Политика

Северокорейский кот в мешке: будет ли война с КНДР?

Ураган Ирма, нанесший удар по штату Флорида, ненадолго отвлек внимание американцев от корейской ядерной программы. Однако провокационные действия Пхеньяна по-прежнему остаются политической темой номер один. Политологи и солидные издания дотошно просчитывают возможные сценарии. И Америку, и все мировое сообщество занимает далеко не праздный вопрос: не дойдет ли противостояние с КНДР до открытого военного вмешательства?

 


 

Трамп обещает Пхеньяну «печальный день»

Противоречивые сигналы поступают с вашингтонского властного Олимпа. С одной стороны, Белый дом говорит о необходимости наращивать давление на КНДР и заставить ее отказаться от ядерных приготовлений. То есть имеются в виду исключительно экономические средства давления. С другой стороны, сам Дональд Трамп настроен более драчливо. «Военные действия точно были бы вариантом. Неизбежны ли они? Ничто не неизбежно», – так витиевато высказался он на днях в ходе совместной пресс-конференции с эмиром Кувейта. И добавил для придания большей весомости собственной позиции: если США применят военную силу, «это будет очень печальный день для Северной Кореи».

В воинственной риторике американскому президенту не уступает горячо любимый вождь корейского народа товарищ Ким Чен Ын. Он обещает нанести сокрушительный удар по американским базам на Гуаме и в Южной Корее, если США продолжат угрожать Пхеньяну и настаивать на усилении санкций. Вместе с тем северокорейский лидер не согласен вступать в переговоры ни с кем иным кроме Вашингтона. Получается пример классического шантажа. Но кто даст надежные гарантии, что, оказавшись в полном тупике, «мудрый вождь» не хлопнет громко дверью?

Настоящими заложниками этой ситуации оказались граждане Южной Кореи. Согласно последнему опросу общественного мнения, большинство из них не ожидает, что противостояние с КНДР перерастет в настоящую войну, пишет The Japan Times. Однако тут же возникает естественный вопрос: действительно ли южнокорейцы не верят или скорее боятся поверить в возможность военного кошмара на Корейском полуострове?

Ситуация усугубляется непредсказуемостью двух главных персонажей этой драмы. Северокорейский лидер словно специально провоцирует американцев громкими угрозами и чередой все новых взрывов. Что же касается его заокеанского визави, то тот уже наглядно доказал нездоровую склонность к импульсивным акциям. Лучшее тому подтверждение в недавнем прошлом – приказ нанести ракетный удар по военно-воздушной базе в Сирии в апреле нынешнего года. Примечательно, что одним из первых акцию американцев гневно осудил тогда Пхеньян. В северокорейском заявлении она была названа «непростительным актом агрессии».

 

География, о которой почему-то забывают в Америке

Военную опцию в качестве одного из вариантов разрешения опасной ситуации рассматривало в недавней публикации агентство Bloomberg. Превентивный удар по Северной Корее, признается в статье, сопряжен с огромным риском. Потенциально он может стоить слишком дорого даже в том случае, если Пхеньян в ответ ограничится применением лишь традиционного оружия.

Во-первых, военные объекты Северной Кореи разбросаны по всей ее территории. Их одновременное уничтожение не выглядит легкой задачей. Во-вторых, столица Южной Кореи с ее 10 миллионами жителей находится в зоне досягаемости северокорейской артиллерии. Основная часть орудий размещена как раз вдоль границы. В-третьих, и это самое важное, никому не известно точно, смогут ли американские противоракетные системы защитить Сеул, если Северной Корее все же удастся пустить в ход ядерное оружие.

По мнению Уильяма Маккинни, эксперта по Корее и бывшего армейского полковника, которого цитирует Bloomberg, одним из вариантов могла бы стать попытка вывести из строя пусковые установки северных корейцев. Однако, по словам специалиста, Пхеньян может прореагировать слишком остро на «сфокусированную и пропорциональную» военную акцию и ответить ударом по Сеулу и Японии.

При этом большинство экспертов, на которых ссылаются американские издания, как-то забывает об одной географической детали. В непосредственной близости от ядерных и прочих  стратегических объектов Северной Кореи расположен не один Сеул. От столицы КНДР до российского Владивостока меньше 700 километров. На таком же или даже меньшем расстоянии находятся сразу несколько китайских мегаполисов. И решить проблему путем массированного удара по северокорейскому ядерному арсеналу никак не выйдет без огромного риска для прилегающих районов России и Китая.

 

Северокорейский кот в мешке

Точными сведениями о том, сколько ядерного оружия находится в распоряжении северокорейской армии, не располагает, кажется, никто кроме военной верхушки в самой КНДР. Даже для американских военных это настоящий кот в мешке. Газета The Washington Post упоминала в августе примерные расчеты Разведывательного управления министерства обороны США (Defense Intelligence Agency). Согласно данным этой структуры, речь в настоящее время может идти о 60 ядерных бомбах, По оценкам независимых экспертов, северокорейский арсенал значительно скромнее.

Баллистические ракеты? С ними тоже нет полной ясности. После июльского пробного запуска очередной ракеты специалисты из США пришли к очень тревожному предположению. В радиусе прямого поражения может оказаться по крайней мере часть американской территории. Между тем Ким Чен Ын упорно заявляет, что под прицелом у него с недавнего времени оказалась вся территория Соединенных Штатов.

Аналогичная неопределенность распространяется и на обычные вооружения. В США часто пишут о тяжелой артиллерии, наведенной на Южную Корею. Но при этом называют совершенно разные цифры. Одни эксперты говорят о 10 тысячах орудий. Другие утверждают, что дальнобойной артиллерии у КНДР намного больше.

Что можно сказать в этой связи? Политика международной изоляции КНДР, безусловно, принесла свои плоды. Но одновременно она привела к одному побочному эффекту – к еще большей закрытости Северной Кореи для посторонних глаз и ушей. И это делает шпионаж против нее неблагодарным ремеслом. Наверняка чуть больше, чем другие, об истинном положении дел осведомлены китайцы. Но они едва ли станут делиться разведданными с ЦРУ и Пентагоном.

Единственное, что можно утверждать со всей определенностью, так это быстро растущие амбиции и возможности Пхеньяна. Даже не столь важно, была ли бомба, которую северные корейцы испытали уже в сентябре, и в самом деле водородной. Куда красноречивее другое. Мощность этой бомбы, по расчетам южнокорейских сейсмологов, была примерно в шесть раз больше тех зарядов, которые в КНДР взрывали годом ранее. По оценке Випина Наранга, эксперта из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), она могла бы стереть с лица земли большой американский город, пишет Bloomberg.

 

Корейская рулетка

До сих пор все мирные варианты, связанные с усилением санкционного давления, показали предельно низкий КПД. Похоже, что обновленный набор санкций, одобренный в начале сентября, постигнет та же участь. КНДР уже успела заявить, что отвергает новое решение ООН и назвала его объявлением «полномасштабной экономической блокады».

Резолюция Совета Безопасности предусматривает, в частности, запрет на импорт северокорейских сырьевых товаров – железной руды, железа, свинца и угля, а также морепродуктов. Пхеньян, таким образом, лишается главного источника валюты. По подсчетам авторов резолюции, американцев, валютные поступления Северной Кореи сократятся на миллиард долларов или более чем на треть.

Но и это еще не все. На государства, входящие в ООН, накладывается обязательство не увеличивать численность рабочей силы из Северной Кореи на своей территории, не создавать новые совместные предприятия с КНДР и не расширять существующие. Будут заморожены зарубежные счета Банка внешней торговли КНДР. А северокорейским морским судам, нарушившим резолюции ООН, запретят входить в порты всех государств.

Сейчас США предлагают мировому сообществу еще более жесткие меры. Вашингтон потребовал, к примеру, ввести полное эмбарго на нефтяные поставки Пхеньяну, арестовать зарубежные активы Ким Чен Ына и вообще лишить северокорейских граждан возможности работать за границей. Однако, тот же Китай, даже если и поддержит на словах эти драконовские меры, едва ли станет неукоснительно соблюдать их на практике.

Китайцы остаются единственным значимым партнером Пхеньяна. Без поставок энергоносителей из КНР северокорейский режим элементарно не сможет выжить. В Пекине сильно опасаются последствий будущего краха – коллапса государственной машины в соседнем государстве, распада экономики, гуманитарной катастрофы и мощного потока беженцев. Китайские официальные лица в частных беседах уже выражали тревогу, что нефтяное эмбарго приведет к нестабильности у их восточных соседей, сообщает Reuters.

Конечно, Америка в состоянии устроить морскую блокаду Северной Кореи. Но каким образом американцы смогут контролировать ее сухопутную границу с Китаем?

Предлагая предельно жесткие меры, Трамп грозит торговым эмбарго любому государству, которое посмеет продолжить коммерцию с КНДР. Но эмбарго на торговлю, например, с Китаем оказалось бы равносильно политическому харакири самого американского президента. Тогда уж точно будет импичмент, соглашаются даже сторонники импульсивного Трампа.

На данный момент в запасе у Белого дома, с какой стороны ни посмотреть, либо просто плохие, либо очень плохие опции. В такой ситуации миру остается только надеяться, что у кого-нибудь из двух основных игроков в корейскую рулетку не откажут однажды нервы.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы