Таможня

СУР станет прозрачнее?

Обнародованная программа развития ФТС России до 2020 года раскрыла амбициозные планы таможенников. Развитие системы управления рисками – среди приоритетных целей. Что-то изменится?

 

Одно из направлений совершенствования процессов выбора объектов таможенного контроля – продолжение работы по модернизации субъектно-ориентированной модели СУР за счет расширения практики использования результатов контроля ФНС, основанной на применении интегрированных информационных технологий ведомств, подконтрольных Минфину, говорится в программе.

К 2020 году доля деклараций на товары, оформленные участниками ВЭД, чья деятельность характеризуется низким уровнем риска, в общем количестве деклараций должна подняться с 44% (такой показатель был в прошлом году) до 80%. А еще 80% от этого числа предполагается выпускать в автоматическом режиме. Но как это сделать?

Сегодня в списке благонадежных находится около 3,5 тысячи компаний. Глава ФТС Владимир Булавин уверен, что их число должно непрерывно расти, таможня заинтересована в этом. Но что конкретно при этом собирается делать ведомство, пока неясно.

Критерии и условия автоматизированного определения категорирования участников ВЭД закреплены приказом ФТС от 01.12.2016 №2556. В списке критериев – 30 позиций. Шесть первых из них являются блокирующими, то есть при их наличии участник ВЭД уверенно попадает в «красную зону» со всеми вытекающими. Остальные 24 являются расчетно-аналитическими, как со знаком плюс, так и со знаком минус, причем каждый имеет свой весовой коэффициент – от 5 до 30.

Например, критерий «Экспортная ориентированность» является положительным для участника ВЭД и имеет коэффициент 8. А вот критерий «Соотношение количества ДТ, по которым принято решение об отказе в выпуске к общему количеству выпущенных ДТ» – отрицательным, с коэффициентом 10. Логика простая: больше «тяжелых» плюсов – меньше «легких» минусов. Ежеквартально до 25 числа месяца, предшествующего новому кварталу, в соответствии с приказом №2257дсп от 01.12.2016, ФТС рассчитывает итоговую оценку деятельности участников ВЭД и формирует перечни участников ВЭД низкого уровня риска.

В этом году таможня решила пойти навстречу участникам ВЭД и приоткрыть кое-какую информацию о параметрах СУР. Как раз в эти дни в ФТС готовят предложения по составу и порядку информирования участников ВЭД о действующей системе управления рисками. Кроме того, недавно на одной из встреч с бизнес-сообществом было обещано, что к концу года в личном кабинете участника ВЭД, зарегистрированного на портале ведомства, можно будет узнать, к какому уровню риска отнесена организация-импортер.

Правда, информацию о том, как сделать так, чтобы поправить свои показатели, таможня бизнесу раскрывать не намерена. По мнению таможенников, бизнесу подстраиваться под установленные критерии нецелесообразно. По иронии, в противовес этому, вся деятельность таможенных органов как раз и направлена на выполнение своих собственных контрольных показателей, а методики их расчетов вовсе не засекречены грифом «Для служебного пользования».

Между тем в техническом плане забот у таможни тоже хватает. Например, из-за отсутствия доработанной версии ИСС «Малахит» в профильном структурном подразделении ФТС расчетом оценок и формированием упомянутых перечней на 3 квартал текущего года занимались ЦИТТУ и ГУИТ, а не Аналитическое управление ФТС. Есть факты некорректного взаимодействия между ИСС «Малахит» и КПС «Административные правонарушения», в результате которых ряд организаций были безосновательно отнесены к категории организаций высокого уровня риска. Встречаются даже случаи неправомерного корректирования действующих профилей рисков должностными лицами таможенных органов.

И тем не менее к 2020 году ФТС планирует обеспечить результативность мер по минимизации рисков, применяемых при таможенном декларировании товаров, на уровне не менее 50%. Но не превратится ли благое желание в очередной виток показухи, целью которого станет выполнение установленных показателей любой ценой?

Неслучайно вопросом эффективности мер контроля больше всего озабочены добросовестные участники ВЭД, которые рады бы оказаться в «зеленом секторе», да в силу непонятных для них причин отнесены к среднему уровню рисков, а потому испытывают на себе финансовый гнет от неэффективного таможенного контроля. Таких компаний на рынке – большинство. По некоторым оценкам, около 80%, и оформляют они половину декларационного массива. Что делать им? К сожалению, программа не дает ответа на этот вопрос. Уклончиво отвечают и нынешние СУР-овские менеджеры: вы, дескать, сами знаете, где не дорабатываете, вот и работайте над этим.

Кажется, Владимир Булавин утверждает, что ВЭД – это дорога с двусторонним движением. Да, но только право преимущественного проезда на этом участке дороги здесь по-прежнему у таможни.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы