Не все страны ЕАЭС готовы к созданию системы прослеживаемости
В полном объеме система прослеживаемости перемещения товаров должна заработать в России к 1 мая 2019 года. Сейчас уполномоченные ведомства работают над системой документальной прослеживаемости, которая будет функционировать наряду с системой физической идентификации.
Пилотный этап физической идентификации (маркировки) товаров как инструмент национальной системы прослеживаемости в России запустили в 2016 году в отношении меховых изделий. На конец 2017 года участниками системы маркировки стали 9 тысяч организаций, занимающихся реализацией меховых изделий. Из них 23% компаний заявили о себе впервые.
– Мы понимаем, что есть проблемы. В первую очередь ряд государств не в полной мере предпринял меры для реализации этой системы. Но даже несмотря на проблемы, результатами мы довольны, – рассказала заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Татьяна Зыблева на XIV Ежегодной таможенной конференции «Таможня и бизнес: 10 шагов навстречу».
По ее словам, сейчас на уровне ЕЭК ведется работа по созданию проекта соглашения о формировании единой системы прослеживаемости. Вместе с тем каждая страна подошла к этой задаче «с различным потенциалом».
В России система прослеживаемости основана на декларациях по НДС, в Республике Беларусь – на формировании электронных накладных, а в Армении и Киргизии эта работа пока «в зачаточном состоянии». Дальше всех в создании национальной системы прослеживаемости продвинулся Казахстан. Уже во втором квартале 2018 года там планируют приступить к опытной доработке системы, которая будет реализована в программном модуле «Виртуальный склад» на базе программного комплекса «Электронные счета-фактуры».
– В РФ 2017 год был посвящен активной работе в этом направлении. Мы направили в Минфин и ФНС проект предложений в части внесения изменений в нормативную правовую базу, – сообщила Татьяна Зыблева.
В частности, необходимо издать постановление правительства о создании национальной системы прослеживаемости и внести изменения в существующие постановления правительства и приказы ФНС в части указания в счетах-фактурах номеров товаров и деклараций, а также количества единиц товаров. По информации ФТС, налоговое ведомство уже инициировало вопрос о подготовке проекта постановления правительства, которое изменит правила заполнения счетов-фактур.
Также ведомствам предстоит определиться с перечнем товаров, в отношении которых будет применяться физическая маркировка. Ранее сообщалось, что ФТС направила в Минфин проект перечня, в который вошли «высоконалогооблагаемые товары, перемещаемые с наибольшим риском нарушения таможенного и налогового законодательства».
– Мы пересылаем в ФНС сведения о декларациях и количественных характеристиках товаров, а ФНС нам – сведения о цепочках движения товаров, о разрывах, о возможных рисках нарушения таможенного законодательства с целью осуществления контроля после выпуска товаров. Таким образом мы создаем систему документальной прослеживаемости, – пояснила Татьяна Зыблева.
По данным ФТС, в результате внедрения эксперимента по физической маркировке товаров в 2017 году по сравнению с 2016 годом объем таможенного декларирования и уплаченных в бюджет платежей увеличился более чем в два раза. В 2017 году компании задекларировали почти 450 тонн меховых изделий, тогда как в 2016 году данный показатель составил около 160 тонн.
ФТС и ФНС рассчитывают получить подобный результат и по итогам внедрения документальной прослеживаемости.
– Пока эта работа в самом начале пути. Первый этап мы должны завершить к концу текущего года, – подытожила представитель ФТС.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка