Таможня

Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера

Первая половина 2017 года очень богата на события, на разные таможенные события. Скандалов с таможней, вокруг таможни и в самой таможне меньше не становится. Но качество скандалов меняется: всё больше задержаний контрабандистов и коррупционеров и вроде как меньше скандалов, связанных с системными проблемами таможенного администрирования. Собственно, ничего необычного, но поводом написать послужил один забавный факт.

Некие «представители бизнеса» в своем старании угодить таможне, активничая на всех площадках, где возможен контакт с таможней, переусердствовали. Бывает. Как гласит старая русская пословица: «Заставь дурака богу молиться…» Знаете же такую. Имеют право и даже «лоб себе разбить» в своих усердиях. Но, уважаемые господа реформаторы таможенного администрирования, надо как-то уже определяться, с умными вы или с красивыми. А то вы всё как-то мечетесь по нейтральной полосе, в СМИ рассуждаете о тяжёлой доле бизнеса при прохождении таможенных процедур, а на рабочих встречах с представителями таможни поёте им оды, забывая про все трудности и сложности.

И всё бы было как обычно – штрейкбрехерство уже лет двести благополучно эксплуатируется в мире, – но когда эти как бы активисты-реформаторы стали не просто оттеснять, а блокировать допуск на площадки, где идёт обсуждение вопросов, технологий, представителей компаний, чьи интересы эти технологии затрагивают, это стало просто недопустимо.

При таком многообразии цветов беспредела оставаться в стороне не совсем этично.

Итак, набираем баллы.

 

Первый балл

Во взаимоотношениях бизнеса и власти таможня находится, как, собственно, и налоговая служба, как раз на стыке интересов – интересов бизнеса и государства. Сегодня в прерогативе – интересы бюджета, и тут таможня не виновата: так исторически сложилось. И эта ситуация пока никак не переломится: таможня остается основным администратором доходной части бюджета страны. Это данность, и из неё надо исходить. Именно поэтому сегодня в основе таможенного администрирования – «наполнение бюджета», все остальное потом, во вторую, если даже не в третью очередь. И это не беда или трагедия таможни, это такое положение дел, с ним можно и нужно не только мириться, но даже вполне спокойно жить.

Бюджет бюджетом, а разработку и совершенствование технологий, процедур и администрирования в целом никто не отменял, хотя бы для того, чтобы хоть как-то конкурентно выглядеть в ЕАЭС. И вот последние лет пять таможня активно имитирует диалог с бизнесом.

Нет, конечно же, на всех площадках, где реформируют и совершенствуют таможенное администрирование, присутствуют настоящие, живые люди. Но по удивительному совпадению совершенствованием таможенного администрирования новыми технологиями занимаются либо вообще не имеющие отношения к экспорту и импорту компании, либо те, кто по своей природе существования заинтересован в сложном администрировании, забюрократизированности технологий и процедур, как, например, в случае со складами временного хранения и таможенными представителями.

Из последнего: адаптацией (а по сути это вторая продажа) портала Морской порт занимаются «эксперты», не только не имеющие к этому отношения, но даже не имеющие элементарного понимания в морских перевозках, агентировании и внутрипортовом экспедировании. И это даже не представители IT, тут догадаться не сложно, кто это. При этом «эксперт» из этой же команды «реформаторов» на различных уровнях и площадках представляется как уполномоченный этими самыми агентами. Правда, морские агенты не только не в курсе, что они уполномочили этого псевдоэксперта представлять их права – они даже не общаются с этим «экспертом». Получается, что ФТС (а с подачи ФТС – и Минфин, и Минэк) общаются с самозванцем от бизнеса, штрейкбрехером? Главное ведь, что этот самозваный и самоназванный «эксперт» устраивает ФТС, говорит только то, что приятно слышать ФТС, говорит для ФТС и в интересах ФТС.

И если руководитель ФТС желает как-то в лучшую сторону изменить ситуацию с таможенным администрированием, хотя бы в части повышения собираемости таможенных платежей, то ему придётся пересмотреть формат общения с бизнесом во всех рабочих группах, на всех площадках, полях, садах, опушках и так далее. А самое главное – минимизировать лоббирование интересов в вопросах разработки, внедряя технологии заинтересованных профессиональных посредников. Если это лоббизм интересов СВХ и таможенных представителей, значит, надо это признать и привести его в соответствие с правилами лоббизма. А если это все же построение диалога с бизнесом, так стройте диалог напрямую с импортерами и экспортерами, а не через посредников, оказывающих свои услуги на коммерческой основе.

Кроме того, показатели для ФСБ по выявлению контрабандных и коррупционных схем тоже никто не отменял.

 

Второй балл

31 мая в ходе обсуждения правоприменительной практики таможенных органов руководитель ФТС Владимир Булавин рассказал, что сотрудники таможенных органов выявили в зонах деятельности Балтийской и Кингисеппской (Усть-Луга) таможен около 500 контейнеров с несоответствием заявленного веса в 4,5 тысячи тонн (это примерно по 9 тонн на контейнер). А также о том, что еще около трех тысяч контейнеров застряли с такой же проблемой в портах Европы. Если посмотреть итоговые отчёты стивидоров, то за четыре месяца 2017 года средний вес TEUS при перевалке на терминах Балтийской таможни вырос на 258 кг (516 кг на 40-футовый контейнер) и на 522 кг упал (1044 кг на 40-футовый контейнер) при перевалке через терминалы Усть-Луги.

Но сейчас вопрос в другом: как такое могло случиться? В контейнерах, которые уже были выгружены в порту и уже какое-то время стояли там, фактический недовес – порядка 40-50% от заявленного... Для понимания: это не занижение таможенных платежей, это уход от уплаты таможенных платежей на 40-50% от фактической уплаты. Не пройди таможня бреднем, никакой СУР она бы даже для одного контейнера не выявила.

Специально для специалистов с Филей: при погрузке контейнера на судно осуществляется фактическое взвешивание контейнера, данные о котором вносятся в специальный реестр, который с прошлого года операторы европейских портов безуспешно пытаются передавать российским коллегам. Но и это ещё не все: при разгрузке судна в российском порту опять происходит фактическое взвешивание контейнеров.

Ну, и как могло такое случиться, что 500 контейнеров (это только то, что случайно выявлено, а фактически каждый пятый контейнер идёт с несоответствующим заявленному весом в документах) прошли незаметно свой славный путь с заниженным весом? И практически со стопроцентной вероятностью успешно прошли бы все таможенные процедуры и бдительную СУР, если бы не форс-мажор с внезапной проверкой. ФТС просто обязана срочно заняться созданием полноценной многоуровневой СУР и должна этим заниматься сама, а бизнес использовать только лишь для оценки административного (не путать с регулирующим) воздействия.

С 2010 года строили систему «зелёных коридоров», которая оправдала себя только в части контрабандных и коррупционных схем. Теперь вот субъектно-ориентированным подходом «зелёный сектор» строят – систему СУР пока строить не хотят. Ну, или не могут. В принципе, все обосновано и логично: пока на таможне с помощью административного ресурса (от дружбы с инспектором до включения в «зелёный сектор») можно заработать, таможенные процедуры и технологии никогда не будут прозрачными, не будут предсказуемыми и экономически обоснованными. Невольно приходишь к пониманию: а не признаки ли это эффекта Даннинга-Крюгера?

Таможня утверждает, что СУР у них идеальная и оправдывает себя. На вопросы, как и чем СУР себя оправдывает, ответить не может. Но и тут на таможню пенять не совсем справедливо. Как вы думаете, кто основной поставщик информации для ФТС о безупречной СУР? Правильно. Те же «эксперты», что пытаются забить квадратный «Морской портал» образца 1974 года в круглое отверстие таможенных технологий 2017 года. И это у них почти получается. Группа поддержки таможенных реформ на различных площадках и разных рабочих группах активно и в унисон хвалит, подтверждает и одобряет «достижения» в части СУР. Склонен думать, что ситуация с 500 контейнерами – всего лишь совпадение, но вот фантазия почему-то подталкивает к мысли: а это, случайно, не «услуга за услугу» от благодарных таможенников за поддержку? Да ну, такого не может быть…

Как тут не усомниться в том, что это не очень сильно деформированная форма лоббизма, а ярко выраженный эффект Даннинга-Крюгера.

 

Третий балл

Все, что ФТС планировала в далеких 2007-2008 годах в действующей тогда программе развития таможенных органов, реализовано. Что-то не так быстро, как обещалось, что-то не в том виде, как представлялось, но в основном – реализовано. И мне почему-то кажется: если бы ей, таможне, не мешали всякими там рабочими группами, общественными советами и прочими площадками, то все шло бы быстрее и веселее. Сегодня таможне надо решать непростую задачу; если говорить образно и понятно, то можно её так изложить.

Нарисуйте пять красных квадратиков в виде шести жёлтых круглых треугольников синего цвета, чтобы их было восемь штук и все зелёные. Используйте чёрный карандаш.

А на самом деле таможня должна обеспечить поступления в бюджет на уровне, установленном правительством, и оставаться или становиться конкурентоспособной по отношению к таможенным администрациям ЕАЭС. И если в части обеспечения поступлений в бюджет таможня ещё как-то справляется, то с конкуренцией не так все хорошо.

Вот теперь давайте сложим «первый балл» – деформированный лоббизм, при котором выгоду извлекают только «профессиональные посредники», существование которых возможно только при сложных, бюрократических, заадминистрированных таможенных технологиях и процедурах; и «второй балл» – эффект Даннинга-Крюгера, суть которого заключается в том, что специалисты, имеющие низкий уровень квалификации, принимают неудачные решения, делают ошибочные выводы и при этом не способны осознать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации, что приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях. В то время как действительно высококвалифицированные специалисты, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. И все эти решения и выводы сопровождаются активным одобрением всё тех же «профессиональных посредников», которые в итоге и извлекают из этого выгоду. А мы получаем громоздкую, малоэффективную и забюрократизированную систему с общим знаменателем: выгоду извлекают посредники – ни таможня, ни экспортеры с импортерами.

Тут ради справедливости надо отдать дань таланту Руслана Валентиновича Давыдова. Ему удалось создать эффективную группу поддержку, которая от Калининграда до Владивостока носится по нужде и без нужды по всем мероприятиям и просто так, рассказывая по указаниям и просто по своей инициативе о вселенских достижениях в реформировании таможенного администрирования. Именно это кочующее шапито на всех площадках, на всех уровнях забалтывает любые попытки реальных участников процесса с любыми конструктивными предложениями, программами и проектами. А в последнее время и блокирует допуск реальных участников к обсуждению. Как, например, неизвестно по чьей инициативе при обсуждении «Морского портала» некий эксперт, никем не уполномоченная, но представляющаяся как «от морских агентов» (ни косвенно, ни географически никогда не имеющая отношения к морским агентам) по-хамски заблокировала допуск морским агентам на площадку обсуждения «Морского портала». Руслан Валентинович, ну это уже ни в какие ворота не лезет.

Может быть, перестать создавать иллюзии компетентного и конструктивного общения в различных рабочих группах, на разных площадках и пересмотреть формат общения с бизнесом с позиции здорового лоббизма со стороны прямых экспортеров и импортеров? И не плодить бесконечные «коридоры» и «сектора», а то как-то выглядит уже комично, как в сказке про «поля маркиза де Карабаса». А для разработки новых технологий и оптимизации действующих привлекать реальных специалистов, компетентных в области разрабатываемой технологии.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы