сети и грузовладельцы будут перекидывать наценку на конечного потребителя. По оценке Германа Грефа, система «Платон» может прибавить до 1,5% к инфляции, - говорит в комментарии ПРОВЭДу учредитель транспортно-логистической компании V.I.G. Trans Игорь Ребельский.

Другие перевозчики называют чуть более оптимистичные цифры. По словам генерального директора «Логистического Агентства 20А» Елены Шульц, цены на услуги перевозчиков выросли на 8-12% По оценке начальника отдела логистики ЗАО Промышленная группа «Проминдустрия» Антона Казакова, – на 6-8%.

Генеральный директор логистической компании NAWINIA Марат Зайнетдинов соглашается с тем, что дефицит машин на рынке логистических услуг в данный момент составляет порядка 30%.

- На данный момент ввиду острого дефицита транспорта на рынке - около 30% - многие перевозчики повышают свои тарифы, - отмечает гендиректор логистической компании.

Заработать на «Платоне»

По словам перевозчиков, в большинстве случаев автотранспортные компании из-за повышения тарифов свой доход не увеличивают  – это всего лишь позволяет им компенсировать убытки от «Платона».

- Естественно, перевозчики не будут самостоятельно нести издержки на перевозку из-за ввода системы «Платон», а постараются переложить их на клиентов, и, в конце концов, на конечного потребителя, - говорит начальник отдела логистики ЗАО Промышленная группа «Проминдустрия» Антон Казаков.

Но есть и другие – те, кто пытается заработать на сложившейся ситуации. По словам Антона Казакова, многие крупные компании, используя преимущественное положение на рынке, необоснованно завышают тарифы.

- Для определения оптимального тарифа мы ориентируемся на условный индекс стоимости, который самостоятельно определяем на основе анализа предложения у нескольких крупнейших региональных перевозчиков. Так вот, на 1 декабря, они уже подняли собственные тарифы на 6-8%. Причем прямо не объявляется, что мы «повышаем тариф», а вводятся новые сборы «за использование денег в системе «Платон», «за подачу транспорта» и так далее. Эти сборы соответствуют даже не 1,5 рубля за километр, которые требуется заплатить по тарифам «Платона», а повышению на 3 или даже 5 рублей за километр, - рассказывает перевозчик.

Ситуацию усложняет неразбериха на рынке транспортных услуг: кто-то перешел на «Платона» и несет убытки, кто-то еще его игнорирует и тем самым экономит.

- Если раньше на рынке были устойчивые сложившиеся цены по направлениям, то сегодня существует серьезное расхождение в предложениях на рынке. Одни перевозчики подняли тариф, другие, пользуясь снижением штрафов за отсутствие регистрации в системе «Платон» и прокладывая маршрут по региональным дорогам, пытаются демпинговать, третьи вообще отказываются работать до прояснения ситуации, - объясняет начальник отдела логистики.

Предновогодний ажиотаж

На все это еще накладывается предновогодняя суматоха. Традиционно в период праздников - Новый год, 8 марта, майские праздники – спрос на перевозки увеличивается, и многие перевозчики этим пользуются, начинают задирать цены на свои услуги. «Платон» еще больше усугубляет эту ситуацию.

- Как это обычно бывает в пиковые сезоны, перевозчики пользуются нехваткой транспорта, в связи с чем реальные тарифы могут вырасти более чем в два раза. К примеру, в обычное время тариф на доставку груза по маршруту Москва-Екатеринбург составляет 80000 рублей, сейчас эта цена доходит до 150000 рублей с минимальной отсрочкой платежа, - рассказывает генеральный директор NAWINIA Марат Зайнетдинов.

- Перебои в поставках сейчас наблюдаются у всех клиентов. Ежедневно приходят списки не закрытых заказов. Клиенты понимают, какой дефицит на рынке транспорта, и готовы платить повышенные ставки, лишь бы не понести еще большие потери из-за гибели скоропортящихся грузов, - говорит Марат Зайнетдинов.

Впрочем, когда платоновский и предновогодний ажиотаж спадет, клиенты пересмотрят предложения на рынке и сделают свои выводы, предупреждает бизнесмен. Выйти без потерь из сложившейся ситуации будет сложно.

- Многие компании из-за отсутствия транспорта, сейчас вынуждены либо отказывать своему клиенту, либо предлагать те цены, которые сейчас диктует рынок. Но, после того, как ситуация выровняется, многие клиенты подведут итоги и пересмотрят распределение объемов между своими подрядчиками. И в выигрыше останутся только крупные собственники, которые не повышают цены и предоставляют транспорт даже когда это убыточно (гонят пустые машины из регионов, лишь бы закрыть заказ клиенту). Итог – убытки всех компаний в отрасли, вплоть до разорения и банкротства, - прогнозирует гендиректор логистической компании.

Ударим по мелкому бизнесу

Естественно, основной удар придется на мелкие компании и индивидуальных предпринимателей. Во-первых, их доходы не позволяют ездить по тем тарифам, которые установили власти, во-вторых, они не могут работать по предоплате. А система «Платон» предполагает именно такой сценарий – «заплатил - проехал». Сейчас идут разговоры о том, чтобы внедрить систему постоплаты проезда, но пока это всего лишь предложения.

- Одной из причин недовольства служит то, что за последний год сроки оплаты услуг перевозчикам из-за кризисных явлений увеличились в среднем с 30 до 60 дней, а система «Платон» требует предоплаты, что становится серьезным препятствием для работы мелких перевозчиков, которые не располагают большим количеством свободных денег, - объясняет Антон Казаков.

- Система работы внутрироссийских перевозок ориентирована на постоплатную систему расчета. Поэтому для мелких компаний и индивидуальных предпринимателей данное нововведение может привести к концу деятельности или банкротству, а крупные перевозчики смогут забрать их нишу, - добавляет Игорь Ребельский.

avtЧто там у дальнобойщиков?

«Улитки» дальнобойщиков

Однако перевозчики не теряют надежду. После того, как по всей стране прошли акции протеста (так называемые, «улитки», во время которых дальнобойщики двигались очень медленно, создавая пробки), власти пересмотрели систему наказаний. Изначально сумма штрафа за неуплату проезда для юридических лиц составляла 450 тысяч рублей за первичное нарушение и 1 миллион рублей – за повторное. В конце прошлой недели Госдума приняла закон, согласно которому штрафной порог снизился до 5 тысяч рублей.

- Такие массовые несогласия и забастовки дают надежду на то, что власть пересмотрит введение системы. После первых демонстраций и митингов власть пошла на уступки - было принято решение снизить штрафы – и это спровоцировало людей к тому, чтобы двигаться дальше, - отмечает представитель V.I.G. Trans.

«Платона» - на доработку

Перевозчики предлагают разные варианты решения проблемы, но большинство сходится на том, что систему нужно дорабатывать – в таком виде, как сейчас, ее оставлять нельзя. Более того, запускать подобные системы сначала надо в тестовом режиме.

- Для стабилизации ситуации на рынке необходимо как можно быстрее устранить все технические сбои работы системы. На время устранения всех проблем нужно ввести мораторий на штрафы и на саму оплату для большегрузов, - считает руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов.

- Системы, подобные «Платону», в таком режиме в эксплуатацию не вводят. Сначала создается система, она работает в тестовом режиме, ее работа корректируется, к ней привыкают пользователи и рынок, и уж только потом власти приступают к монетизации услуг такой системы, - соглашается генеральный директор РусХОЛТС Александр Кузьмин.

По мнению Игоря Ребельского, в благоприятных экономических условиях данная система, может быть, и была бы оправдана, но в текущий момент правильнее было бы переждать. Сейчас же у бизнеса нет другого варианта, кроме как, пытаться приостановить работу данной системы.

- В тяжелой экономической ситуации любые нововведения и изменения, связанные с пополнением бюджета посредством взимания их с предпринимателей, вызовет массу несогласий и протестов. Нужно давать малому и среднему бизнесу возможность развиваться и тем самым тянуть за собой всю экономику, а подобные нововведения негативно влияют на общую картину, - говорит перевозчик.

- Один из вариантов - отложить введение системы до марта, а дальше смотреть по ситуации. Еще одним вариантом является снижение тарифа еще в два раза. Возможно, такие решения были бы оправданы. В любом случае необходимо садиться за стол переговоров, смотреть, анализировать и подключать экономические институты, которые смогут дать экспертную оценку перспективе системы «Платон», - добавляет представитель логистической компании.

По мнению эксперта бизнес-школы «Вверх» Георгия Мельникова, плата за проезд по федеральным трассам является избыточной, поскольку владельцы автомобилей и так платят транспортный налог. А так, по сути, получается двойное налогообложение. Более того, перевозчикам приходится платить за проезд по дорогам, которые трудно назвать дорогами.

- Никуда не исчез налог на транспортные средства - как легковые, так и грузовые - который и так должен расходоваться на строительство дорог. Логичнее бы было при введении нового вида платежей убирать старые платежи. Также ни для кого не секрет, что далеко не все дороги федерального значения находятся в состоянии, пригодном для движения по ним транспортных средств. И с учетом того, что налоги на автотранспортные средства у нас взимают явно не со вчерашнего дня, логично было бы привести федеральные трассы в надлежащее состояние, прежде чем брать деньги за движение по ним, - резюмирует эксперт.

Первый «урожай»

Несмотря на акции протеста со стороны грузоперевозчиков, которые недовольны системой «Платон», власти оценивают данное нововведение позитивно.

На прошлой неделе в Минтрансе отчитались об успешном запуске новой системы. За первые две недели работы «Платона» с дальнобойщиков удалось собрать почти 800 миллионов рублей. Все эти средства, как сообщается, будут направлены в федеральный дорожный фонд и пойдут на ремонт дорог, в том числе региональных. При этом в министерстве опровергает информацию о массовых выступлениях дальнобойщиков. Останавливаться перед достигнутым власти не собираются: как заявил глава МЭР Алексей Улюкаев, в дорожный фонд таким образом планируется собрать около 30 миллиардов рублей.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы