Таможня

Игра в одни ворота

Какая боль: "Таможня" – "Бизнес" 3:0.

Говорить о партнерстве таможни и бизнеса сейчас не совсем уместно, даже как-то цинично. Мечтать о диалоге тоже лучше в одиночестве, а то рефлексы могут подвести. Да и все предложения деловых отношений таможни и бизнеса  все больше становятся похожи на диагнозы. Но сосуществовать таможне и бизнесу все же как-то надо. Приходится, пусть и вынужденно, но приходится. Вопрос сейчас не в этом, вопрос в том, почему бизнес в отношениях с таможней всегда второй, или всегда в нокдауне, или на спине, кому как нравится.

 

Разминка.

Команды выходят на поле. Все 33 игрока команды «Таможня» в зеленой форме и в розовых гетрах. Почему так много игроков в команде? Подсказывают тут, что таможенная служба не простая, потому так много. Фанаты подбадривают своих любимцев приветственной кричалкой – «таможня, таможня, так много, так мало, скажи всем таможня, добро ли ты дАла!».

Команда «Бизнес» тоже в полном составе, все пять игроков команды на поле. Почему так мало? Подсказывают тут, что все в запасе играют. Форма команды «Бизнеса» традиционная, тут и лыжная шапочка, и зенитовская футболка в комплекте с динамовскими трусами. Вратарь команды «Бизнес» традиционно одет в зеленую форму и розовые гетры. Команду «Бизнеса» тоже приветствуют преданные поклонники. Пошла волна по трибунам, поднял волну Следственный комитет и далее, через прокуратуру, МВД, ФСБ, суды, Россельхознадзор, транспортную инспекцию, затухла волна на ГУБК…

Самое время представить составы. Состав команды "Таможня" без изменений, подробно с игроками можно познакомиться на сайте ФТС. Тренер команды, неизменный за последние шесть лет, так и стоит один на тренерском мостике.

Состав команды "Бизнес". Игроки команды просили не называть их имен и не показывать их лиц. Тренер команды, Н, И, К, О, Г, О, ой, уже и этого заменили, тренера так быстро меняются и их так много, что даже фамилию не успеваешь прочитать. Ладно, пусть будет - тренер у команды есть.

Бросили жребий. Право выбора получила «Таможня». Пользуясь этим правом, «Таможня» выбрала мяч и ворота, бизнесу же осталось все остальное - воздух, солнце и ветер.

Да и еще, кроме боковых арбитров в зеленой форме со снайперскими винтовками, запасные игроки команды «Таможня» обтянули свою штрафную площадь колючей проволокой и повесили таблички «Зона таможенного контроля. Проход запрещен».

Игра началась.

Тайм первый.

Таможенный союз.

В Таможенный союз вошли, по традиции, с ходу, по-кавалерийски,  с криками и гиками, с шашками наголо. Больно стало сразу. Причем,  российский бизнес к условиям Таможенного союза адаптировался быстро, сказывается большой опыт существования в условиях неопределенности и агрессивной среды. Таможня оказалась не готова, видимо сказались серьезные потери таможни на реализацию Концепции переноса. Коллапса вселенского не случилось, но очень быстро стало очевидным, что российскому бизнесу с таможнями Казахстана и Беларуси приятнее и комфортнее работать. Очень быстро ФТС превратилась в маркетинговую службу по подготовке клиентов (участников ВЭД) для таможен Беларуси и Казахстана. Кто-то ушел к соседям за лучшей долей, а кто-то от обиды и «неотеческого» отношения со стороны российской таможни. Через год контраст таможенного администрирования в странах-участницах Таможенного союза  стал очень очевиден.

Но и это еще не все. Таможенный кодекс ТС  на сегодня содержит 339 отсылочных норм (в 224 статьях из 372 статей ТК ТС), из них:

- 211 отсылочных норм (в 132 статьях ТК ТС) относится к таможенному законодательству государств-членов ТС;

- 128 отсылочных норм (в 92 статьях ТК ТС) относится к иным отраслям законодательства.

Вот такой неоднозначный союз получился, но с чего-то надо было начинать, но вот почему ТС завис в развитии и до сегодняшнего дня без перемен?

Живем в условиях Таможенного союза уже три года, но на сегодня ни один предприниматель стран-участниц ТС не может позволить себе реализовать полноценную международную цепь поставки в границах Таможенного союза, максимум, только в пределах свой страны. Вот так и будет дальше логистика в Таможенном союзе, как, собственно, и международная торговля в ТС, на перекладных организовываться?

Бизнес ждет технологий, автоматизации, упрощений… Естественно, все это бизнес ждет от национальных таможен. И не просто ждет, а требует инфраструктурных улучшений, технологических решений. Но музыку нынче должна заказывать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) для всего Таможенного союза. Раз сообразили союз на троих, так и решать, как создавать и внедрять все, тоже должны на троих. Пока ЕЭК присматривается, третий год присматривается… Наверное, поэтому пока столько изъятий в ТК ТС, поэтому принцип резидентства неприкасаемый, нет, и не предвидится создания и внедрения союзных технологий (основа объединения) – Единого окна и электронного документооборота. Про выравнивание налогового и административного законодательства стран-участниц пока и мечтать не приходится.

Так получилось, что генеральной идеологией развития и совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе для национальных таможен должен заниматься ЕЭК. Он и занимается, отдал на откуп национальным таможенным администрациям формирование правил «для самих себя» и пассивно наблюдает за тем, как Таможенный союз превращается в Конфедерацию таможенных служб.

1:0, «Таможня» выходит вперед!

Оле-оле-оле-оле, Таможня вперед! Оле-оле-оле-оле, ЕЭК чемпион!

 

Технологии.

Будет, наверное, несправедливо, если не отметить, что таможня все же внедряет технологии. Может,  этот "активный процесс" внедрения технологий не совсем оправдывает ожидания бизнеса, идет  не совсем в ногу с темпами развития международной торговли, с уровнем технологичности партнеров по Таможенному союзу, но технологии есть, и вполне приличные. Электронное декларирование через пару месяцев, наряду с предварительным информированием, станет обязательным. Количество «обязательных транзакций» для бизнеса растет, в отличие от прав и возможностей, но, самого главного таможня пока так и не решила. До сих пор нет решения о целостности и комплексности технологий для осуществления импортерами и экспортерами процедур таможенного оформления. Пока, к сожалению, хаотичный набор несвязанных, независимых друг от друга самостоятельных технологий. Да и сам процесс внедрения технологий пока как-то больше ориентирован на облегчение работы самой таможни, а не участников международной торговли. Где СМЭВ, где Единое окно, где электронный документооборот? Нет этого, нет, и в обозримом будущем пока не предвидится. Да и с действующими технологиями пока не все стабильно и устойчиво.

Поэкспериментировала как-то таможня с удаленным выпуском. Оценила промежуточные результаты и, видимо, посчитала, что сильно вольготно бизнесу получается. Перекроила «удаленку», по - живому так перекроила, что выпуск из «удаленного» превратился «в недалекий»,  или «приближенный». Как говорят в таможне: «Проверяй, но не доверяй!»

Сильно сомневаюсь, что в ФТС не понимают важности и необходимости целостности и взаимосвязи технологий и то, что международная торговля - это не пересечение фуры с товаром в МАППе или прибытие контейнера в порт. Слышал от высоких таможенных чинов про цепь поставки, про безопасность и управляемость цепи поставок, про потоки цепи поставок, про бизнес-процессы цепи поставок. Но почему же тогда так со скрипом идет процесс формирования цепи взаимосвязанных, вытекающих одна из другой, последовательных и логичных технологий оформления и контроля?

Получается, что таможне удобно и технологично. А бизнесу, бизнесу-то как? Видимо,  таможню не волнует удобство и технологичность для бизнеса. А вот зря, что не волнует. Быстрые торговые потоки, меньше барьеров и издержек - больше денег в бюджет, здоровей и привлекательнее инвестиционный климат, увереннее российский производитель, конкурентные экспортеры и импортеры.

Что сегодня мешает ФТС реализовать единую сквозную технологию – представлять информацию один раз в одном месте? Как я понимаю, мешает только одно – отсутствие желания, все остальное у ФТС для реализации есть!

Если сегодня участник ВЭД обязан представлять в таможенный орган информацию о товаре и транспортном средстве, причем, в обязательном порядке, причем,  в программные средства ФТС, причем, заблаговременно, тогда что мешает таможенному органу эту информацию использовать для оформления процедур: транзита и выпуска для внутреннего потребления? Боятся? Маловероятно. Не хотят? Вот это уже вероятнее. А ведь ничего не мешает ФТС сегодня предложить бизнесу такую целостную и сквозную технологию, пусть в качестве эксперимента,  пусть только на автомобильном транспорте. Подавать информацию один раз в сообщении ПИ, например, и использовать ее для оформления транзита и для выпуска товаров. Ничего не мешает, технические средства позволяют это делать. Хотя опасения ФТС и понятны: если предложить такую технологию, то станет очевидным, что обеспечение транзита - излишняя мера, что грузополучатель (декларант) может обеспечить транзит авансовыми платежами. Если создать условия для предоставления информации только единожды, логично возникнет вопрос: а зачем два раза платить, ведь можно  одним платежом и транзит обеспечить, и платежи уплатить. Видимо, сильно просто и вольготно тогда получается для импортера.

Возможно,  поэтому  ФТС чего-то ждет, не внедряет и не предлагает, придумывает варианты с обеспечением транзита, дробит посредников. Сложно оценивать то, чего нет. Но оценить надо!

С другой стороны, по оценкам представителей бизнеса, самым большим достижением реформирования таможенного администрирования, в части внедрения технологий, снижения барьеров и минимизации расходов – главное, что не стало хуже, а по современным меркам это уже успех!

Справка ПРОВЭД: По данным опроса, проведенного ВЦИОМ  по заказу АСИ, Клуба Лидеров и Минэкономразвития:

1.  Около половины опрошенных (55%) считают, что в связи введением обязательного предварительного информирования -  процесс перемещения товаров через МАПП не стал ни сложнее, ни проще. Чуть больше трети (35%) считают, что процесс перемещения упростился: 10% - стал существенно проще, 25% - стал немного проще.

2.   Более половины опрошенных не заметили влияния предварительного информирования на сокращение времени: ни в отношении очередей (62%), ни в отношении скорости совершения операций (60%). Позитивное влияние было отмечено 30% опрошенных в отношении времени ожидания в очереди и 36% в отношении скорости совершения контрольных операций.

3.   Около половины опрошенных не заметили изменений финансовых затрат на перемещение товаров в связи с предварительным информированием (52%). Положительную динамику отметил каждый пятый: 5% считают, что затраты сократились существенно, ещё 15% - сократились, но не существенно.

2:0, таможня забивает со штрафного, очень спорного штрафного.

Оле-оле-оле-оле, «Таможня», вперед! Оле-оле-оле-оле, ФТС чемпион!

Перерыв.

Команды уходят на перерыв. Технические службы в перерыве приводят поле в порядок, насколько это возможно. Вот уже работники стадиона  переносят ограждение из колючей проволоки с табличками «Зона таможенного контроля» от штрафной зоны  к середине поля. Оказывается, это заранее запланированное мероприятие называется «Концепция переноса таможенного контроля и оформления»… Видно, что «Таможня» хорошо подготовлена, с оригинальными домашними заготовками.

Тайм второй.

Посредники.

Таможенные процедуры очень непростые, таможенное законодательство очень неоднозначное. Далеко не каждая компания может себе позволить содержать в штате юриста, специалиста по таможенному оформлению, экспедитора, логиста, да и в мире в целом наблюдается тенденция к аутсорсингу таких услуг. Кажется, все просто: рынок требует качества, рынок рождает спрос. Удовлетворяй спрос, создавай эффективных посредников. Нет же, мы просто не можем, нам нужен свой, особый путь, отличный от мирового опыта и здравого смысла.

Года четыре назад над посредниками в сфере ВЭД стала витать идея саморегулирования. Модно было различные сферы бизнеса в СРО (саморегулирующие организации) организовывать. Маловероятно, что кто-то сможет доказать негативность саморегулирования, видимо, поэтому в последний год отдельные представители задают на всех уровнях  один и тот же вопрос:  «Как вы относитесь к саморегулированию?».  Вопрос  уместности саморегулирования посреднических услуг на современном этапе развития таможенного администрирования, похоже,  никак не волнует «продвиженцев»  СРО.

В саморегулировании посреднических услуг в сфере ВЭД на нынешнем этапе нет и не может быть саморегулирования. Так уж устроена природа ВЭД, которая основана на торговле, самой обыкновенной, пусть и международной, торговле. Вопрос же не ставится о саморегулировании ритейлеров или трейдеров, например. Сейчас самое время спросить, на чьи интересы ориентирован посредник,  например, таможенный представитель? На интересы таможни или на интересы импортера/экспортера?... Если на интересы таможни, то тут саморегулирование таможенных представителей вполне актуально, таможня определила правила, СРО установила цены на входной билет, остается одно-единственное конкурентное преимущество – близость к таможне (возможность решать вопросы в таможне).

А вот если посредник ориентирован на экспортера/импортера (то есть на бизнес), то  про какое СРО вообще может идти речь? Или разработаны, внедрены, адаптированы стандарты качества для сферы ВЭД? Навязчиво предлагаемая идея загнать таможенных представителей в СРО  не может не радовать, ибо «продвиженцы» саморегулирования таможенных представителей не могут даже описать границы услуги, стандарты услуги и значимость услуг, оказываемых таможенным представителем в международной цепи поставки. А зачем описывать? Давайте всех загоним в СРО, поставим кассу, соберем взносы, а там уже будем думать. Современно, стильно, модно. Практически то же самое, что продавать право на вкручивание лампочек. Рабочая ли лампочка или перегоревшая - это же неважно, главное - иметь право ее вкручивать. А есть ли вообще электричество в сети - и это неважно, главное, чтобы кто попало, без разрешения и оплаты не вкручивал лампочки. А нужна ли вообще тут лампочка, - это тоже неважно, главное, что вкручивание лампочки может стать на десять копеек дешевле  лет через пять.

В международной цепи поставки, как минимум,  три посредника при перевозке автомобильным транспортом и четыре - при перевозке морским. Сегодня уже есть обязательное предварительное информирование, с нового года будет обязательное электронное декларирование, и это не предел «обязательного». Давайте теперь обязательное еще обременим СРО, вот это будет просто идеальный вариант минимизации барьеров международной торговли. Вполне достойный «северокорейский» вариант развития. И ведь СРО таможенных представителей - это только начало, а там по накатанной – СРО «Экспедиторов», СРО «Таможенных перевозчиков», СРО «Уполномоченных таможенных операторов», СРО «Специалистов по таможенному оформлению» и т.д…. А потом можно расширить СРО таможенных представителей: раздробить на СРО «Подающих декларации», СРО «Выпускающих декларации», СРО «Досмотровых» и т.д….

У внешнеторгового российского бизнеса есть одна важная и принципиальная необходимость: минимизация барьеров и рисков в цепи поставки. Сегодня любой посредник в цепи международной поставки – это барьер, это риск и вся минимизация рисков основана на порядочности и ответственности предпринимателей, оказывающих посреднические услуги. У импортера и экспортера, как основных и главных участников международной торговли, должно быть неоспоримое право управлять и контролировать свою цепь поставки. Но при этом ничего не мешает создавать комплекс сервисных услуг аутсорсинга логистики, вот тут можно рассуждать и говорить о СРО. Но не СРО звена отдельного, а СРО операторов всей цепи поставки, отвечающих за организацию цепи и ее безопасность.

А гарантии? Гарантии государству необходимы, но не в существующем бесполезном, нерабочем и ничего не гарантирующем механизме, а в рабочем, привязанном к конкретным сквозным (комплексным) технологиям инструменте  и однозначной ответственности.

Может, Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством экономического развития на основании предложений внешнеторгового бизнеса (экспортеров и импортеров) обобщили и сформировали стандарты услуги (комплекса услуг) обеспечения безопасности цепи поставки? А потом Министерство экономического развития совместно с ФТС выработали механизмы обеспечений (гарантий) обязательств оператора (безопасности) цепи поставки за соблюдение стандартов услуги и законодательства? Может быть, но почему-то все  до сих пор держат  в секрете….

Ну, а пока можно воспользоваться тенденцией раздробления услуг, «заСРОшить» всех посредников по одному единственному основанию – самый короткий путь в таможню… Главное, шлагбаумы с кассами расставить, и сиди, собирай пожертвования. Ведь главное не результат, а процесс…

3:0, автогол.

Оле-оле-оле-оле, «Таможня», вперед! Оле-оле-оле-оле, ФТС чемпион!

 

Добавленное время.

Сложно удержать себя от критики действий таможни, особенно, если таможня без стеснения обеспечивает своими действиями условия для критики. Но так ли во всем виновата таможня? В одном она точно не виновата. В том, что ведет себя она так по отношению к отечественному бизнесу не из-за ненависти, а исключительно потому, что отечественный бизнес позволяет таможне так себя так вести.

Оле-оле-оле-оле! «Таможня», вперед! Оле-оле-оле-оле, ФТС -  чемпион!

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы