Общество

За что мы на самом деле платим, когда покупаем продукты?

Каждый день мы идем в продуктовый магазин и оставляем там некоторую сумму денег. Мы знаем, что покупаем хлеб за пятьдесят рублей, а пачку масла – за сто рублей. Но с каждым годом, незаметно для нас самих, мы все меньше платим собственно за сам хлеб или колбасу, а потом еще и удивляемся снижению их качества. Что же такое происходит?

 


Колбасы в колбасе все меньше

Когда мы покупаем те или иные товары, то уплачиваем розничную потребительскую цену. Она складывается из многих компонентов, но основных групп шесть: это расходы на сырье и материалы; расходы на производство и коммерческие расходы; прибыль предпринимателя; НДС и другие налоги; плата за доставку продукции от перерабатывающего предприятия потребителю; оборот сферы обращения, то есть надбавка, которую добавляют в цену торговые предприятия.

Все эти элементы в цене не равны друг другу и сильно отличаются в зависимости от вида продукта и региона, где он был куплен. Например, в Якутии товар будет стоить намного дороже, чем в Москве, из-за дорогой доставки в магазины.

Однако на протяжении последних лет наблюдается общая и отнюдь не утешительная тенденция. Продукты стабильно дорожают, хотя компоненты их цен растут неодинаково. Цены на сырье и материалы увеличиваются медленнее, чем иные составляющие, в частности, налоги или оборот сферы обращения.

В итоге получается так, что, покупая, к примеру, колбасу, мы в процентном соотношении теперь меньше платим за мясо, из которого она сделана, и все больше тратим на все остальное, то есть то, что фактически есть не будем. В среднем доля затрат на сырье составляет у продовольственных товаров от 15% до 50%. За последние восемь лет больше всего на нем стали экономить производители колбас. По данным Росстата, доля сырья в цене вареной колбасы 1-2 сортов еще в 2008 году составляла 48,68%, а в 2016 году стала составлять только 42,98%. Сырье в сливочном масле в 2008 году занимало 60,66% от цены, а сегодня составляет уже 55,9%.

Это снижение происходит на первый взгляд незаметно, по многим видам товаров оно не превышает 2-5%. Однако это устойчивая тенденция, и страшно представить, что же будет с нашими продуктами через пять лет.

 

Pr Tsena 1

 

За производство нужно платить

От 50 до 75% в цене товара – это все остальные составляющие цены помимо сырья. Один из самых крупных элементов – это расходы на производство. Они включают в себя вспомогательные материалы, топливо, энергию, расходы на эксплуатацию оборудования заработную плату, производственные и коммерческие расходы. Меньше всех доля таких затрат в подсолнечном масле (всего 6,71%), а самая высокая доля – в цене хлеба, где она достигла 44,78%.

За восемь лет производственные затраты по отдельным товарам вели себя по-разному. Например, в ценах на водку, подсолнечное масло, твердых сырах и сливочном масле их доля стала ниже в среднем на 4%, а вот по различным видам хлебобулочных изделий они выросли на 2,2-5,5%.

Несмотря на общий разброс производственных расходов, почти по всем товарам выросли затраты на оплату труда рабочих: их доля в цене выросла в среднем на 1-2%. Больше платить работникам стали на фоне повышения МРОТ и номинальных заработных плат.

 

Pr Tsena 2

 

Предприниматели стали получать больше

В ценах всегда заложена фактическая прибыль производителя. Раньше в ценах самых распространенных продуктов на нее приходилось в среднем 4,5%. Сегодня она подросла до 5,6%.

Увеличение прибыли стало результатом того, что за производство продуктов питания в нашей стране взялись крупные агрохолдинги, поддерживаемые государством. Финансирование в совокупности с продовольственным эмбарго дали не только толчок для отрасли, но и стимул для увеличения прибыли, и это незамедлительно отразилось и в статистических данных.

Наибольший процент прибыли закладывают в цену производители куриных яиц – 11,42%. Из 64,6 рубля за десяток 7,38 рубля пойдут в карман предпринимателя.

На втором месте – производители сахарного песка (9,7%) и хлеба из муки высшего сорта (9,67%).

 

Pr Tsena 3

 

Сколько идет в бюджет?

Важный компонент любой цены – это налоги. По данным Росстата, на НДС, акцизы и другие виды налогов в цене товара в среднем приходится более 7%. Меньше всего налогов мы платим производителям муки – около 4%, а рекордсмены среди продуктов – это алкогольные напитки, поскольку в их цену включаются также и акцизы. Например, покупая бутылку водки, только на налоги уйдет 46,2% от ее розничной цены. По данным Росстата, в рублях литр водки обойдется покупателю в 555,6 рубля, из которых на акцизы и другие налоги пойдет 256,8 рубля. Любопытно, что при этом себестоимость самой водки (сырье плюс затраты на производство) обойдутся покупателю всего лишь в 101,5 рубля, то есть в пять раз меньше, чем вся покупка.

Впрочем, это не единственные налоги, которые входят в цену товара. НДС с продаж платят предприятия розничной торговли. В ценах на него приходится в среднем около 2-3%. Кроме того, налоги содержатся в ценах сырья, которое покупается предприятием для производства своей продукции, они есть в затратах на производство и платежах за свет и электроэнергию. Такие налоги, как например, налог на доходы физических лиц заложены в начисленной заработной плате. Кроме того, предприниматель обязательно учтет в цене и общие налоги, которые он платит за свой бизнес: налог на прибыль, налог на имущество предприятий. Розничные предприятия включат в итоговую цену реализации торговый сбор, а в плату за доставку грузов обязательно будет включен «Платон».

 

Pr Tsena 4

 

Чем больше добавленная стоимость продукции, чем сложнее цикл ее производства, а чем больше посредников участвует процессе, тем больше в цене и налогов.

Сколько в конечном итоге в цене продукта набегает всяких косвенных платежей, подсчитать невозможно, да и у каждого товара и отдельного производства есть свои особенности. Однако, по мнению ряда экспертов, общая налоговая составляющая в цене неподакцизных товаров составляет от 10% до 30%, а в цене подакцизных товаров и вовсе может достигать 90%.

 

Сколько мы платим посредникам и торговцам?

В цене каждого товара обязательно присутствует и такая статья, как оборот сферы обращения. В нее включаются все надбавки посредников, затраты торговцев на продажу товаров, их прибыль и тот НДС, который они платят с розничной продажи. Обычно, чем больше посредников, тем эта надбавка выше. Как правило, она имеет весьма немалый вес в конечной розничной цене товара. В среднем же она достигает по разным товарам 25-45%.

Самый высокий показатель у пшеничной муки высшего сорта: он составляет почти 54%. Не намного меньше у подсолнечного масла – 45,8%, у живой рыбы – 46,3%.

Несмотря на то, что оборот сферы обращения – одна из самых крупных составляющих цены, по многим видам пищевых продуктов ее доля стала меньше. Прежде всего, это все виды мяса: по ним доля сократилась в среднем на 4-6%. А также – подсолнечное масло, сметана, яйца: по ним такие надбавки стали меньше в среднем на 3%.

Во многом на это оказывает влияние рост торговли через крупные торговые сети. Массовые продажи и большие обороты сбыта приводят к снижению подобного рода издержек на единицу продукции по сравнению с малым и средним торговым бизнесом.

 

Pr Tsena 5

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы