Экономика

Все, приехали. ПЛАТОН окончательно победил дальнобойщиков?

Судя по всему, эпическая борьба дальнобойщиков с системой ПЛАТОН близится к своему бесславному, но, увы, предсказуемому финалу. Масштабные акции протестов, прошедшие в десятках регионов с 20 февраля по начало марта, не привлекли должного внимания СМИ. Да и власть решила не затягивать экономическую удавку слишком резко – «льготный» тариф в 1,53 рубля за километр пока сохраняется. В политическом плане власть ведет себя жестче -  Владимир Путин уже подписал закон, который приравнивает автопробеги к массовым демонстрациям, так что у протестующих стало еще одним инструментом меньше. Похоже, ПЛАТОН с нами надолго. 

Хотя общий исход затянувшегося противостояния понятен, но много неясного остается в конкретных аспектах функционирования системы ПЛАТОН. Так, все еще неизвестно, до какой именно даты будет продлен льготный тариф. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что тариф на уровне 1,53 рубля правительство сохранит до октября, после чего он может быть повышен до уровня 3,06 рубля.

Помимо вопроса с тарифом, тревогу вызывает и то, что до сих пор далеко не все большегрузы снабжены нужным оборудованием.

«По СЗФО среди компаний, владеющих более 50 транспортными средствами, 94% уже полностью зарегистрированы и более имеют бортовые устройства. При этом часть из оставшихся 6% компаний никогда и не будут их устанавливать. У нас есть фирмы, которые не пользуются федеральными трассами, например, работают в карьерах. Среди компаний, у которых больше 18 машин – 60% уже получили бортовые устройства», - сообщил директор петербургского филиала РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы) Евгений Пепеляев.

До 15 апреля все владельцы транспортных средств, уже оформивших заказ на начало марта, получат свои бортовые устройства. Но постоянно появляются новые желающие зарегистрироваться. Так что очередь уменьшается медленно.

В других регионах ситуация хуже. Пепеляев признал, что по некоторым областям до 20% владельцев грузовиков отказываются получать бортовые устройства и заявляют, что продолжат работать по маршрутным картам. Но с 15 апреля разовые маршрутные карты будут отменены, так что выбора уже не будет.

Много непонятного и с инфраструктурой ПЛАТОНа.

«Мы продуктивно работаем со службами Ространснадзора по выявлению нарушений со стороны иностранных перевозчиков. Весь поток на территории СЗФО сейчас фиксируется мобильными средствами контроля. И уже в этом году 80-85% нужных для системы рамок контроля будут построены. Первая очередь из 42 рамок будет готова уже до конца лета», – сообщил Пепеляев.

Дорожная полиция также еще не готова обеспечивать работу скандальной системы оплаты – нет нужного оборудования.

«Протоколы о штрафах за неуплату по ПЛАТОНу могут составлять только сотрудники нашего центра фотофиксации при помощи специальных камер, но их у нас пока нет. Чтобы информация попала к нам, нужны каналы связи. На сегодняшний день такие каналы в Петербурге и Ленобласти отсутствуют. Чтобы выносить постановления, нужно программное обеспечение, его тоже нет. На сегодняшний день вот такая ситуация…», — отметил Дмитрий Василенко, начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД по Петербургу и Ленобласти. При этом в ближайшие два месяца, по прогнозу полицейского, эта ситуация не изменится. Сейчас в России есть только один регион, где нужное оборудование все же есть – Московская область. Тем не менее, технику полицейским обещают предоставить уже до конца года.

Ространснадзор тоже испытывает трудности со штрафами по ПЛАТОНу. Ведомство может остановить машину только для проверки соответствия нормативам, например, весогабаритным параметрам. И только после этого инспектор может выяснить, оплатил ли перевозчик проезд по федеральной трассе. Делается это при помощи тех самых мобильных пунктов контроля, которые заменяют не построенные до сих пор рамки. Эффективность всей этой системы пока крайне невысока. По СЗФО за все время действия ПЛАТОНА по состоянию на март оштрафовано всего два российских перевозчика.

Среди иностранцев «урожай» куда богаче – 28 штрафов за тот же период. По заявлениям представителей Ространснадзора, на пунктах пропуска на границе с Финляндией и Эстонией существуют  колл-центры и точки оплаты и регистрации в системе ПЛАТОН. При этом у иностранцев было недостаточно информации о принципах работы этих точек оплаты. По этой причине было особенно много штрафов в самом начале ввода системы. Любопытно, что для иностранцев оплата штрафов носит особо пыточный характер. Водитель должен взять такси, поехать  в ближайший банк, уже там погасить штраф и только после этого может продолжать движение по федеральной трассе.

Нужно отметить, что ПЛАТОН наслоился на и без того очень проблемную и зарегулированную отрасль грузопреревозок.

«Согласно 294 ФЗ все предприниматели, которые осуществляют деятельность на автомобильном транспорте, должны быть зарегистрированы, то есть подать соответствующее заявление в Ространснадзор. Так вот, из протестующих дальнобойщиков у нас никто заблаговременно зарегистрирован не был. Штраф до 30 тыс. рублей», - поделился замначальника Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Валерий Иванов.

При этом о необходимости такой регистрации очень многие вполне ответственные игроки рынка даже понятия не имеют. Так, исполнительный директор компании-перевозчика ООО «Гранум» Андрей Карасев честно признался, что информация о том, какие полномочия есть у транснадзора, и как распознать инспектора, не распространена.

«Очень многие до сих пор не знают, что останавливать на дороге может не только ГИБДД, но и Ространснадзор. Простите, а инспекторы этого ведомства как должны быть одеты? Я вот этого не знаю. Какой жезл в руках должен быть?» - отмечает  Андрей Карасев, добавляя, что работа государства по доведению до дальнобойщиков всей этой информации была выполнена очень плохо. 

С тем, что все «очень плохо» согласен и представитель Ространснадзора Валерий Иванов, но он, конечно, считает, что виноваты водители. «Положение о регистрации в Ространснадзоре вступило в силу с 1 июля 2009 года. При этом раз в пять лет все перевозчики должны проходить повышение квалификации, на котором, в частности, доводятся все изменения в законодательстве. Прошло уже почти семь лет, то есть те, кто не в курсе, и эту норму нарушают», - парирует чиновник.

Очевидно, что и без ПЛАТОНА на рынке грузоперевозок все было очень непросто. С его введением ситуация только усугубится, множество малых перевозчиков обанкротятся. Это неизбежно приведет к падению конкуренции и росту транспортных расходов. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы