Экономика

После бала

Как мы и прогнозировали ранее, в рейтинге «международная торговля» мы улучшили свои позиции, поднявшись до 157 места. Конечно, находиться между двумя африканскими странами (пусть даже одна  из которых – родина американского президента) российской могучей державе как-то не пристало, но в целом, результат достигнут положительный.

 

«Скромное наше продвижение в этом рейтинге Всемирного банка не отражает полностью проделанной работы Федеральной таможенной службой, как и других ведомств, наших соисполнителей», - скромно  отметил Руслан Давыдов, заместитель руководителя ФТС, выступая 29 октября на круглом столе в Итар-Тасс, на котором были подведены  итоги исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса-2014».

Констатировать еще раз, что было сделано в рамках Дорожной карты, мы не станем, но работа была проведена колоссальная, с этим трудно не согласиться. Одним из главных положительных моментов является то, что за год чиновники поменяли тон разговора с предпринимателями со снисходительного на более конструктивный. Это касается не только ФТС, но и Минтранса, и других ведомств. В это, наверное, слабо верится, но это так. То ли за дело переживают, то ли за собственные судьбы – неизвестно. Да и неважно.

Реализованные мероприятия Дорожной карты объективно не могли в корне поменять ситуацию, но определенный задел был все же сделан. «Руководство ФТС создало все предпосылки, чтобы в будущем Россия росла в рейтинге именно благодаря либерализации таможенного администрирования», - сказал помощник Президента А.Р. Белоусов в своем последнем интервью «Ведомостям».

Стоит отметить, что на 2014 год запланированы серьезные задачи, решение которых позволит существенно упростить таможенные операции. Это и сокращение списка представляемых при декларировании товаров документов, это и автоматическая регистрация поданной декларации, это и переход на электронный документооборот, включая межведомственное взаимодействие, это и возможность подачи декларации в любой таможенный орган, это и сокращение сроков получения разрешительных документов и т.д.

Т.е. некоторые пряники в рукавах припрятаны. Осталось проследить за их «раздачей». Тут, к сожалению, не удается решить несколько задач. Во-первых, мониторинг. Как ни пыжились АСИ, Клуб лидеров и «Большая четверка» наладить надлежащий «фидбэк» от бизнеса, ничего из этого пока не вышло. Не смотря на все призывы, портал «Инвестклимат.рф», специально сконструированный под эти цели, популярности среди предпринимателей так и не набрал. Проведенные с широким размахом поездки по регионам в рамках Road Show АСИ и «контрольных закупок» Клуба Лидеров больше походили на пиар-акции. Словом, привлечь активные бизнес-массы оказалось делом не простым, большинство по-прежнему равнодушно взирает на происходящее, предпочитая обсуждать наиболее актуальные вопросы в социальных сетях и на площадках профессиональных форумов.

ФТС, понимая в целом проблему, разродилась собственными методиками по исчислению целевых показателей Дорожной карты. При этом благоразумно умудрилась вывести из своих подсчетов под видом рисковых более половины товарных партий. Как известно, нынешнее состояние системы управления рисками сложно назвать адекватным, поэтому реальной картины происходящего мало кто знает, даже в руководстве ФТС.

Второй вопрос – методики Всемирного банка. Несмотря на большое желание адаптировать их к российским реалиям, поменять что-либо принципиально в них уже вряд ли удастся. Тем не менее, в этом году, благодаря определенным усилиям со стороны ФТС и АСИ, в докладе «Ведение бизнеса» среди документов, необходимых для перемещения товаров через российские порты, появились знакомые до боли словосочетания «приемо-сдаточный ордер», «поручение на отгрузку», «документ учета склада», «сертификат соответствия», причем не только в переводе, но и в выразительной английской транскрипции. Пожалуй, это максимум, на что пошли представители Всемирного банка.     

Третья сложность – эксперты. Большинство экспертов, высказывающих свое авторитетное мнение по поводу международной торговли перед Всемирным банком, к ней, мягко говоря, отношение имеют весьма отдаленное. Основа пула – это юристы-международники. Вкупе с особенностями методик исчисления рейтингов Doing Business, это составляет головную боль для чиновников, ответственных за дальнейшее продвижение вверх по списку.

Поэтому, налаживание четкой коммуникации с бизнес-сообществом по вопросам оценки и эффективности проведенных мероприятий – задача для них номер один. Беда в том, что ФТС предпочитает общаться с теми 20% участниками ВЭД, которые приносят в бюджет 80% таможенных платежей, но проблемы чаще всего имеет от оставшихся 80% бизнеса. А это, в основном, мелкие и средние предприниматели, которые все свои вопросы привыкли решать на месте, с местным руководством. Очевидно, что нельзя ждать, когда бизнес предложит себя, надо с ним работать, идти к нему, договариваться… Удастся ли чиновникам преодолеть себя и решить эти вопросы, узнаем через год.   

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы