Экономика

Из-за чего поссорились Казахстан с Кыргызстаном?

Ранее Казахстан усилил контроль на границе с Кыргызстаном в рамках борьбы с «серым» импортом. В результате более 100 тонн киргизской продукции не прошли фитосанитарную проверку. Кыргызстан в свою очередь пожаловался в ВТО на действия казахстанской стороны, из-за которых поток транспорта через границу резко упал. Эксперты объясняют, из-за чего на самом деле конфликт.

 


Даниил Кислов, главный редактор портала «Фергана.ру», эксперт по Центральной Азии:

– Этот конфликт носит политический характер. Президент Кыргызстана Атамбаев, теперь уже экс-президент, использовал казахскую карту на выборах своего преемника. Это был не наезд на Назарбаева, это была кампания, компрометирующая соперника атамбаевского преемника на выборах президента.

Атамбаевский преемник – это Сооронбай Жээнбеков, которого Атамбаев всячески пропихивал в президенты, используя весь свой административный ресурс. Его оппонент, Омурбек Бабанов, конкурент на выборах, за неделю до конфликта ездил в Астану и там встречался с Назарбаевым. Атамбаев использовал эту встречу, чтобы очернить Бабанова, обвинив его в том, что он якобы работает на казахов. Отсюда все и пошло.

 

Досым Сатпаев, учредитель организации «Группа Оценки Рисков» (KRAG), Казахстан:

– После вхождения Кыргызстана в ЕАЭС между Казахстаном и Кыргызстаном усилились трения, касающиеся того, что казахская сторона чинила препятствия товарообороту, особенно экспорту кыргызской продукции, ссылаясь чаще всего на недостаточность фитоконтроля. Либо же речь шла о «сером импорте» – попытке с нарушением таможенных правил провезти товары на территорию ЕАЭС.

Сейчас мы наблюдаем очередную, довольно серьезную волну этих трений. На ситуацию накладывается также и политический момент, а именно то, что в Кыргызстане недавно прошли президентские выборы. Казахстанская сторона сейчас целенаправленно создает определенные трудности, поскольку в ходе избирательной кампании со стороны президента Алмазбека Атамбаева прозвучали очень жесткие обвинения в адрес руководства Казахстана.

Атамбаев обвинил их в попытке вмешаться во внутренние дела Кыргызстана, продвигая одного из кандидатов в президенты, а именно Омурбека Бабанова. После этого Атамбаев также сделал несколько резких замечаний относительно реакции Казахстана в виде ужесточения таможенного контроля на границе между двумя странами.

С кыргызской стороны прозвучали заявления о том, что будут поданы жалобы в Евразийскую экономическую комиссию на деятельность Казахстана. Кыргызстан, насколько мне известно, также подал жалобу в ВТО, поскольку обе страны являются членами ВТО.

Мы видим определенную торговую войну, которая вместе с информационной войной создает довольно высокий градус напряженности между странами и дискредитирует ЕАЭС. В ЕАЭС и ранее примерно по такой же схеме происходили взаимные обвинения и трения между Россией и Белоруссией. Сейчас в рамках этого интеграционного союза конфликтуют Казахстан и Кыргызстан, новый конфликтный дуэт. Таким образом, в границах ЕАЭС существует уже две точки напряжения.

Как будет развиваться конфликт? Скорее всего, Кыргызстан попытается подключить к разрешению конфликта Москву, тем более что кыргызское руководство пророссийски ориентировано. Если ситуация не разрешится, то теоретически даже можно себе представить выход Кыргызстана из ЕАЭС. Тем более что в Центральной Азии уже был прецедент, когда одно из государств выходило из договорного блока – я имею в виду выход Узбекистана из Договора о коллективной безопасности несколько лет назад. И также Узбекистан в свое время заявлял, что не собирается входить в состав ЕАЭС, поскольку эта организация не соответствует национальным интересам Узбекистана.

Ситуация сейчас не очень хорошая. Многие рассчитывают на то, что новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков попытается отрегулировать ее, хотя пока ему это сложно будет сделать. Все-таки он является ставленником Атамбаева, и попал в сложное положение: попытавшись быстро урегулировать ситуацию с Кыргызстаном, он, получается, отойдет от позиции Атамбаева, который жестко настроен против руководства Казахстана. Если Жээнбеков продолжит линию прежнего президента, то ситуация будет только ухудшаться.

Создание дополнительных проблем на таможне, эта торговая война будет сказываться и на политических отношениях и пойдет лишь во вред региону. После того, как наконец-то Узбекистан стал активно налаживать региональную кооперацию, вдруг неожиданно возникла напряженность между Казахстаном и Кыргызстаном. Это удар по многим процессам в Центральной Азии, которая только начала налаживать тесное взаимодействие.

 

K K 4

Преемник Алмазбека Атамбаева Сооронбай Жээнбеков

 

Марс Сариев, политолог, социолог, эксперт Института общественной политики Кыргызстана:

– Конфликт имеет под собой обоснования. Казахстан обещал Кыргызстану выделить 100 миллионов долларов на оборудование фитосанитарного контроля. Но казахстанская сторона тянула с денежным переводом, и Кыргызстан нес очень большие убытки. И вообще Атамбаев проявлял недовольство тем, что крупные игроки ЕАЭС – Россия, Казахстан, да и Белоруссия – очень хорошо защищают свои рынки, а Кыргызстан здесь как пасынок, в этом союзе. Все-таки идет мощная экономическая борьба, каждый старается защитить свой рынок, и Кыргызстан не получал должной отдачи от ЕАЭС.

Это подспудное недовольство всегда было, зрело, но политес не позволял его высказать. Наконец ситуация сложилась так, что эти высказывания стали возможны. Очень сильным был претендент в президенты, бывший премьер-министр, бизнесмен Омурбек Бабанов. Он начал путать карты партии Атамбаева, последней каплей стало приглашение Бабанова на встречу с Назарбаевым. Атамбаев поспешил подать это как вмешательство Казахстана во внутренние дела Кыргызстана, у Атамбаева сдали нервы, и уже с политическими целями он стал создавать в лице Казахстана политического врага, подрывая тем самым шансы Бабанова, у которого там были также и бизнес-связи. Это сыграло роль. «Черный пиар» резко уронил рейтинг Бабанова. Ситуация была 50 на 50, угрожал второй тур, который был абсолютно неприемлем для Атамбаева. Он активно вмешался в процесс, лоббировал Жээнбекова.

Все это не осталось без внимания казахской стороны. Формально казахская сторона фактически блокировала Кыргызстан. Наши фрукты, овощи, мясная продукция, молочная – все это стоит сейчас на таможне. Десятикилометровые очереди из фур.

Кыргызстан сейчас угрожает спустить Кировское водохранилище (водохранилище в Таласской области Кыргызстана, орошает 55 тысяч гектаров земли – прим. ред.), таким образом Джабульская область (Джамбульская, или Жамбылская область – область, расположенная на юге Республики Казахстан, – прим. ред.) весной может остаться без воды. Начался какой-то откровенный шантаж. Картина неприглядная.

Все это бьет в конечном итоге по интересам России как члену ЕАЭС. Это российский геополитический проект, и разлад внутри ЕАЭС играет на руку США. Россия проигрывает геополитически. Поэтому Лавров сейчас ведет интенсивные консультации с кыргызстанским МИДом, выступает в качестве посредника.

Дело в том, что сейчас у Кыргызстана налажены тесные отношения с Узбекистаном, и Кыргызстан намерен продвигать уже подписанный договор с Узбекистаном в отношении трассы, которая соединит города Андижан, Ош и Кашгар с пропускным пунктом «Иркештам». Эта трасса – часть «Шелкового пути», дороги, которую строит Китай. В этом случае Кыргызстан сможет выйти к Желтому морю, к Тихому океану, Кыргызстан может быть транзитной страной и для Ближнего Востока, в обход России. Это ветка – конкурент Транссиба. Все это вызывает мультипликативный эффект, и Бишкек это знает, и с этим связан шантаж Бишкеком Москвы и Астаны.

Мы очень хорошо сидели на «сером» импорте. По китайским данным, к нам в страну входило продукции на 10 миллиардов долларов. По нашим данным, на 1,5 миллиарда долларов. А разница – это и был «серый» импорт. И мы хорошо жили на этом импорте, пока ЕАЭС не закрыл границы с Казахстаном. Войдя в ЕАЭС, мы рассчитывали на преференции, на то, что Россия и Казахстан, возможно, компенсируют нам потери, понесенные в результате отказа от «серого» импорта. Но этого не произошло.

Экономические законы имеют свои условия. Никто не собирался подыгрывать слабому Кыргызстану в этом процессе. Люди остались на бобах, обстановка нервозная. «Серый» импорт остался, но не в таких масштабах, как это было раньше. Нет таких масштабных поставок.

Мой прогноз таков: Россия в лице Лаврова попытается сгладить этот конфликт между Казахстаном и Кыргызстаном. В Казахстане заметна усталость общества от бессменного президентства Назарбаева. Эскалация конфликта может разрушить ЕАЭС. Россия вмешается, подключит материального плана компенсационные механизмы, которые позволят снова «сшить» евразийское пространство, поскольку от развала союза наибольшие геополитические потери понесет именно Россия. Кыргызстан, конечно, тоже теряет: к нам не поступает казахский уголь, наши фуры стоят на границе – гниет продукция, несем убытки. Но я уверен, что Россия сыграет свою роль, чтобы не потерять Центральную Азию.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы