Таможня

Клан Бельянино после отставки дона

Сегодня ровно месяц как наконец-то, к сожалению, Андрея Юрьевича «ушли». «Наконец-то» – потому что по итогам десяти лет руководства Андрея Юрьевича в ФТС большее хочется забыть, чем помнить. А «к сожалению» - потому как после такого творческого десятилетнего пути, как правило, просто так не уходят.

И сегодня безработный чиновник находится на обочине системы государственного менеджмента. Не думаю, что это надолго, не та ситуация в стране, чтобы такими кадрами разбрасываться. Ну а пока каждый проходящий мимо считает своим долгом косо посмотреть на раненого льва, наступить ему на хвост и ткнуть ему пальцем в глаз. Мне кажется, такое положение дел не совсем справедливо. Давайте по справедливости оценим десять лет работы Андрея Юрьевича.

Лично у меня десять лет руководства ФТС Андреем Юрьевичем вкладываются в одну фразу: "...Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое...". Но я всегда был критичен к Андрею Юрьевичу...

Бельянинов и контрабанда

Сложно сказать, кто автор этой идеи и откуда она возникла, но она даже по своей сути просто нелепа. Хотя бы потому, что Андрей Юрьевич как руководитель ФТС по своему статусу настолько был далёк от реальных процессов фактического перемещения товаров через границу, что, я уверен, он даже не представлял, да ему и не надо было представлять, что и как там происходит. Да и подумать, что руководитель ставит задачу "не мешать работать" какому-то конкретному импортеру, тоже крайне сложно. Хотя бы потому, что всегда рядом с Андреем Юрьевичем были люди, специально обученные делать так, чтобы кому-то конкретно, в конкретное время, в конкретной таможне было хорошо или даже очень хорошо. А если даже кому и помогал Андрей Юрьевич, то исключительно из дружеских и бескорыстных побуждений, и если  кто-то из импортеров после этого злоупотребил знакомством с Андреем Юрьевичем, то это, должно быть, исключительно на совести этого импортера. Наговаривают все на Андрея Юрьевича. Не мог Бельянинов не оправдать доверия президента. Или все же смог?

Но при этом никто не опровергнет тот факт, что за последние десять лет контрабанда очень сильно изменилась. Стала намного организованнее и существенно дороже. Да и по качеству, серьезные успехи. Вспомните 2008 год, например, дело "Росморавиа", один сплошной китайский ширпотреб, в основном дешевые товары народного потребления. И для сравнения, 2015 год, осень, дело "Зарубина", одежда мировых брендов и стоимость уже с десятью и одиннадцатью нулями. Февраль 2016 года, дело "Кидзерский и Михальченко", столетний Французский коньяк. Что, такие серьёзные улучшения в организации и стоимости контрабанды сами по себе произошли? Сомневаюсь, особенно если учесть, что не первый год живем в условиях таможенной неопределенности.

Бельянинов и коррупция

В этом вопросе, все ещё очевиднее, если не раз в неделю, то раз в месяц, Андрей Юрьевич публично заявлял, что коррупция - это зло, и с ней, с этой самой коррупцией, как со злом, надо бороться, что, собственно, он и делал, боролся. Не доверять словам руководителя такого ранга как-то неправильно. Да и в сравнении с экс-руководителем Росграницы Безделовым, который находится сейчас под арестом за хищения средств из бюджета, экс-руководитель ФТС таких вольностей себе не позволял. А громкие скандалы, такие, как с Шашаевым, Лямкиным и аналогичные, это всего лишь результат не совсем качественной работы правоохранительного блока и службы противодействия коррупции. К сожалению, у Андрея Юрьевича не было выбора, ему приходилось работать с тем кадровым потенциалом, который у него был. Так уж получилось, что практически каждый второй оказался неблагонадежным. А свою кадровую работу Андрей Юрьевич любил характеризовать  фразой приписываемой президенту США Франклину Рузвельту: «..., может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын», ну а какой с "сукиного сына" может быть спрос – только понять и простить. Вот так, все десять лет понимал и прощал Андрей Юрьевич своих подчиненных и партнеров.

Нельзя не понимать, что коррупция и контрабанда неискоренимы, проституцию можно победить, ну пусть не победить, пусть хотя бы обуздать или взять под контроль, а коррупцию и контрабанду - нет. А вот если создать симбиоз, то есть скрестить коррупцию с контрабандой и уже это единое проблемное явление попробовать обуздать, это другое дело. Ну хорошо, пусть не обуздать, а хотя бы как-то контролировать. Ну хорошо, не контролировать, а хотя бы управлять. Ну и при возможности на этом заработать.

Лично у меня вся борьба с коррупцией в таможенных органах за последние годы ассоциируется с Самсоном, раздирающим пасть самому себе. Так нежно и аккуратно раздирающим.

Получается, что за десять лет Андрей Юрьевич ничем не отметился? Вот тут не согласен.

Бельянинов и таможенное администрирование.

С этим немного все сложнее, если говорить про таможенное администрирование в общепринятом понимании, то прямо с первого дня назначения, мне так показалось, Андрей Юрьевич испытывал паралич перфекциониста (Perfectionist paralysis) — состояние, при котором человек не может приступить к работе из-за страха, что все равно не сумеет сделать её идеально. И никто не вправе его за это упрекнуть. Лучше уж вообще ничего не делать, чем делать кое-как...

А вот если говорить про таможенное администрирование, как о процессе зарабатывания денег, то тут очевидный прогресс налицо. И вот тут не надо путать таможенное администрирование с коррупционно-контрабандными процессами. Это со стороны выглядит как симбиоз коррупции и контрабанды, а на самом деле все не так. Не верите? Спросите у кого угодно в ФТС, например, у того же Андрея Юрьевича Бельянинова.

В 2006 году, когда президент доверил государственных овец, с которых собственно и стригут около 50% доходной части бюджета,  в мозолистые руки Андрея Юрьевича, он и предположить не мог, что может наступить момент, когда кто-то начнёт путать государственных овец со своими. Ну, что случилось, то случилось. При Бельянинове весь околотаможенный бизнес был перераспределен в интересах одной группы лиц, которые между собой связаны общими компаниями, совместной работой и службой в прошлом и даже родственными отношениями. И что примечательно, отношения в этой группе лиц, скорее всего, чисто случайно, сформированы идеальные. Настолько четкое и конкретное разделение ролей, что главы пяти итальянских семей, Бананно, Гамбино, Коломбо, Дженовезе и Луккезе нервно курят с завистью в сторонке, причём китайские электронные сигареты. И тут надо отдать должное гению Андрея Юрьевича, он смог сделать менее чем за десять лет то, с чем итальянские Семьи с трудом управились за сто. А на фоне событий конца июля этого года, комиссар Катани в битве с мафией выглядит как сельский участковый, проверяющий регистрацию у гастарбайтера.

Сразу после назначения Андрея Юрьевича руководителем ФТС в 2006 году начал реализовываться проект переноса таможенного оформления к границе. Шикарный, надо сказать, проект. Красивый был слоган придуман, красочная  сделана презентация, агитбригада опять же проехала по стране. И началось... И пусть не перенесли таможенное оформление и таможенный контроль к границе, но и терминальная сеть из СВХ не рухнула ведь. Более того, в большей части СВХ было введено не только центральное управление, но общее долевое участие. За кратчайший срок сговорчивые владельцы СВХ передали часть своих долей "людям из РОСТЭКа", а несговорчивые передали свои документы на закрытые СВХ в архивы. И реализовали бы этот проект, если бы не вмешалось ФСБ. После этого казуса РОСТЭК с трудом, но с рынка частично подвинули. Частично, потому что Андрей Юрьевич своих не бросает. Но при этом «отжатое» людьми из РОСТЭКа законным владельцам не вернули, а в качестве воспитательной меры публично раздербанили сам РОСТЭК в интересах все тех же "людей из РОСТЭКа". В итоге гнутый, мятый, но первый доллар в копилку упал, первый шаг по созданию Семьи был сделан.

А ещё был шум с «Таможенной картой» и «Зелёным коридором». В данном случае Семья захотела поучаствовать в доходах от посредничества уплаты таможенных платежей. Правда, «Зелёный коридор», не оправдал возложенных на него надежд и очень быстро решил стать самостоятельной коммерческой структурой, так сказать, отойти от Семьи. Семья таких вольностей не прощает. Есть правило: вход в Семью - рубль, выход из семьи - три рубля. Альтернатив тут нет, либо плати и уходи, либо плати и оставайся. «Зелёный коридор» "убили" так же быстро, как и создали, за считанные дни. А тут и «РАУНД» попросился в Семью. В итоге немного коряво, но все же и это направление околотаможенного бизнеса полностью было взято под контроль Семьей.

С завидным постоянством, чуть не ежеквартально, агитационная бригада, прозванная в народе "Полпроцента", под чутким руководством начальника ГУФТДиТР Комаровой О.Н. разъезжает, судя по публикациям, за счёт неких некоммерческих организаций, по регионам России с шумными выступлениями по продвижению двух посреднических частных коммерческих структур. И вместо того, чтобы создавать, продвигать и развивать онлайн систему удаленной уплаты платежей, госпожа Комарова продвигает услуги частных посреднических структур, скорее всего, совершенно безвозмездно продвигает. Хотя эти продвигаемые компании свои услуги для участников рынка оказывают очень даже возмездно. Да и по надёжности эти продвигаемые компании, ни на йоту не лучше того же АСМАПа, который ФТС последние три года клеймила позором неблагонадёжности.

Схема "отжима" бизнеса Семьей типовая: приказ или письмо за подписью руководителя ФТС об изменении существующих условий, технологий или порядка, причём обоснование изменений только и исключительно в интересах государства, от увеличения сбора таможенный платежах до укрепления безопасности. Как правило, предписываемые изменения изначально заложены невыполнимые, и тут же параллельно, особым порядком или в качестве эксперимента определяется некая компания, которая "спасает" ситуацию для импортёров и с этого момента, чтобы не встать на границе, всем рекомендуется везти свои товары  только через эту "компанию-спасителя".

Вот так же дерзко Семьей был взят под контроль таможенный транзит. Скорее даже не под контроль, а вся организация процедур таможенного транзита легким росчерком пера руководителя ФТС  была передана никому не известной на тот момент СК «Арсеналъ», во главе которой стоял очень способный и очень близкий Бельянинову человек.

По аналогичной схеме попытались и доставку экспресс-грузов взять под контроль. В этом случае посылки самолетом прибывали в Шереметьево, а там фурой доставлялись  в Тверскую таможню, где оформлялись как сборный груз. И получателю посылки хорошо, он её все же получал, и Семья в теме. Однако этот финт не удался, так как экспресс-перевозчики организовано и оперативно встали на защиту своих прав и интересов и смогли вернуть условия работы в то состояние, в котором они могли работать.

А ещё система "зелёных коридоров" на протяжении десяти лет, как пример умелого перераспределения товарных потоков в интересах лояльных Семье коммерсантов. По всем "зелёным коридорам", кроме "итальянского" есть только вопросы и удивление. Начиная с "турецкого", где генеральным исполнителем (отправителем, экспедитором, получателем, таможенным представителем) был прописан РОСТЭК. И заканчивая "мясным", суть которого свелась к одному, к продаже права на импорт в Россию мяса и мясопродукции.

А вот "итальянский" - это правильный "зелёный коридор", и не потому что Италия занимает в объемах торговли с Россией четвёртое почетное место, а потому, что в Италии в криминальных бизнесах, таких как контрабанда, тоже правят Семьи.

Сейчас нам придётся пережить очередной непростой этап, пока новый руководитель ФТС разберётся, где собственно государственные овцы, а где частные.

И пусть при Бельянинове за десять лет не произошло существенного качественного улучшения таможенного администрирования, но и ухудшения не произошло. А на современном этапе отсутствие ухудшений уже можно считать прогрессом.

Ну а пока начальником ГУФТДиТР является Комарова О.Н., о прозрачных онлайновых технологиях уплаты и обеспечения уплаты таможенных платежей можно и не мечтать. Пока начальником ГУОТОиТК является Жуков Д.Б., о «едином окне», о прозрачном и надежном таможенном транзите, об автоматическом выпуске можно даже не фантазировать. Пока начальником Аналитического управления является Золотницкий Ф.А., СУР (система управления рисками), так и будет системой перераспределения товарных потоков в интересах Семьи и приближенных к Семье компаний.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы