Экономика

Борис Титов не видит улучшений в ФТС и продолжает борьбу за «Стратегию роста»

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов за те полгода, что прошли с момента назначения Владимира Булавина главой ФТС, пока не увидел существенного улучшения в работе ведомства.

«Пока мы не очень видим результаты. Шесть месяцев – это, может быть, еще недостаточный срок. Но мы все время ведем с ними диалог, обсуждаем вопросы определения таможенной стоимости. Но обращений ко мне много, пока. Те проблемы, которые накопились в ФТС за последние годы, так быстро не решить. Но мы надеемся на конструктивный диалог и скорые изменения», - сообщил Титов корреспонденту ПРОВЭД.

О том, что определение таможенной стоимости остается одной из ключевых проблем участников ВЭД, предприниматели рассказали Титову в ходе его визита в Санкт-Петербург. При этом в последнее время ФТС предлагает настолько завышенную оценку товара, что с ней не соглашаются суды. Так, фирма «Интервторресурс» подавала на таможню восемь раз в суд и пока выигрывает. Проблема лишь в том, что судебное разбирательство длится настолько долго, что победа оказывается пирровой. Особенно малоэффективны суды для импортеров товаров с быстро истекающим сроком годности. Представитель гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Евгений Кошкаров считает, что участникам ВЭД не хватает солидарности. В качестве примера он привел рыбную промышленность, там предприниматели коллективно предоставляют ФТС информацию о ценах на рынке и не позволяют диктовать им условия.

Тем не менее, большую часть своего выступления Титов уделил не проблемам таможни, а презентации своей программы экономического развития России «Стратегия роста», которую 7 февраля он предоставил премьер-министру Дмитрию Медведеву. Титов неоднократно подчеркивал свое несогласие с текущей политикой финансово-экономического блока правительства, навеянной взглядами председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной и экс-министра финансов Алексея Кудрина. Он согласен с их главным тезисом, что неэффективность судов, полиции и бюрократии повышает риски ведения бизнеса, но раньше это было компенсировано высокими прибылями. Теперь же доходность упала из-за высокой налоговой нагрузки, растущих тарифов монополий и высокой процентной ставки по кредитам. Повышать эффективность государственных институтов нужно, но это долгий путь, легче помочь бизнесу вновь больше зарабатывать, считает Титов. 

Снижение налогов и ключевой ставки ЦБ достижимы при наличии политической воли, а вот как побороть аппетиты естественных монополий, кажется, не знает никто. Директор АНО «Центр Мониторинга и Контроля за ценообразованием» Алексей Малоземов жестко раскритиковал текущую методологию образования тарифов. «Для сетевого комплекса Петербурга и Ленобласти это особенно актуально. Тарифы на сетевую составляющую в прошлом году выросли на 34%. Но не потому, что были реализованы инвестиционные программы, а потому что «Ленэнерго» неэффективно осуществляла свою финансово-экономическую деятельность. Рост тарифов обусловлен ровно тем, что средства, которые должны были быть направлены на модернизацию сетевого хозяйства были направлены на иные цели. Сейчас мы видим соответствующий рост и ни копейки инвестиций в электросетевой комплекс», - сообщил Малоземов. 

Напомним, финансовое положение «Ленэнерго» пошатнулось в те годы, что компанией руководил Андрей Сорочинский (2010–2015). В январе 2015 года совет директоров досрочно прекратил его полномочия, так как выяснилось, что компания находится на грани банкротства. В частности, 16,5 млрд рублей компании зависли на счетах банка «Таврический». 6 млрд были возвращены «Ленэнерго» после санации банка, а еще 10 млрд останутся на счетах «Таврического» до 2035 года под крохотный процент в 0,5%. После этого тарифы на передачу электроэнергии для коммерческих потребителей в 2015 и 2016 годах резко выросли. 

Борис Титов солидарен с тем, что сетевые компании тормозят развитие бизнеса в России. Он напомнил, что в год по всей России сетевые компании инициируют 150 тысяч «инвестпроектов», эффективность и даже просто реализацию которых никто не контролирует. «Для обоснования повышения тарифа достаточно просто правильно составить бумаги по такому проекту. Таким образом, работает целая система накачки тарифов», - отметил он.

В предложениях Титова многие моменты противоречат традиционным представлениям экономистов, но он не зашел так далеко, как председатель комитета по промышленной политике и инновациям администрации Петербурга Максим Мейскин. «Касательно валютного регулирования. Мы должны определиться: мы банановая республика, и у нас у любого предприятия и юридического лица есть возможность играть против своей валюты? Покупать валюту и зарабатывать на падении курса рубля? В США это уголовное преступление. Любые сделки против рубля надо категорически запрещать. Нужно очень жесткое валютное регулирование, чтобы деньги, которые даются для развития бизнеса, не уходили на валютный рынок», - заявил он. Более того, Мейскин не только не верит в свободный обмен валюты, но и считает, что конкуренция – это миф.

«Нам нужна жесточайшая протекционистская политика в отношении своих производителей. Не надо говорить, что есть свободные рынки. Вы попробуйте зайдите на рынок другой страны. Он закрыт стандартами, сборами, пошлинами. <…> Ни одного открытого рынка нет. Я постоянно дискутирую с представителями ФАС, они говорят о такой вещи как конкуренция. Я сейчас скажу крамолу, но конкуренция – это придуманная история для того, чтобы на другие страны оказывать давление для открытия рынков. Конкуренция - это миф. Почему наши самолеты не пускают на американский рынок, они же дешевле?» - вопрошал Мейскин.

«У нас нет самолетов», - робко возразил Титов, но не был услышан.    

Другие участники круглого стола не предлагали столь революционных мер, как Мейскин, а сосредоточились на анализе самой стратегии. Так, депутат городского ЗакСа Ирина Иванова напомнила, что сейчас почти 80% российской экономики контролируется государством, что сильно подрывает любые возможности по ее стимулированию. Но строже всех о предложенной программе отозвался директор центра регионального развития РАНХиГС Сергей Андреев.

«Мы целиком проанализировали предлагаемую концепцию и обнаружили удивительную вещь. Ее авторы постоянно противоречат друг другу. Вы говорите: пусть государство выходит из экономики, но при этом пусть оно даст 1,4 трлн рублей. Предлагается снизить тарифы монополий. А кто потом будет дотировать получившийся дефицит – опять государство? Вы предлагаете докапитализацию 4-5 банков. Им это очень понравится, только какая же это структурная реформа? Их с 2008 года докапитализируют – до промышленности деньги не доходят», - посетовал Андреев.

О глубинных противоречиях предлагаемых Титовым преобразований говорят уже почти год – с тех пор, как он заявил о них как о программе Партии Роста. Достаточно лишь сказать, что партия позиционирует себя как ориентированная на бизнес, а экономическую программу к ней писали при помощи левого популиста Сергея Глазьева. После неудачи на сентябрьских выборах в Думу часть положений можно было бы скорректировать, но Титов, похоже, искренне верит в то, что говорит.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы