Таможня

Коммерческая тайна ФТС 3: одной рукой душим бизнес, другой выжимаем недополученное

 Потерпи еще чуть-чуть, и мы тебе укажем путь…

У российских предпринимателей есть права. Я понимаю ваш сарказм по этому поводу, но права есть, они задекларированы, начиная с Конституции. Про них можно почитать… Хорошо, пусть будет, права как бы есть. И вот эти как бы права как бы соблюдаются. Судя по ответам прокуратур разных уровней и регионов, а также по прокурорским отчетам, в России либо идеальная правовая ситуация, нарушений прав предпринимателей не усматривается, либо права предпринимателей не нарушаются по причине отсутствия таковых. Тенденции отношения государства к малому бизнесу в последнее время ярко демонстрируют, какой же вариант «лечения» малого бизнеса выбран государством, пока все указывает на кардинальные меры – в морг.

Права у предпринимателей, вроде как, есть, но они как в музее, про них можно почитать, на них можно посмотреть, их даже можно изучить, а в некоторых случаях про них даже можно и поговорить, но только в некоторых и не более. Попытка предпринимателем публично воспользоваться своим правом рассматривается государственными органами чуть ли не как попытка опорочить эти самые органы. А если кто-то из предпринимателей рискнул отстоять свои права, то это может быть расценено, почти как покушение на государственный строй.

Пока экономика России стучится в дно, в дно кризиса, видимо, этот процесс длительный, жить-то как-то надо, да и когда она, экономика, достучится до этого самого дна, знает, скорее всего,  только сама экономика. А бюджет наполнять надо, а товаропотоки резко упали, а торговая активность очень сильно снизилась, а покупательская способность граждан уже и не способность, а так, воспоминание, что граждане начинают уже экономить на самом необходимом. И вот в эти непростые моменты для экономики, как обычно, на помощь приходит Федеральная таможенная служба.

Товарооборот за 9 месяцев 2015 года упал на 34%, причем примерно одинаково, чуть больше по импорту, чуть меньше по экспорту, но в любом случае это очень и очень много в денежном выражении. А план выполнять надо, а платежей участник ВЭД в казну несет все меньше и меньше, кто-то сдается, банкротится и закрывается, а кто-то ищет экономные варианты выживания, уходит в более дешевый товарный сегмент, меняет логистику, через Беларусь и Казахстан, в зависимости, где дешевле, в общем, ищет варианты снижения издержек.

В любой непонятной ситуации, ФТС начинает КТСить (корректировать таможенную стоимость). Время доказало, что КТС – единственно надежный инструмент, просто беспроигрышный, чтобы не лишиться руководителю своего кресла,  и при этом поддержать участника ВЭД, не мучить его, бедолагу, а дать ему реальный шанс красиво экономически умереть. Более того, надо отдать должное умам из ФТС, они этот процесс довели до совершенства. Механизм определения таможенной стоимости, а точнее правильность и законность применения методов определения таможенной стоимости, в последние годы не обсуждали разве что только сахарские пингвины, да и то я не уверен в этом, уже оскомину набило.

Кстати, «набило оскомину», ярко демонстрирует стабильность работы ФТС, а точнее стабильность форм и методов таможенного администрирования. Меняются ударения, иногда даже склонения меняются в речах таможенных чиновников, а суть всего таможенного администрирования, все та же, как минимум, последние 8 лет: стабильна, устойчива и неизменна. Просто иммунитет у ФТС хороший.

Вот, например, колхозная бурёнка даёт в день 10 литров молока, а председателю колхоза надо, чтобы бурёнка давала 15 литров. Что он делает? Он увеличивает нормы кормления бурёнки, улучшает её содержание и бурёнка отвечает председателю взаимностью, даёт-таки 15 литров молока в день.  Председатель молодец, им гордится весь район, грамоту даже дали. Глава района, пережив эйфорию радости от увеличения надоев, требует от председателя увеличить надои, хотя бы до 20 литров в день. Тут уже никто и не спрашивает буренку, о её желаниях, а главное о её возможностях. Доить стали чаще, через час. Кормить стали хуже, через день, а про уход вообще забыли. В итоге буренка стала давать 8 литров молока. На председателя завели уголовное дело, зоотехник под домашним арестом, доярка в СИЗО. Буренка со страху вообще перестала давать молоко и косо смотрит в сторону соседнего совхоза. Решили тогда сдать буренку на мясо, все равно доить некому, ухаживать некому, молока не дает. Не успели сдать, сдохла бурёнка. А как красиво начинали…

Вот такая же ситуация сейчас и в сфере ВЭД. Долгие годы ФТС приучала участников ВЭД рассчитывать таможенные платежи не с фактической стоимости товара, а исходя из стоимостных ориентиров, которые ФТС ежеквартально спускает по таможням, то есть исходя не из реальных цен торговли, а исходя из плана ФТС. И вот тут я бы попросил особо старательных должностных лиц таможен рассуждать, в первую очередь, об уровне коррупции в таможенных органах, а уже потом про криминального участника ВЭД. В результате эффективного администрирования таможенной стоимости приучили, в прямом смысле этого слова, повально и повсеместно, товары оформлять по стоимостным рискам, есть, правда, особо отчаянные, стремящиеся доказывать свою стоимость, но их все меньше и меньше. Слабеет иммунитет, мрут.

Справка ПРОВЭД:
По результатам проверочных мероприятий в 2013 году доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 5 882, 6 млн. рублей, взыскано в федеральный бюджет - 3 692, 8 млн рублей.
За 2014 год доначислено 7 302,8 млн. рублей, взыскано в федеральный бюджет - 2 932,6 млн рублей.
При этом в период с 2013 года по 2014 год снизилась доля взысканных таможенных платежей в доначисленных с 62,8 % в 2013 году до 40 % в 2014 году (на 22,8 п.п.)
В 1 квартале 2015 года доначислено таможенных платежей и иных платежей на сумму  2 707,9 млн. рублей, взыскано – 790,6 млн рублей (процент взысканий составил 29%).

Так вот, раньше как было? Надо выполнить план, таможня начинала всех КТСить, и тех, кто оформляется, и тех, кто уже оформился за последние три года, и даже тех, кто только собирается оформлять товары. Донасчитала миллиарды рублей платежей, доложила по инстанциям об успешном выполнении плана, получила награды, а участник ВЭД побежал по судам отбиваться от корректировок, ну, или как-то по-другому искать варианты компенсации потерь на КТСе. И надо сказать, что вполне успешно отбивался участник ВЭД от этих незаконных корректировок. Но и хорошее когда-нибудь заканчивается. Дело даже не в том, что суды вдруг тоже стали «стороной процесса», то есть теперь участник ВЭД отстаивает свои интересы в суде один против дуэта суда и таможни, а в том, что с таким положением дел, доля малого бизнеса уже в следующем году приблизится к статистической погрешности, и это, похоже, совсем никого не беспокоит. Но тут таможня не остановилась на достигнутом, пошла дальше, видимо, не доверяя суду как партнеру. Да и президент с правительством нет-нет, да и упрекнут таможню за такое администрирование, все же статистика по судам крайне печальная, не в пользу таможенных органов. Как отбить у участника ВЭД желание судиться с таможней?

Справка ПРОВЭД:
В 2014 году количество судебных исков к таможенным органам возросло в 3,2 раза. Так, в производстве находилось 1776 дел на общую сумму 4,1 млрд. рублей, рассмотрено судами 662 дела (из них 413 дел (62%) вынесено решение в пользу таможенных органов на сумму 1,6 млрд. рублей (39% от суммы предъявленных исков).
viebnulas
viebnulas2Что показательно, за первое полугодие 2015 года, при снижении количества рассмотренных дел на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года процент удовлетворенных требований не в пользу таможенных органов вырос с 53% в 2014 году до 73% в 2015 году. И еще один «положительный» момент, характеризующий качество и эффективность таможенного администрирования, сума возмещенных убытков, причиненных таможенными органами, выросла в 3,5 раза с 2,673 млн рублей (первое полугодие 2014), до 12,112 млн рублей, аналогичный период 2015 года. И еще, «главная задача» таможни, взыскание таможенных платежей, тоже демонстрируется решениями судами просто как провальная.

Да очень просто, без шума и пыли. Конечно же, ФТС, могла пойти легким путем, считай прямым, просто и примитивно осуществлять таможенное администрирование, пусть не полностью в соответствии с ТК ТС и ФЗ-311, а хотя бы максимально приближенно. Но не та организация ФТС, чтобы ходить прямыми путями и искать простые решения. Таможня разработала и стала эффективно внедрять безотказный вариант – возбуждение уголовных дел. Дело у них теперь такое – дела заводить. Только за январь – октябрь прирост возбуждённых таможенными органами уголовных дел составил 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

С одной стороны, куда без уголовных дел. Но и участников ВЭД, стало почти в два раза меньше, и товаропоток упал, больше чем на треть, но уголовных дел на треть стало больше. В России вообще скоро станет признаком дурного тона, если в отношении предпринимателя не возбуждали уголовное дело. Да и сможет ли он без этого считаться предпринимателем? Но, с другой стороны, лично мне немного жаль таможенников, которые, придя в суд, потряхивая раскрасневшимися от заботы о бюджете щеками, размахивают справками из уголовных дел и кричат, что нельзя рассматривать иск участника ВЭД о незаконных действиях таможенного органа, потому как данная компания имеет, или может иметь отношение к какому-то уголовному делу. И как вы думаете, что делают суды? Правильно, они же тоже стоят на страже интересов бюджета, как можно рассматривать иск предпринимателя о каких-то там нарушенных его правах, если он может стать из свидетеля обвиняемым или более того, вообще может быть осужденным, ведь наличие уголовного дела автоматически аннулирует все права предпринимателя, в том числе и как гражданина.

В принципе, уже давно назрел  вопрос, как упростить сам процесс предпринимательства в России. Исходя из текущей ситуации, вижу беспроигрышный вариант: любой гражданин России, решивший заняться предпринимательством, перед началом организации бизнеса, должен сам, добровольно, обратиться в полицию или прокуратуру и сам определить для себя, по какой экономической статье ему хочется, чтобы в отношении него было возбужденно уголовное дело и в зависимости от тяжести выбранной статьи получить допуск к соответствующему уровню бизнеса. А вот после того, как предприниматель пройдет все круги, милого и интеллигентного общения в рамках уголовного дела, он сто раз подумает, а надо ли ему вообще этим бизнесом заниматься или лучше сразу в чиновники.

Несколько цитат из решений судов по оспариванию незаконных действий таможенных органов:

«…. В удовлетворении отказать. Доводы Общества о принятии всех надлежащих мер по соблюдению правил и норм таможенного законодательства судом отклоняются, поскольку в силу статей 12, 13 ТК ТС деятельность таможенного представителя является предпринимательской деятельностью, осуществляемой на свой риск, что предполагает необходимость надлежащего выбора добросовестных контрагентов…» (Постановление суда. Август, 2015 года)

(п.4 ст.60 ФЗ-311 «Отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается, за исключением случаев, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченной таможенным представителем в соответствии с частью 2 настоящей статьи, а также когда у таможенного представителя имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела. Таможенный представитель не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.)…

Логика суда в целом понятна: боишься рисковать, не занимайся бизнесом, а если занялся, то все риски твои. Таможенному представителю остается всего лишь взять в штат ясновидящего или хотя бы экстрасенса, который сможет предсказывать судьбу импортёра, с которым таможенный представитель заключает договор на оказание услуг.

Или вот:

«…Оценив изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявлением решение таможенного органа, а также документы и сведения, положенные в основу его при его принятии, связаны с уголовным делом №00/000, где заявитель проходит подозреваемым. Поскольку документы и сведения должны получить соответствующую оценку в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, то заявление Гражданина рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства не подлежит. Ходатайство представителя заинтересованного лица таможни о прекращении производства по гражданском уделу №ХХХ о признании незаконным решения таможни о корректировки таможенной стоимости удовлетворить.» (Постановление суда. Октябрь, 2015 года.)
«… Принимая во внимание, что срок предварительного следствия (дознания) по данному уголовному делу истек, а следственные действия, производство которых возможно в отсутствии подозреваемого (обвиняемого) выполнены, руководствуясь п. 1(2) части первой ст.208 УПК РФ. Предварительное следствие по уголовному делу №00/000 приостановить…» (Постановление о приостановке предварительного следствия. Апрель, 2015 года.)

То есть в марте 2015 года, следствие приостановлено, по причине отсутствия подозреваемого, а в октябре, при приостановленном уголовном деле, подозреваемый вдруг появился. Кстати, на день публикации материала, следствие по данному уголовному делу приостановлено.

Получается, что действуя в интересах государства (я не допускаю другие мотивы совместных действий суда и таможни), суд и таможня немного цинично лишили гражданина доступа к правосудию. Более того, с такими решениями судов уже в ближайшей перспективе таможня сможет вывести  эту категорию дел (корректировка таможенной стоимости) из-под судебного контроля. Я себе немного по-другому представлял этапы и пути строительства правового государства.

И таких случаев с каждым днем становится все больше и больше, их уже даже не десятки, а сотни.

А тут еще президент в ходе своего ежегодного послания Федеральному Собранию 3 декабря, как-то недвусмысленно дал понять, что «коммерция на уголовных делах», должна быть существенно снижена.

По данным Президента, а это сглаженные данные, «в 2014 году по экономическим статьям было возбуждено 200 тысяч дел. При этом до суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч дел, а 15 тысяч – развалились в ходе процесса. Приговором же закончились только 15% всех дел.

«Абсолютное большинство, 83% предпринимателей, на которых были возбуждены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили», – заявил президент Владимир Путин.

Мне, вот почему-то видится, что санитарный поезд уже ушел, и если весной, был шанс, как-то остановить это правовой беспредел, и осколками, крупинками сохранить и обезопасить малый бизнес, то с учетом текущей экономической ситуации как бы не пришлось в следующем году все начинать сначала.

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы