Таможня

Вся эффективность ФТС: выполняем контрольные показатели и машем

Вместо реального решения накопившихся проблем, ФТС, подобно героям известного анекдота про двигание кроватей, потратила бесцельно целый год на внутреннюю реорганизацию. Это косвенно свидетельствует  о том, что в целом руководство ФТС полностью устраивают сформированные ранее механизмы функционирования СУР, и ничего более делать не требуется. На наш взгляд система явно больна, и ее надо лечить. Серьезно, по современным технологиям  и, желательно,  с хорошими докторами. Где их только взять, хороших-то? Как говорят в народе, хороший человек – это еще не профессия.

Как мы уже сообщали, на днях Управление рисков и оперативного контроля исчезло из оргструктуры центрального аппарата ФТС. Кратко напомним, что идею выделить из ГУОТОиТК отдельное управление рисков реализовал в свое время Борис Шкуркин в конце 2012 года. Впрочем, покомандовать ему пришлось недолго, через несколько месяцев управление рисками взял в свои руки Вячеслав Голоскоков. Но и ему пришлось через полтора года уйти в Уральское управление в результате каких-то внутренних разборок. Новый начальник нашелся быстро: им стал недавно перешедший из МВД сразу на позицию начальника Аналитического управления Филипп Золотницкий. Впрочем, уже осенью  2015 года он внезапно вернулся в Аналитическое управление, где под нынешние февральские праздники получил генеральские погоны. Причем, как мы наблюдали, все это время велась работа по реорганизации подразделения по рискам, и в марте штатные единицы УРиОКа незаметно перетекли в Аналитическое управление. Новое положение об Аналитическом управлении закрепило за ним функции главного координатора деятельности таможенных органов в области СУР. Таким образом, история УРиОКа длиной в 3,5 года завершилась ничем.

Насколько старая структура способна решать новые задачи? Строить прогнозы – дело неблагодарное. Тем не менее, анализируя деятельность УРиОК за последний год, поводов для особого оптимизма мы не видим. Из всего нормотворчества более всего запомнились, пожалуй, два документа из серии «приказано выжить». Прошлогодний приказ №634 и нынешний №280. Оба – об усилении эффективности СУР и повышении персональной ответственности руководителей за результативность. Причем, о последнем нормативе на итоговой коллегии ФТС был вынужден высказаться министр финансов Антон Силуанов в плане «не перегибаете ли вы палку, коллеги?». И перегибы, действительно, есть, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы участников ВЭД.   

Главная проблема на наш взгляд, как ни странно, заключается в отсутствии механизма эффективной выборочности таможенного контроля. Так сложилось, что СУР сегодня является самым мощным административным барьером, тормозящим движение товаров в международной торговле. В 2015 году около 40% ввозимых и около 10% вывозимых товарных партий признаны ФТС «рисковыми поставками». На практике это означает задержку сроков оформления, и, соответственно, рост дополнительных финансовых издержек для бизнеса, что отнюдь не способствует улучшению позиций в рейтинге Всемирного Банка. Понимают ли это руководители ФТС? Такое ощущение, что они пребывают в параллельной реальности.

Низкий уровень автоматизации СУР

На сегодня из 86 мер по минимизации рисков только 23 применяются в соответствии с профилями рисков. Остальные инспектор может применять по самостоятельному решению. Подавляющее большинство утвержденных в 2015 году профилей рисков (а их было более 35 тысяч) – целевые, т.е. разработанные «на земле» под конкретную товарную партию на основе «интуитивного подхода». До сих пор в достаточной степени не автоматизировано принятие решений в рамках СУР по целому ряду таможенных операций: прибытие, убытие, временное хранение, таможенный транзит. В результате создана благоприятная почва для процветания коррупционных явлений на уровне пост-таможня. 

Создание «зеленого сектора» на принципах отраслевого подхода представляется в целом оправданным. Однако, порядок включения в него импортеров рыбы и мяса на условиях обязательности рекомендаций от отраслевых ассоциаций за версту отдает лоббизмом, причем с нехорошим душком. В результате такого «слияния в экстазе» в «зеленом секторе» ожидаемо оказались преимущественно члены этих ассоциаций, которым ФТС заботливо предоставляет «зеленый коридор» без шансов на включение туда иных игроков рынка со стороны. ФАС при этом старательно делает вид, что это её не касается. 

«Автоматическое категорирование» почему-то засекреченная тема. Критерии добросовестности участников ВЭД (перечень есть здесь) широкой публике не разглашаются, порядок их оценки скрыт под грифом «ДСП», кто из компаний вошел в вожделенный список - тоже никому неизвестно, и уж тем более никто не разберет, насколько эти компании соответствуют этим самым критериям, ибо как действуют алгоритмы отбора после проведенной реорганизации, похоже, мало кто уже знает. Тем не менее, на рынке нет-нет, да и всплывают заманчивые предложения провезти любой груз по «зеленому коридору», и даже попасть в этот самый секретный список за определенную мзду.

Тем не менее, в совокупности участники «зеленых секторов» импортируют тоже около 40% товарных партий, что, в общем-то, немало. В итоге между «рисковыми поставками» и «зеленым сектором» образован зазор примерно в 20% поставок, к которым не применяются меры по минимизации рисков, но которые нельзя считать «белыми». Это та самая мутная среда, где выращиваются «серые» и «черные» схемы. Вспомним, к примеру, последний эпизод с пресечением контрабандного канала в Усть-Луге.            

Главной же внутренней проблемой таможни представляется её чрезмерная сосредоточенность на выполнении контрольных показателей, включая показатели эффективности СУР. Достижение неких цифр давно стало некой самоцелью, и любой начальник структурного подразделения живет с мыслью, что это главная его задача, все остальное второстепенно. И неважно, какими методами она будет достигаться. И получается, что методики расчетов показателей сначала подгоняются под желаемый результат, а потом фактические результаты подгоняются исполнителями под сформированные показатели. Иллюзорность благополучия превалирует над реалиями.

Недавно в одной из телепрограмм высокопоставленный таможенник в ранге начальника главного управления ФТС заявил: «Эффективная таможня  - та, которая максимально обеспечивает взыскание таможенных платежей и иных налогов». И это на самом деле печально, господа. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы