Таможня

Таможенники и бизнес Урала указали ФТС на риски реформы ведомства

Уральское таможенное управление находится в преддверии масштабных перемен. Впервые руководители УТУ обозначили конкретные планы по созданию региональной электронной таможни. Базой для появления новой структуры станет Центр электронного декларирования Екатеринбургской таможни. В среднесрочной перспективе, согласно обозначенным намерениям, Уральская электронная таможня консолидирует практически весь декларационный массив на территории УТУ. Впрочем, пока управленцы согласовывают механизм создания новой структуры с ФТС, рядовые таможенники и участники внешнеэкономической деятельности указывают на целый перечень рисков, способных негативно отразиться на процессе оформления.

 


Ведомство ждет коренная реконструкция

Уральская региональная электронная таможня, согласно планам, начнет свою деятельность к концу 2018 года. Ее штат составят более 220 человек. Базой для создания структуры послужит ныне действующий Центр электронного декларирования Екатеринбургской таможни, однако располагаться, по всей видимости, новый орган будет на других площадях. ЦЭД, занимающий несколько помещений в здании на улице Гоголя в Екатеринбурге, неспособен вместить несколько сотен сотрудников.

Предполагается, что на первом этапе электронная таможня сосредоточит порядка 90% всего декларационного массива на территории УТУ, а в дальнейшем практически все оформление будет производиться ее силами. Отметим, что по итогам 2017 года все таможни управления суммарно оформили около 200 тысяч деклараций.

На данный момент представители регионального главка избегают называть окончательные параметры модернизации. Однако в руководстве УТУ не скрывают, что инспекторский состав ждет «перераспределение» и, возможно, «количественные изменения».

Ссылаясь на пункты комплексной программы ФТС и приказ Министерства финансов РФ №2 от 9 января 2018 года «Об утверждении плана мероприятий по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год», исполняющий обязанности начальника УТУ Сергей Абросимов пишет в официальном ответе ПРОВЭД о запущенной реформе: «В настоящее время предложения по созданию Уральской электронной таможни, ее структуре и штатной численности, созданию необходимой инфраструктуры и финансированию находятся на рассмотрении и согласовании в ФТС России. В Уральском таможенном управлении планируется перераспределение штатной численности должностных лиц, однако существенных количественных изменений в штатной численности Уральского таможенного управления не предвидится».

Отметим, что исполняющий обязанности начальника УТУ не стал подтверждать данные, озвученные несколько ранее начальником Екатеринбургской таможни Алексеем Яговитиным, который был более конкретен, обрисовывая перспективы создания новой структуры.

 

В таможнях УТУ в эффекте от реорганизации сомневаются

В подчиненных таможнях инициативу воспринимают настороженно. По словам источника издания в отделе оформления Екатеринбургской таможни, инспекторский состав «позитивных изменений не ждет».

– С моей точки зрения и точки зрения моих коллег, негативных моментов пока больше, чем позитивных. Планируется, что электронная таможня в Екатеринбурге заработает с конца 2018 года, а остальные – Екатеринбургская, Кольцовская, Челябинская, Тюменская, а также в ХМАО-Югре и на Ямале – превратятся, по сути, в таможни фактического контроля. Только из екатеринбуржцев новую структуру не создашь – там будет больше 200 сотрудников. Знаю из рассказов коллег из соседних регионов, что далеко не все согласны на переезд в другой город с неясными перспективами. Их же нужно где-то расселять, обеспечивать. Плюс и для самой таможни понадобятся площади, нынешних недостаточно. За чей счет банкет? Наконец, это и фактор личностных отношений. Чтобы создать единый коллектив, требуется не год и не два. А тут соберутся сотни людей, малознакомых друг с другом. Кроме того, если сейчас я могу в случае сомнений в достоверности информации сам поехать на склад, проверить товар, то как я могу доверять неизвестному коллеге на Ямале, что он все правильно досмотрел и сфотографировал? Начальство нас никак не информирует, говорит лишь, что все будет хорошо. Некоторые коллеги уже ищут себе «запасные аэродромы», – делится с изданием собственным взглядом на ситуацию таможенник.

Представитель отдела оформления добавил также, что не склонен доверять словам одного из руководителей УТУ о несущественных количественных изменениях. Формирование Уральской электронной таможни за счет инспекторского состава из соседних регионов, по мнению сотрудника, столкнется со сложностями ввиду нежелания «выходить из зоны комфорта родного города» и с оттоком наиболее профессиональных кадров, что снизит качество работы на местах. С увеличением объемов декларационного потока, сконцентрированного в одном органе, неизбежно возрастет нагрузка и на инспекторов электронной таможни, что также повысит риски ошибок.

 

Участники ВЭД не желают перемен

С рядовыми таможенниками соглашаются и участники внешнеэкономической деятельности, также указывающие на многочисленные проблемные моменты в фактически уже запущенной реорганизации.

– Полагаю, что как минимум на первом этапе реформы минусов будет значительно больше, чем плюсов. Конечно, Владимир Булавин, признававшийся, что таможенное дело для него является terra incognita, вынужден следовать тренду цифровизации экономики. Надо же показывать свою вовлеченность в процесс. Отсюда и стремление к реформам. Правда, похоже, на фоне заявлений о шагах навстречу бизнесу самих предпринимателей опросить забыли. Мы работаем сейчас в основном с Екатеринбургской и Кольцовской таможнями и за годы работы изучили все нюансы. Подчеркну, речь не о каких-то наработанных «серых» схемах. Теперь же надо вновь привыкать к новым условиям. Наконец, где гарантии, что не будет каких-то масштабных сбоев в системах, которыми оснастят электронную таможню? – говорит источник в руководстве одной из крупных брокерских структур, работающих на рынке Урала.

Как бы то ни было, процесс реформы, инициированный Федеральной таможенной службой, уже запущен. О первых результатах можно будет говорить, вероятно, к концу года. Напомним, в планах ФТС значится создание 16 электронных таможен, 8 из которых будут размещены в крупнейших городах страны и столицах федеральных округов, а остальные станут специализированными подразделениями. Так, новые подразделения появятся в портах Владивостока, Санкт-Петербурга и Новороссийска, на базе Московской и Калининградской областных таможен, а также столичного авиаузла, Центральной энергетической и Центральной акцизной таможен.

 

Фото: pravdaurfo.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы