Таможня

Стоит ли ждать серьёзных перемен при нынешнем руководителе ФТС?

Полгода назад в таможенной службе произошли самые серьезные в 2016 году события – прежний руководитель ведомства Андрей Бельянинов был со скандалом снят, а его место молниеносно занял полпред по СЗФО Владимир Булавин. Все причастные к сфере ВЭД в предвкушении экшена запаслись попкорном, а кто-то замер в ожидании крутого зигзага своей собственной судьбы. Однако развитие сюжетной линии сильно подзатянулось, что по сути и явилось главным итогом шестимесячного правления нового главы.

Напомним, что сразу после назначения Булавина в прессу просочилась информация о грядущих резонансных перестановках. Однако новый руководитель не стал рубить с плеча, оставив все руководящие кадры на своих местах. Исключением, пожалуй, стало лишь увольнение первого заместителя Владимира Малинина, с 1 октября ушедшего на пенсию по достижению предельного возраста. Кстати, это место до сих пор вакантно. В новую команду, тем не менее, незаметно просочилось несколько человек. Среди них наиболее значимые – глава УФСБ по Карелии Анатолий Серышев, занявший позицию заместителя руководителя ФТС, и Андрей Юдинцев, бывший замглавы нижегородского МВД, назначенный заместителем начальника ГУБК. Вероятно, что обоих с Владимиром Булавиным связывают личные взаимоотношения, сложившиеся во время прошлой службы в силовых структурах. 

Между тем, без решения кадровых вопросов главе ведомства будет невозможно двигаться дальше. Сфера ВЭД в силу своей специфики всегда была достаточно криминальной. За 10 лет работы Андрея Бельянинова его ближайшим окружением были сформированы направления движения основных товаропотоков, и создана эффективно управляемая таможенно-логистическая инфраструктура, пронизанная  коррупционными связями и по горизонтали, и по вертикали, вплоть до центрального аппарата ФТС. Сломать такую махину в одночасье невозможно, поэтому она с успехом функционирует и сегодня, принося немалую прибыль, как таможенникам, так и предпринимателям. А ведь при назначении Владимира Булавина борьба с коррупционными проявлениями была названа его одной из основных задач на новом посту.         

Поэтому вместо коренной перенастройки функционирования ведомства, его глава вынужден заниматься разного рода мелочевкой.

Так, одним из заметных шагов нового руководителя стала отмена некоторых сомнительных решений прежнего главы ФТС, связанных с ограничением компетенций и полномочий таможенных постов по отдельным видам товаров (цветы, химия, драгметаллы).

Эти смелые ходы вызвали положительные эмоции у бизнес-сообщества и на какое-то время внушили надежды на дальнейшее улучшение таможенного администрирования.  

Следующим заметным шагом Владимира Ивановича стало анонсирование новой программы развития ФТС до 2020 года, принятие которой ожидается на годовом отчетном заседании коллегии ФТС в марте этого года. Очевидно, предполагалось, что современный этап развития ФТС нуждается в переосмыслении и проведении кардинальных реформ. Но поскольку проект программы готовили старые кадры, те самые, что пять лет назад формулировали Стратегию развития ФТС до 2020 года, то неудивительно, что проект нового документа получился таким же безыдейным и не концептуальным. 

Видимо, поэтому к работе над программой было решено привлечь бизнес-сообщество в виде заработавшего в прошлом году Общественного совета ФТС. Выступая на его заседании 27 декабря минувшего года, руководитель ФТС России, в частности, заявил, что следующий этап развития  таможенной службы должен пройти под лозунгом «Простота, удобство, эффективность и безопасность». Почему заявленные цели подготовленной программы так не коррелируют с ее содержанием, в ближайшее время предстоит разбираться рабочей группе ФТС по совершенствованию таможенного администрирования совместно с представителями бизнес-сообщества.     

Бизнес не интересуют лозунги. Бизнес интересует, что конкретно будет предпринимать таможенная служба для облегчения международной торговли, когда, наконец, прекратит заниматься очковтирательством и займется делом. Когда исчезнут очереди в пунктах пропуска, когда наладится нормальный электронный документооборот, когда не придется ждать по три дня ремонта МИДК, когда перестанут брать безумные обеспечения, когда не будут заводить АП по пустяковым поводам и много-много других вопросов. И тут с сожалением стоит отметить, что понимания того, как должна выглядеть российская таможня ближайшего будущего, ни у нового руководства, ни у старой команды попросту нет.

А есть, условно говоря, набор разных инструментов, есть разного уровня музыканты, худо-бедно собранные вместе в оркестр. Но нет ни дирижера, ни сыгранности, ни самое главное – произведения, которое бы с помпой хотелось презентовать, и заскучавшей на галерке публике, и тем, кто расположился в царской ложе, а после финальной коды получить заслуженные овации и крики «Браво!».

Впрочем, вряд ли нынешнему руководителю ФТС удастся оставить яркий след на таможенной сцене. По мнению некоторых экспертов, с самого начала он рассматривался в качестве временной фигуры. Через год, 11 февраля, ему исполнится 65 лет – предельный возраст пребывания для руководителя федеральной службы. Конечно, история помнит моменты, когда кое-кому продлевали контракт, но, что-то нам подсказывает, что это не тот случай. Поэтому бизнес-сообществу не стоит ждать чудес от ФТС, скорее всего, их не будет.         

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы