Экономика

Неналоговые платежи хотят включить в Налоговый кодекс: кому от этого будет плохо?

Платежи, «близкие к налогам», могут включить в Налоговый кодекс. Сегодня такие сборы, как экологический и утилизационный, считаются неналоговыми и регулируются отдельными законами. В общей сложности неналоговых платежей насчитывается до полусотни, а их объем оценивается в 800 млрд рублей. По информации «Коммерсанта», идею о включении таких сборов в кодекс активно продвигает Минфин. Против – предпринимательские союзы: РСПП, «Опора России» и Торгово-промышленная палата. Почему, казалось бы, формальное изменение в законодательстве вызывает столь резкую отповедь со стороны бизнес-сообщества? Об этом мы спросили эксперта в области налогообложения, главного бухгалтера одной из крупных петербургских компаний Валентину Зайцеву.

 


Точный перечень сборов, которые могут ввести в НК, пока неизвестен, но предполагают, что их будет шесть, включая экологический и утилизационный. По мнению Валентины Зайцевой, главная причина беспокойства бизнеса в том, что после этого контроль над взысканием платежей перейдет к Федеральной налоговой службе.

– Есть прецедент подобного переподчинения – оплата взносов в социальные фонды. После того, как в 2017 году их стала взимать налоговая, а не Пенсионный фонд и ФСС (Фонд социального страхования – прим. ред.), собираемость выросла на 10-15%. Сейчас по каждому неналоговому сбору – отдельная ситуация. Например, утильсбор берут с производителей и импортеров автотранспорта, но затем автозаводам государство его компенсирует. Есть экологический сбор. Он отличается от сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), который должны платить организации, образующие отходы. Однако Росприроднадзор просто не в состоянии собрать эти сборы. Видимо, у него нет таких механизмов влияния, как у ФНС, или он недостаточно технически оснащен. Росприроднадзор просто будет слать вам письма и судебных приставов, а налоговая – заблокирует счета. Она же, как доберман, – говорит эксперт.

По словам главбуха, ни один другой надзорный орган не может превзойти Налоговую службу по численности людей в штате и уровню автоматизации. Автоматизированные системы, заточенные на борьбу с «обналом», позволяют в течение месяца взыскать долг или заблокировать расчетный счет должника.

– Истребование задолженностей поставлено на поток, лучше, чем у какого-либо другого органа. Понятно, почему волнуется бизнес. С налоговой не поторгуешься, как с Росприроднадзором. Предпринимателей ждет более жесткий контроль за исполнением обязательств, которые раньше можно было игнорировать. Честно говоря, «отмазка» – так себе. Они же не новые налоги вводят. Но бизнесмены ссылаются на выступление Путина, где тот поручил «облегчать» и «уменьшать» давление на бизнес, – говорит Валентина Зайцева.

Более обоснованная причина для недовольства состоит, по мнению эксперта, в том, что возросшая нагрузка на инспекцию приведет к сбоям и осложнит работу бухгалтерам.

– Вероятно, долгое время все это будет связано с какой-то неразберихой. Налоговую уже сейчас, после передачи им социальных взносов, завалило работой. За последний год уже дважды поменялась форма декларации. Переходный период всегда в таких случаях тяжелый: не исключены ошибки, недоразумения. Это может продлиться год-два. Возрастет нагрузка на те отделы в компаниях, которые этим занимались, затраты на администрирование. Это большая нагрузка, которую придется оплачивать из кармана фирмы, – отмечает собеседница.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы