ЕАЭС

Таможенный кодекс ЕАЭС: быть или не быть к новому году

Время идёт, а уверенности в том, что к 2016 году таможенный кодекс Евразийского экономического союза увидит свет, нет до сих пор. Возможны два сценария развития ситуации, так полагают специалисты, с которыми нам удалось вместе поработать на семинаре, посвящённом проблемам создания этого документа.

Первый вариант – это волевое решение глав государств, которые дадут команду сделать так, чтобы до 31 декабря 2015 года кодекс лёг на столы президентов стран ЕАЭС кодекс на подпись. Второй – очередной перенос сроков.

Основная причина, по которой весьма реален второй вариант – позиция Казахстана, отличная от достигнутых в начале переговорного процесса договорённостей. Как пояснил директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов, поправки, которые внёс Казахстан – это не просто желание что-то пересмотреть, а попытка переработать концептуальные подходы к кодексу. Например, Казахстан предлагает все вопросы, связанные с налогообложением, изъять из таможенного кодекса и инкорпорировать в национальное налоговое законодательство. Это, конечно, понятно с учётом слияния  там налогового и таможенного ведомств, но Россия, например, на такое не согласна.

Вообще эксперты называют ряд причин, по которым Казахстан сменил милость на гнев, среди них и явное разочарование казахстанского делового сообщества результатами интеграции в ЕАЭС, и крайне негативная оценка ситуации с книжками МДП, из-за которой Казахстан несёт серьёзные экономические потери, наряду с невозможностью эту ситуацию изменить.

Однако, несмотря на довольно агрессивную позицию казахских коллег, работа над проектом ТК ЕАЭС идёт полным ходом, в том числе в рамках рабочих и экспертных групп ЕЭК. По информации Комиссии, проект ТК ЕАЭС уже вобрал в себя внушительное количество новелл, а целый ряд нововведений находится на стадии обсуждения. Так, до сих пор не окончена дискуссия по вопросу предварительных решений по таможенной стоимости (например, в части попытки определить, будет ли идти речь о конкретной величине или только о методе определения таможенной стоимости). Много вопросов вызывает и тема, связанная с отложенным определением таможенной стоимости.

«Мы нигде в мире не нашли аналогов процесса отложенного определения таможенной стоимости, - рассказывает Елена Бричёва, заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, - может быть, это сыграло и не очень хорошую роль: стороны в какой-то момент пошли на попятную и даже вычеркнули эти положения из проекта кодекса. К счастью, сейчас в текст проекта они всё же возвращены».

Ряд изменений в ТК ЕАЭС будет и в части таможенных платежей: появится отдельная глава по специальным, антидемпинговым и компенсационным пошлинам, будут чётко разделены понятия тарифных льгот и тарифных преференций, уточнён объект налогообложения, появятся новшества в части возврата излишне уплаченных пошлин и налогов, и многое другое.

Особый интерес вызвала информация об исключении из кодекса нормы, по которой сейчас не подлежат уплате таможенные платежи в отношении товаров, стоимость которых менее 200 евро. Этот пункт не раз вызывал споры, так как содержит в себе определённую коллизию: с одной стороны, при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления платежи при их стоимости менее 200 евро уплате не подлежат, но с другой стороны, сама обязанность никуда не исчезает. По информации ЕЭК, в новом кодексе будет чётко прописано, что обязанность по уплате платежей в принципе не будет возникать, когда речь идёт о ввозе товаров стоимостью менее 200 евро.

Но при этом так и не решён вопрос, какая стоимость всё-таки имеется в виду: таможенная - на чём настаивают государственные органы, или просто стоимость товара - на чём настаивает бизнес.

В части подтверждения страны происхождения товаров одним из нововведений станет закрепление в кодексе положений, которые позволят таможенным органам не требовать фактического представления документов о происхождении. «Это будет возможно в случаях, когда сведения о документах могут быть получены в рамках информационного взаимодействия с органами или организациями третьих стран, которые выдают документы о подтверждении происхождения. Данное взаимодействие должно быть закреплено соответствующим международным договором. В качестве примера можно привести Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом», - поясняет консультант Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Кирилл Павлюченков.

Таможенные платежи, классификация товаров, запреты и ограничения во внешней торговле – по любой сфере таможенного регулирования у экспертов, представителей ЕЭК есть достаточно внушительный перечень предложений, правок и новелл проекта ТК ЕАЭС. Но пока, учитывая количество нерешённых вопросов по ключевым темам таможенного регулирования, кодекс так и остаётся на уровне дискуссии, отношение к возможности вступления его в силу 1 января 2016 года с приближением этой даты становится всё более скептическим. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы