Таможня

Сделает ли Булавин с ФТС то, что он сделал с Гайзером?

Когда мы пытаемся понять, чего следует ожидать от высокопоставленного чиновника на новой должности, кажется разумным проанализировать, чем же он занимался на предыдущем месте. Увы, многие громкие назначения последнего времени не дают такой возможности. Про нового губернатора Калининградской области Евгения Зиничева вплоть до его назначения было известно лишь, что он работал охранником президента. Первое выступление  на публике, продлившееся, как подсчитали дотошные журналисты, лишь  49 секунд, ясности не привнесло. Не особенно информативна и официальная биография, которая с некоторым опозданием была опубликована на сайте областной администрации – в ней всего 65 слов. Жители миллионного региона все еще почти ничего не знают о том, кто будет ими управлять.

Пусть и в менее гротескных формах, но ситуация с новым главой ФТС схожа. Генерал-полковник Владимир Иванович Булавин — выходец из КГБ, так что известно о его жизни не слишком много. Будущий главный таможенник родился 11 февраля 1953 года в Липецкой области, а в 1975 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, с  1977 года служил инженером завода «Восход» в городе Павлово (под Горьким), в том же году начал работать в спецслужбе. После окончания в 1979 году двухгодичных курсов подготовки Высшей школы КГБ был вновь  направлен в Горьковскую область, где к 1992 году дослужился до начальника Управления Министерства безопасности РФ (так тогда переименовали КГБ) по Нижегородской области. Несмотря на множественные переименования и реорганизации ведомства, Булавин оставался на этой должности целых 14 лет – вплоть до 2006 года. Параллельно с 2001 по 2006 годы он также был председателем совета начальников органов ФСБ России в Приволжском федеральном округе. В 1999 году он стал Кандидатом юридических наук — защитил диссертацию по теме «Национальная безопасность современной России».

В 2006 году Булавин ушел на повышение и был назначен заместителем директора ФСБ России Николая Патрушева — руководителем созданного тогда же аппарата Национального антитеррористического комитета. А в 2008 году вместе с самим Патрушевым был назначен в Совет безопасности. «У Булавина высочайший политический статус, учитывая его послужной список. Именно Совет безопасности это главный руководящий орган страны, именно там принимаются все самые важные решения», - отметил политолог Александр Конфисахор. 

Лишь в 2013 году Владимир Булавин пересел в кресло полпреда президента в СЗФО. Закрытость его работы в спецслужбах объяснима, но и про работу на Северо-Западе эксперты не могут сказать ничего определенного.

«Итоги его пребывания на посту полпреда оценить очень трудно, так как он человек абсолютно непубличный. Запомнился тем, что ничем не запомнился. Невозможно вспомнить ни одного его яркого комментария, действия. Но, видимо, поставленные задачи он выполнил, доверия президента не потерял», - полагает Александр Конфисахор.

О закрытости института полпредства говорит и Наталья Зубаревич, известный специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.

«Полпреды – это очень странные фигуры. Они полностью отсутствуют в информационном пространстве, про них известно только то, что их назначают и отправляют в отставку. В руках полпредов нет никаких финансовых инструментов. Известно лишь, что они в закрытом от прессы режиме собираются с губернаторами и делают им внушения. Кроме того, собирают информацию на местах и сигнализируют наверх, в администрацию президента. И то и другое – крайне непрозрачно, так что серьезных экспертов по деятельности полпредов просто нет», - отметила Наталья Зубаревич.

Итак, нам остается лишь догадываться и по косвенным признакам понимать, что именно Владимир Булавин будет делать с масштабными контрабандными схемами, выстроенными в ФТС при Андрее Бельянинове, о его рабочих качествах на предыдущих местах службы нам ничего не известно. Тем не менее, даже то, что известно, внушает некоторый оптимизм.

Многие вспомнили, что в середине февраля Бельянинов обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и самому Булавину с просьбой поддержать идею наделения исключительными полномочиями по документальному оформлению товаров в Балтийской таможне двух постов – в Бронке и Усть-Луге. Власти Петербурга тогда проявили некоторую нерешительность, а вот полпред ответил достаточно решительным и резким отказом: «Рассмотрев позицию ФТС в отношении ограничения компетенции Балтийской таможни «…» сообщаю, что данное предложение не поддерживаю». Тогда Бельянинов сделал другой ход – принял решение о создании в Бронке Центра электронного декларирования (ЦЭД). Больше всех от создания ЦЭД именно в Бронке выиграл бы бизнесмен Дмитрий Михальченко, которого арестовали вскоре после этого. Дело о контрабанде алкоголя, в конечном счете, привело к отставке Бельянинова, место которого и занял Булавин. И, что вполне логично, вопрос о ЦЭД в Бронке находится в подвешенном состоянии

Но в деятельности Булавина есть и еще один очень яркий антикоррупционный эпизод, на который СМИ не обратили почти никакого внимания. В начале июня 2015 года Владимир Булавин посетил Коми, где, в частности, провел пресс-брифинг вместе с главой республики Вячеславом Гайзером.

«Правительство республики во главе с Вячеславом Михайловичем работает достаточно эффективно и, самое главное, системно. «…» Работает план антикризисных мероприятий, организовано исполнение всех указов президента», - вполне благодушно расказал журналистам Булавин.

Во время того же визита полпред познакомил местное руководство с новым главным федеральным инспектором по Республике Коми Михаилом Тыриным, как водится, также выходцем из ФСБ. А уже в сентябре в Сыктывкар приехал заместитель Булавина Андрей Травников и, по данным «Коммерсканта», провел серию личных бесед с чиновниками администрации. На следующий день Следственный комитет возбудил в отношении Гайзера и ещё 18 человек уголовное дело по статьям 210 (организация преступного сообщества) и 159 (мошенничество) УК РФ.   

«Ведомости» считают, что эта линия будет продолжена и на новом месте. «Булавин возьмет на себя силовую функцию таможни, говорит федеральный чиновник: он будет заниматься конкретно кадрами и зачисткой службы от коррупции. Основной задачей Булавина в ФТС будет наведение порядка, а не фискальная работа», - сообщает издание со ссылкой на неназванного представителя спецслужб. А фискальные функции таможни будут подчинены Федеральной налоговой службе, то есть экономическому блоку. 

Все это вызывает надежду, но, чтобы потом не испытывать слишком горького разочарования, нельзя забывать события десятилетней давности. В далеком 2006 году Владимир Путин заявил, что таможня «сливается в экономическом экстазе» с бизнесменами, и ее глава Александр Жерихов был отправлен в отставку. За «упущения в борьбе с контрабандой» был уволен и замруководителя Службы экономической безопасности ФСБ Сергей Фоменко. Тогда главой ФТС стал «чекист с чистыми руками» Андрей Бельянинов. И именно тогда таможня была выведена из подчинения экономического блока, в который сейчас возвращается. Все вернулось ровно туда, откуда начиналось. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы