Таможня

Почему Бельянинов взялся за стоимость?

Последние документы, подписанные главой Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым, говорят о том, что за контроль стоимости ввозимых товаров взялись основательно. Грозные письма с повышением персональной ответственности начальников таможенных управлений за результативность системы управления рисками, на наш взгляд, выдают не столько озабоченность наполнением бюджета, сколько намерения победить бардак «на земле».

Проблема была заложена еще на заре создания порочной системы управления рисками, которая охватила профилями практически всю товарную номенклатуру. Как известно, сам по себе профиль риска указывает лишь на возможность занижения таможенной стоимости через имеющиеся индикаторы. Именно индикаторы в виде цены за единицу товара, а также непрозрачный механизм их формирования,  всегда вызывали недовольство предпринимателей.

Формирование весьма усредненных цен на товары вряд ли поспособствовало увеличению собираемости таможенных платежей, но создало вполне легальную «серую схему», борьбе с которой таможенники посвящают последние годы.

Впрочем, без особого успеха.  Корректировки таможенной стоимости, как оказалось, не всегда являются обязательным результатом применения мер минимизации рисков, а то, что все-таки корректировалось, можно было впоследствии либо «отбить» в суде, либо обжаловать, либо отменить ведомственным контролем. Эти инструменты, тоже, кстати, стали вполне себе легальными схемами по обогащению их участников.

Ситуация с контролем таможенной стоимости сложилась просто неконтролируемая, потому что кроме профилей рисков существуют еще и т.н. «проходные цены», которые часто не коррелируют с индикаторами в профилях рисков, а также на местах сложились разные практики работы со всеми этими инструментами.  Такое ощущение, что центральное руководство потеряло рычаги управления.

Все решения, связанные с контролем таможенной стоимости, принимаются, как известно, внизу, на «земле», но связаны незримыми нитями с московскими «крышевателями», лоббирующими свои интересы. К наездам же натасканных проверяющих выработался стойкий иммунитет. Ведь максимум, что может грозить проверяемым из числа среднего и младшего руководящего состава  – увольнение со службы. Правда, перед этим нужно еще набрать критическую массу дисциплинарных взысканий, на что тоже требуется определенное время, которого вполне хватает для решения вопросов собственного жизнеобеспечения.

Как ни странно, еще одним катализатором явились т.н. «передовые технологии». Через систему «удаленного выпуска» стало возможным в принципе подавать декларацию на товары в любом таможенном органе. При этом карт-бланш был дан некоторым ЦЭДам, где в результате сращивания бизнес-интересов таможенников и предпринимателей из околотаможенного окружения, были созданы комфортные условия в виде низких «проходных цен», что способствовало перераспределению основных товаропотоков. Мало того, негласные указания по массовому «загону» участников ВЭД для оформления на «привилегированные» ЦЭДы  (например, с Дальнего Востока на Можайский ЦЭД) вызвали недовольство, как среди таможенников, так и бизнесменов из регионов, в одночасье потерявших заработки. Так сложилось, что именно коррупционный фактор стал превалирующим при формировании таможенной и транспортной логистики. Поэтому сейчас перед руководством ФТС стоит задача обеспечения единообразного подхода при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости.   

Тем не менее, тучи сгущаются. Федеральный бюджет по вполне объективным причинам трещит по швам, денег катастрофически не хватает. Собранная  ФТС в январе сумма в 280 млрд руб. на фоне аналогичных периодов прошлых лет выглядит просто нелепо. И летят из Филей в регионы циркуляры с требованиями усилить, углубить и обеспечить. Неконтролируемые таможенные посты лишаются функций и компетенций, которые передаются своим, контролируемым, таможни укрупняются, в местах сосредоточения товаропотоков как бы усиливается контроль, и всё это напоминает агонию, происходящую под лозунгами Совершенствования таможенного администрирования.

В распоряжении Провэда оказался любопытный документ, направленный на днях руководителем ФТС начальникам РТУ, он ярко характеризует сложившуюся ситуацию. Как следует из него, доля таможенных деклараций по импорту, по которым в 2015 году было принято решение о корректировке таможенной стоимости, составляет около 7%, что сравнимо с 2014 годом. Результативность СУР по контролю таможенной стоимости в денежном выражении составила 15,3 млрд руб., что хотя в рублях и больше на 44%, чем в 2014 году, но в реальности это оказалось на 100 млн долл. меньше из-за роста курсовой разницы.

Руководство ФТС серьезно беспокоит тот факт, что только 14% товарных партий, по которым были выявлены стоимостные риски, были подвергнуты корректировке таможенной стоимости. Остальные были выпущены, что называется, «ниже риска», да еще и в установленный законом двухдневный срок.

Формальный подход к проведению дополнительных проверок со стороны должностных лиц таможенных органов привел к тому, что в отношении 40% товарных партий, подвергшихся корректировке таможенной стоимости, доначисления составляли менее 20 тыс. руб. за одно наименование товара. Для чего это делалось, тоже понятно: меры по минимизации рисков отработаны, контрольные показатели по эффективности СУР выполнены, предприниматель тоже не в большой обиде, поскольку за возвратом таких сумм в суд никто не побежит.

Руководитель ФТС, очевидно, видит в КТС большой потенциал для выполнения фискальных задач, и в очередной раз призывает начальников РТУ обеспечить единообразный подход при осуществлении контроля таможенной стоимости и контроль действий должностных лиц при принятии решений по таможенной стоимости товаров. И подход этот должен быть выражен в актуализации профилей рисков, а также в фактическом запрете для всех выпуска товаров «ниже риска», за исключением, разумеется, предприятий, работающих в  «зеленом секторе».

И если первая задача начала уже реализовываться в соответствии с утвержденными графиками, то исполнение второго  указания поставило в тупик, как руководство таможенных органов, так и участников ВЭД, поскольку в корне меняет сложившуюся за годы практику таможенного администрирования. Предприниматели начали посматривать в сторону услужливо распахивающих свои объятия дружественных по Таможенному союзу соседей, таможенники проводят экстренные совещания на тему, как дальше жить. На самом деле, в данной ситуации любые меры будут работать на ухудшение. Необходимо кардинальное переосмысление всей идеологии взимания таможенных платежей и построение иной модели таможенного администрирования. Но это тема для отдельного разговора.       

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы