Экономика

Ненадежный сосед, или как Киргизия стала «королем серого импорта»

Три года назад Киргизия вступила в состав ЕАЭС. Однако вместо репутации надежного делового партнера страна получила ярлык «окно для китайской контрабанды». А некоторые СМИ и вовсе окрестили киргизов «королями серого импорта». Если судить по данным таможенной статистики, то так оно и есть. Мы решили оценить масштабы.

 


Торговые успехи

Китай – это ключевой торговый партнер Киргизии. По данным киргизской таможенной службы, его доля во внешнеторговом обороте Киргизии по итогам января-июля 2017 года составила 41,5%. Если считать отдельно по импорту, то она еще выше – 61,4%.

Торговля Киргизии и Китая резко выросла с 2016 года, когда внешнеторговый оборот взлетел сразу на 44% и достиг $1563,9 млн. При этом основную долю в торговле занимает импорт товаров из Китая – почти 95%. По итогам 2016 года импорт вырос на 42% и составил $1483,8 млн.

2017 год тоже был успешным для взаимной торговли стран. По данным таможенной службы Киргизии, уже за семь месяцев этого года внешнеторговый оборот вырос на 1,4% и достиг $845,1 млн. При этом импорт Киргизии из Китая составил $790,1 млн, а экспорт из Киргизии в Китай – $54,9 млн.

 

Kirg 1

 

Тем не менее, по данным Киргизии, объемы торговли с Китаем не сильно отличаются от тех, что были еще пять лет назад. Но если сравнить их со статистикой Китая, то разница, как говорится, видна невооруженным глазом. Официальные данные статистического управления Китая каждый год в среднем в четыре раза выше, чем те же самые данные по Киргизии.

Так, по данным за 2014 год, китайцы ввезли в Киргизию товаров на $5243 млн, а в 2015 году – на $4282,1 млн, что значительно выше, чем по данным киргизской таможни. За 2016 год разница между киргизскими и китайскими цифрами тоже внушительна – в 2,6 раза.

 

Kirg 2

 

Впрочем, такое несоответствие статистики было замечено уже давно. В Киргизии объясняют это разницей в методологии при подсчете товарооборота. В частности, Счетная палата страны отметила, что китайцы формируют свою статистику по принципу направления движения товаров. Другими словами, данные по экспорту в Киргизию включают транзитные объемы товаров, следующих через республику в другие страны.

Различия в статистике выглядят подозрительно еще и потому, что по другому направлению – по экспорту товаров из Киргизии в Китай – разница между статистикой государств составляет всего 12%. В 2016 году, по версии Киргизии, экспорт составил $80,1 млн, а по мнению китайцев – $71,2 млн. Вот как раз эта разница гораздо больше похожа на транзитные поставки.

Тем не менее по данным других источников разница в цифрах еще больше. Так, например, по оценке Международного торгового центра, который ссылается на базу статистических данных ООН по торговле товарами («Комтрейд ООН»), в 2016 году из Китая в Киргизию ввезли грузов на $5605,4 млн. А это уже в 3,8 раз больше, чем декларирует киргизская сторона.

 

Что везут китайцы в Киргизию?

Ассортимент декларируемой продукции, ввозимой на территорию Киргизии из Китая, тоже вызывает вопросы. По оценкам Международного торгового центра, более половины всего экспорта приходится на одежду и обувь, еще свыше 10% – на нити и трикотажные полотна. Кроме того, в Киргизию везут машины и оборудование, однако их доля несравнимо меньше текстильной продукции.

Вряд ли в Киргизии, где всего проживает только 6,1 млн человек, есть такая потребность в одежде, тем более что текстильная промышленность в стране считается одной из главных отраслей.

 

Kirg 3

 

Куда на самом деле едут товары?

Очевидно, что большая часть импорта не предназначена для внутреннего рынка Киргизии. Основной поток китайских товаров следует из Киргизии в страны ЕАЭС – главным образом в Казахстан и Россию, где они буквально «растворяются» на местном рынке.

Выявить, что из этого в конечном итоге идет в ЕАЭС легально транзитом, а что движется нелегально без уплаты пошлин и налогов, уже не получится, тем более что официальная статистика по поставкам киргизских товаров в Россию весьма скромная. По данным ФТС России, Киргизия ввезла на российский рынок в 2016 году товаров на $152 млн. При этом доля текстиля среди них составила всего 12,3%, 24,5% пришлось на металлы и 16,5% – на машины и оборудование. Другими словами, товары на миллиарды долларов, по официальной статистике, в Россию из Киргизии не поступают.

В Киргизии довольно велика доля неформального сектора, и при этом львиная часть незаконного заработка сосредоточена как раз на границе с Китаем – главным торговым партнером республики. Спектр нарушений довольно широк: в лучшем случае товары ввозятся под другими кодами или их стоимость занижается, в худшем – грузы везутся контрабандой без уплаты пошлин и налогов. Кроме того, статистика совершенно не учитывает челночную торговлю, которая процветает на границе.

Ежегодный размер неполученных средств в бюджет стран ЕАЭС оценивается в $400 млн.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы