Таможня

Тенденции к снижению доли рисковых поставок не предвидится

Вскрытые за последние несколько месяцев на Северо-Западе масштабные контрабандные каналы, в итоге приведшие к отставке главы таможенного ведомства, показали отсутствие системы управления рисками как таковой. Даже если отбросить в сторону так называемые «договорные» отношения между участниками нелегальных схем, очевидно следующее: СУР не отвечает задачам, под которые создавалась.

Напомним, что согласно статье 128 Таможенного кодекса целями применения системы управления рисками признаются в том числе «выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза: имеющих устойчивый характер, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах».

Казалось бы, все очевидно. Есть определенные методики и алгоритмы, позволяющие выявить и схемы нелегального ввоза, и компании, в них участвующие, и иные индикаторы, по которым можно обнаружить любую рисковую поставку. Осталось сформировать соответствующий профиль риска и запустить его в дело. Однако ни на уровне таможни, ни на уровне РТУ, ни даже Аналитического управления ФТС этого не было сделано. Почему? Вариантов ответа только два, и, признаться, оба они скверные: либо коррупция, либо некомпетентность. Есть ещё вероятность, что и то, и другое вместе.

zd perevozkiПредварительное информирование, которого нет

Таможенный контроль по-прежнему представляет собой мощный административный барьер, пройти через который для среднего участника ВЭД непростая задача.  В прошлом году в ФТС было утверждено около 35 тыс. профилей рисков, причем общероссийские составляют меньшую их часть. То, что проходит через их сито, должно улавливаться целевыми профилями рисков, направленными на конкретную поставку, и таковых в системе большинство. Однако, ручной режим управления рисками, основанный на «интуитивном» подходе, как показали события, неэффективен.     

По данным, предоставленным ФТС по запросу «Провэда», в первом полугодии этого года 40,9% ввезенных товарных партий попали под действие системы управления рисками. Из них около 7% были подвергнуты тем или иным формам фактического контроля, а, как минимум, оставшаяся часть – документальному, в основном, связанному с контролем таможенной стоимости, реже – классификации товаров. Это слишком много. И тенденции к снижению доли «рисковых поставок» не предвидится. Система управления рисками не развивается, застыв в своем развитии несколько лет назад.

Заявленный ФТС курс на смещение таможенного контроля на этап после выпуска так и остался лозунгом. Основные ключевые показатели по пост-контролю не демонстрируют какой-либо разумной динамики. В соответствии с пунктом 62 Дорожной карты по таможенному администрированию результатом такого курса должно было стать сокращение времени на проведение таможенных операций при декларировании товаров до четырёх часов. Согласно отчетам ФТС, этот параметр давно достигнут, однако, каких-то улучшений бизнес на себе не ощутил. Участники ВЭД со своими товарами на период таможенного оформления по-прежнему выступают заложниками у таможни, а контрабанда так и проходит незамеченной.

При этом с вопросами категорирования участников ВЭД, допусков в «зеленые коридоры» различного рода, и даже с присвоением статусов УЭО тоже не все гладко. Как оказалось, попадание в «белые списки» вовсе не дает гарантий чистоплотности и добропорядочности в реализации схем упрощенным порядком. Как стало известно «Провэду», новый руководитель ФТС потребовал от подчиненных представить ему до 1 сентября доклад по данному вопросу. Над ним работает Аналитическое управление, однако, зная, как таможенники умеют отчитываться в своей работе, ожидать описания объективного положения дел не приходится.

Очевидно одно, механизм таможенного контроля нуждается в коренной перестройке. Действующая система управления рисками не отвечает требованиям дня, она неэффективна для государства, она обременительна для участников ВЭД. Как будет исправлять ситуацию Владимир Булавин, и будет ли он вообще это делать, покажет время. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы