Экономика

Почему экспортерам так трудно вернуть НДС?

О том, почему российским экспортером так непростоа иногда и невозможновернуть НДС, рассказывает ведущий юрисконсульт Департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп, член Палаты налоговых консультантов Павел Мартынченко.

 

Собирают больше

НДС по своей природе – налог косвенный: его исчисление производиться продавцом товаров, работ или услуг при их реализации покупателю. Правовой механизм изъятия в бюджет этого налога достаточно прост. При возникновении у одного налогоплательщика (покупателя) права на вычет или возврат налога – у второго налогоплательщика (продавца) возникает обязанность уплатить этот налог. Однако от этого не легче налоговым органам при его администрировании. По данным статистики, собираемость НДС по России не превышает 30%.

Вместе с тем налоговая служба рапортует о росте поступлений НДС в бюджет в 2015 году на 12% по отношении к 2014 году, а в 2016 году – на 6,6% по отношению к 2015 году.

За счет чего происходит рост поступлений? Отвечая на этот вопрос, обратимся к проблематике с возвратом экспортного НДС.

 

Возвращают меньше

Итак, с 2013 года для выявления схем незаконного возмещения НДС при экспорте проверяющими была запущена программа АСК НДС (Автоматическая система контроля уплаты налога на добавленную стоимость). Этот программный комплекс оперативно выявляет схемы так называемого «лжеэкспорта».

nds 1Возврат НДС: предприниматели боятся экспорта как черт ладанаПо словам представителей ФНС, автоматизация позволила обработать громадный массив деклараций. В 2012 году в красной зоне было 704 декларации по НДС, в 2013 году – уже 2445 деклараций по НДС. Темпы роста окончательного отказа в возмещении (после проверки решений инспекций всеми инстанциями, в том числе судами) увеличились с 11,2% в 2012 году до 60,4% в 2013 году.

Из данных статистики следует, что Федеральной налоговой службой в 2013 году окончательно отказано в возмещении НДС на сумму в 65,3 миллиарда рублей.

В 2015 году ФНС запустила второе поколение этой программы – АСК НДС-2. Усовершенствованная версия позволяет обрабатывать декларации, поступающие в электронном виде от всех налогоплательщиков на территории РФ.

При обработке деклараций программа АСК НДС 2 помогает инспекторам выявлять неуплату этого налога недобросовестными компаниями – фирмами-однодневками – на всей цепочке поставки товаров от его производителя или импортера до непосредственно экспортера, который и заявляет к возврату уплаченный им при приобретении товара НДС.

После выявления такой компании-однодневки или ряда компаний в налоговой инспекции загорается «красный свет» по такому экспортеру, и инспектора ФНС отказывают ему в возврате налога, ссылаясь на то, что источник возмещения из бюджета не сформирован. Другими словами отказываю, поскольку «кто-то там налог не уплатил».

Справедливо, спросите вы? Пожалуй, да. Но только в случае, если такой экспортер специально создал схему незаконного возмещения НДС при экспорте, и эти компании-однодневки, не уплатившие налог, подконтрольны ему, и (или) он знал о нарушении ими налогового законодательства (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).

А что делать, когда отказ в возврате НДС получает добросовестный предприниматель? Который проверил своего контрагента первого звена, убедившись в том, что этот контрагент может обеспечить поставку необходимого товара, своевременно и в полном объеме уплатил налоги, после чего за ним по цепочке обнаружили «фирмы-однодневки», не исполнившие обязанность по уплате НДС, хотя при этом сам предприниматель-экспортер о наличии таких фирм ничего не знал.

Сложность ситуации обусловлена не только экономическими последствиями в виде не поступления возмещенного НДС в оборотные средства предпринимателя-экспортера, но и с наличием уголовно-правовых рисков. Ведь в случае, если возмещение НДС будет признано незаконным, то учредителя, генерального директора или главного бухгалтера предприятия-экспортера могут признать виновными в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ, см. например Приговор № 1-529/2017 от 8 июня 2017 г. по делу № 1-529/2017).

Об этих рисках прекрасно осведомлены сотрудники налоговых органов и при наличии оснований полагать, что предприниматель участвует в схеме незаконного возврата НДС, ему обязательно напомнят об уголовной ответственности – поэтому и страшно. 

Поэтому для сокращения рисков предъявления налоговых и уголовно-правовых претензий при осуществлении экспортных операций предпринимателям следует не только проверять на добросовестность контрагентов первого звена, но и осуществлять проверку истории происхождения продукции, устанавливая производителя товара или импортера с целью подтверждения того, что товар мог быть реализован именно этим контрагентом.

 

Спорить бесполезно

Приведу пример одного значимого, на мой взгляд, судебного процесса, который ярко демонстрирует такую необходимость.

Предприниматель-экспортер приобрел товар у добросовестного контрагента, после реализовал его на экспорт и заявил право на возмещение НДС по трем периодам. Начались камеральные проверки деклараций предпринимателя, в ходе которых налоговый орган с помощью АСК НДС 2 установил так называемые «налоговые разрывы» (выявил, что поставщики товара по цепочке за первым звеном являются однодневками). Дальше, конечно же, отказ в возврате налога по всем трем периодам, при этом проверки шли по два года каждая, то есть сроки проведения камеральных проверок были больше, чем сроки проведения выездной в два раза.

Предприниматель обратился в арбитражный суд, и в первых двух инстанциях ему удалось доказать реальность поставки этого товара и добросовестность контрагентов первого звена. Суды первой и апелляционной инстанций признали право предпринимателя-экспортера на возврат НДС. Однако суд кассационной инстанции отказал предпринимателю в возврате налога, ссылаясь на то, что отсутствие экономических условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности всеми участниками сделок свидетельствует о получении предпринимателем-экспортером необоснованной налоговой выгоды.

То есть суд указал, что если в цепочке поставки товаров есть «фирмы однодневки», предпринимателю-экспортеру может быть отказано в возврате НДС на законных основаниях. Верховный Суд в Определении № 305-КГ16-12622 от 10.11.2016 года подтвердил правомерность такого подхода, отказав предпринимателю в принятии соответствующей жалобы.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы