Таможня

Коммерческая тайна ФТС: Рейтинг достижений таможенного администрирования

Новый фельетон из серии "Коммерческая тайна ФТС" посвящён излюбленным темам, постоянно фигурирующим в отчётах о деятельности и достижениях таможенного руководства. 

Я верю в честность президента

И в неподкупность постовых,

В заботу банка о клиентах…

В русалок верю, в домовых.

На протяжении последних лет десяти, все 365 дней в году, по 24 часа в сутки, лучшие таможенные умы, да что там умы, золотые извилины ФТС, пытаются решить сложную антикоррупционную задачу с двумя неизвестными.

Первое неизвестное: как победить коррупцию, не затронув при этом саму коррупцию, и самому остаться коррупционером. Второе неизвестное: как назвать коррупцию, чтобы она не выглядела, как коррупция.

И надо заметить, эти золотые извилины ФТС дважды были близки к решению этой непростой задачи. Первый раз решить её помешал воссозданный учеными мини-Большой взрыв в адронном коллайдере. Ну, как помешал?.. Скорее, просто отвлёк. Второй раз - открытие гравитационных волн, что, собственно, объясняет, что борьба с коррупцией в таможне - это навсегда. И в том, и в другом случаях события в мире науки заставляли «коррупционных борцов» посмотреть на коррупцию по-другому, то есть в другом измерении. И эти новые взгляды сбивали с намеченного пути, и золотым извилинам ФТС работу приходилось начинать с самого начала, так сказать, с чистого листа, с незаточенного карандаша.

Сегодня на отдельных таможенных постах таможенный инспектор стал заносчивый, как гаишник с престижного перекрёстка. И как в последнее время стали  говорить в околотаможенных кругах, «еще год-другой такого администрирования, проще будет всё асфальтом закатать, чем восстановить».

Мы часто, и порой довольно несправедливо, говорим про таможенное администрирование, о каких-то действиях должностных лиц. Но жизнь идет, и мы забываем, что ничто не вечно под луной. И если завтра из очередного указа президента мы узнаем, что нынешний руководитель ФТС переведен на другой, более ответственный пост, например в ЕЭК, кинемся спешно подводить итоги его деятельности на посту руководителя ФТС и, скорее всего, многое из сделанного им упустим. Во-первых, это будет несправедливо, а во-вторых, сегодня же таможенное «администрирование администрируется», и этому тоже надо давать оценку.

Мы решили не ждать указа президента и подвести предварительные итоги. Тем более, что, скорее всего, мы ещё какое-то длительное время сможем наслаждаться эффективным и качественным таможенным администрированием под руководством нынешнего аппарата ФТС.

korrupcio

Рейтинг таможенных тем

Пятое призовое место: Разработка, создание, модернизация, сопровождение информационных технологий и применение их таможенными органами.

Заслуженное место в рейтинге обеспечивает уголовное разбирательство в отношении начальника Главного управления информационных технологий Алексея Шашаева. Не «Оборонсервис», но тоже не стыдно назвать сумму хищений в сотни миллионов рублей.

По удивительному стечению обстоятельств, генерал-лейтенант в отставке Алексей Шашаев является давним соратником главы ФТС Андрея Бельянинова, но это, скорее всего, лишь совпадение. С начала 2000-х годов Шашаев проходил школу жизни в качестве заместителя начальника департамента информационных технологий ФГУП «Рособоронэкспорт», гендиректором которого был Андрей Бельянинов. В 2006 году, примерно через месяц после назначения господина Бельянинова главой ФТС, Шашаев был призван в ряды ФТС и сразу на должность начальника Главного управления информационных технологий.

Что получила ФТС за миллиарды рублей, потраченные за эти годы на информационные технологии? Много чего получила. Получила отсутствие единого окна, получила неработающие программные продукты из состава ИРС «Доход»: КПС «Имущество», АПС «Штрафы», АПС «Задолженность» и КПС «Применение льгот». Не введены интегрированные компоненты ЕАИС, автоматизирующие ключевые рабочие процессы таможенного дела. АПС «Анализ рисков», не успев быть введенным во все таможенные органы, признан неэффективным. Единая система информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности на базе программного обеспечения (инструментальная система управления базами данных «CronosPlus» и документальная система поиска информации «Cros») не работоспособна по причине фактического отсутствия банков данных. А на все это были потрачены миллиарды бюджетных рублей.

Еще очень много чего не запущено, не создано и не работает, на что были потрачены бюджетные деньги.

Чего, например, стоит третья "продажа" Морского портала. Я даже на Привозе в Одессе не встречал умельцев, способных продать один и тот же залежалый товар три раза, причем с каждой продажей все выгоднее и выгоднее.

Тут надо отдать должное руководству ФТС: не дали они сделать уязвимой российскую таможню, сохранили традиции, заложенные ещё Петром Первым, "есть бумага, есть разговор, нет бумаги - иди домой"...

Потери бюджета: более 3 млрд рублей (выявленные аудитом СП).

Потери бизнеса: условные (нет технологий - нет потерь).

Степень коррупционного воздействия: 25%. ФТС (ГУИТ)  – РТУ (ИТС).

Четвертое место: «Зеленые коридоры»

Шикарная тема, эксплуатируемая последние лет восемь, с различным успехом, причем как в отраслевой плоскости, так и в географической. Вот, например, интересное решение отраслевого «зеленого коридора» для импортеров мясной продукции, а также  рыбы и рыбной продукции. Очень неординарный проект, в котором была попытка собрать все и вся сразу: приближенные компании-импортеры мяса и мясной продукции, лояльные ФТС СВХ, оформление только через РОСТЭК и К, точнее через РОСТЭК и Повстяного (РОСТЭК и П), в общем, интересное комплексное решение. И всё было бы отлично, но почему-то, как только «заработал мясной зеленый коридор», по стране пошёл шквал скандалов и уголовных дел в отношении импортеров мяса. Итог данной эффективной схемы можно оценить очень приблизительно, да и то при полном отсутствии положительного эффекта – ну, не получился положительный эффект, не успели развернуться, так бывает.

Или «турецкий зеленый коридор» - географическое решение. Рождение этого коридора, было очень долгим и болезненным. И в итоге на свет появился мертворожденный проект, собственно, один из многих таких же. Как только и через кого только не пыталась ФТС реанимировать его – не получилось. Хотя схема коридора была аналогичной той, что по импорту мяса, оформление только через РОСТЭК и П, поставки только через РОСТЭК и П, и только через Внуковскую таможню. ФТС еще не «родило» турецкий коридор, зато по всем таможням прошли письма счастья и телеграммы радости о «внимательном отношении к турецким товарам», старожилы ВЭД, уже и приблизительно не могут назвать цифру того количество раз, когда «Турция вставала на таможне (границе)», вставала плотно и надолго. Это на первый взгляд кажется неумелым и неэффективным администрированием, на самом деле, еще лет пять назад, лучшие умы ФТС догадались о ненадежности Турции как партнера и начали готовить долгие и непреодолимые препоны в торговле.

Потери бюджета: 50-70 млрд. рублей (по разным оценкам СП, ГД, экспертов).

Потери бизнеса: Сравнимы с потерями бюджета, плюс 30-50% коррупционной составляющей. (теневой доход РОСТЭКа и П, не менее 10 млрд рублей).

Степень коррупционного воздействия: 50% ФТС (руководство, ГУОТК, УРиОК, ГУБК) – РТУ (руководство, Служба ОТК, ОКиПСУР) – Таможня (начальник, начальники отделов) – таможенный пост.

Третье место: Перемещение постов (закрытие СВХ, в рамках переноса таможенного оформления и контроля к границе). Обеспечение обязательств перед ФТС по уплате платежей и обеспечения транзита («Таможенная карта», «Зеленый коридор», «Раунд», «Арсеналъ») ФГУП РОСТЭК («Тамарикс», «Логистика-Сервис»)

Набор «схемок» или, как принято называть в околотаможенном бизнесе - «таможенных замутов», стабилен и постоянен на протяжении последних восьми лет.

Первая, пилотная схема была запущена в рамках громкого проекта «переноса таможенного контроля и оформления к границе», а по сути это было перераспределение товарных потоков в интересах РОСТЭКа и смелая попытка получить из бюджета на реализацию этой аферы десятилетия порядка 80 млрд рублей. Бюджет денег не дал, проект с еще большим грохотом, чем заявлялся, провалился. Аналогичный «замут» - с операторами таможенных платежей. Сначала гнали с рынка «Таможенную карту» – на тот момент единственную компанию на этом рынке, гнали в интересах РОСТЭКовского «Зеленного коридора». Не успев выгнать «Таможенную карту» с рынка, разругались в «Зеленом коридоре». В итоге, система удаленной уплаты таможенных платежей до сих пор существует и будет еще существовать как система «сборов за дружбу с ФТС».

Еще циничнее выглядит «замут» по обеспечению транзита: мало того, что решили перераспределить финансы в интересах странной компании «Арсеналъ», с единственным преимуществом – близость к главе ФТС, так еще до основания разрушили систему МДП, провалили таможенный транзит ЕАЭС как таковой, создали условия для злоупотреблений при осуществлении транзита иностранных грузов по территории РФ. И почему-то стеснительной стала ФТС в отчетах по недоставке товаров в таможни назначения.

Про вывод активов РОСТЭКа в интересах, считаю, что опять же, по чистому совпадению, на бывших менеджеров РОСТЭКа, близко связанных с главой ФТС, можно почитать здесь и здесь.

Аналогичный «замут» в виде эксперимента с аудиторскими компаниями находится в стадии проработки.

В принципе, ничего вроде бы необычного нет, такое как бы управление традиционно в России, что охраняешь, то  и имеешь, но в таможенном случае, все эти «замуты» объединяет один общий знаменатель из приближенных к руководству ФТС, скорее всего, по случайному совпадению, бывших подчиненных или сослуживцев. А так всё как у всех, всё как всегда. И потери бюджета не хуже, чем в других министерствах и ведомствах.

Потери бюджета: 100 – 500 млрд рублей (по оценкам АСМАП, СП, ГД, экспертов). Имиджевый и инвестиционный ущерб Российской Федерации – неоценим, просто колоссальный.

Потери бизнеса: не менее 100 млрд рублей на переносах таможенных постов (закрытие СВХ); не менее 10 млрд рублей на конфликте ФТС – АСМАП (по замене МДП, финансовым обеспечением близких ФТС компаний); не менее 1-3 млрд рублей ежегодные потери участников ВЭД по причине отсутствия системы удаленной онлайн уплаты платежей и необходимости осуществлять платежи через посреднические, приближенные к ФТС компании.

Степень коррупционного воздействия: 60%. ФТС (руководство, ГУОТК, ГУФТДиТР) – РТУ (руководство, Службы ФТД, ОТК) – Таможня (начальник, Отделы КТС, ОТОиК) – таможенный пост.

Второе место: Система управлениями рисков. Стоимостные профили рисков

Сама по себе СУР очень нужная и очень важная часть таможенного администрирования и контроля. Жаль, конечно, что СУРа в ФТС нет. Пока нет, но руководство ФТС, обещает, что СУР, когда-нибудь будет, пусть не в самой службе, но, может быть, где-то рядом. Ну, а  пока, кроме тасования, создания, переподчинения Управления по рискам, ничего не происходит.

А вот стоимостные профили рисков, то, что в ФТС почему-то называют СУРом, тема еще та, богатая, доходная, но, к сожалению, не для бюджета страны. За 2015 год более 41% ввозимых товарных партий были признаны рисковыми, то есть практически каждая вторая товарная партия подвергалась дополнительным мерам контроля. Если не считать, что любой чих в дополнительных мерах контроля связан только и исключительно с расходами импортера, то можно примерно посчитать, во что вылилась эта так называемая СУР. Только на досмотрах потери бизнеса составили порядка 3 млрд рублей в год, а с учетом взвешиваний, ИДК, осмотров, наблюдений, то в три раза больше.

Потери бюджета: по разным методикам подсчета оцениваются от 40 до 150 млрд рублей.

Потери бизнеса: 10 – 12 млрд рублей (стоимость проверочных мероприятий, простой на время проведения проверочных мероприятий, денежные обеспечения и финансовые издержки на уплату корректировок таможенной стоимости, возвращённые по решению суда, судебные издержки. Репутационые потери, которые почему-то веселят судей и таможенников. Им-то проще, они не знают, что такое репутация, да и зачем им знать такие глупости).

Степень коррупционного воздействия: 70%. ФТС (УРиОК, ГУФТДиТР) – РТУ (Служба ФТД, ОКиПСУР) – Таможня (Отдел КТС, ОПСУР) – Таможенный пост.

Первое место: Компетенция таможенных постов

Золотая жила и палочка-выручалочка в одной схеме. Данная схема придумана еще в начале 2000-х и тут, не умаляя заслуг сегодняшних идеологов ФТС, стоит отметить, что за последние годы данная схема модернизирована и доработана практически до идеального состояния.

В последние годы попытки загнать оформление какого-нибудь интересного товара со всей страны на оформление на какой-то конкретный таможенный пост стабильны, как рассвет и закат.

То Шкуркин со всей страны весь импорт детской игрушки загонял на один подмосковный таможенный пост, потом судьба стать избранным товаром постигла велосипеды, и так по всей номенклатуре, правда, такие меры касались массового и налогемкого товара.

Хит 2016 года - загнать всё оформление товаров, перемещаемых в зоне Балтийской таможни, на таможенный пост Бронка. Чем перестали удовлетворять ФТС остальные посты Балтийской таможни, и чем так хорош новый пост Бронка? Да тут вообще вопрос не касается технологий, таможенного оформления и прочих составляющих таможенного администрирования, и даже интересов государства, тут вопрос в том, что просто подошла чья-то очередь зарабатывать на таможне.

Ну, или вот это решение, «30 марта 2016 года начнет свою работу специализированный таможенный пост в оптово-розничном продовольственном центре «ФУД СИТИ» – Новомосковский таможенный пост Московской областной таможни.

ФТС России приняла это решение в целях «дальнейшего совершенствования таможенного и иных видов государственного контроля в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия, поступающих в регион деятельности Московской областной таможни, обеспечения продовольственной безопасности Москвы и концентрации декларирования социально значимых товаров». Решение, имеющее ровно такое же отношение к оптимизации товаротранспортных экспортно-импортных потоков или к совершенствованию таможенного администрирования, как бегемот к балету.

Вопрос уже не в том, что кто-то или как-то зарабатывает на административном ресурсе, цинично подавляя конкуренцию как таковую. Мы уже с этим как-то смерились, в конце концов, такие установлены правила ведения бизнеса. А вопрос в том, что, если уж зарабатываете на административном ресурсе, то хотя бы не создавайте родине проблем, в смысле хотя бы без убытков для бюджета. А пока не получается никак…

Потери бюджета: Ежегодные потери около 30-40% от годового объема взымаемых платежей по импорту. Высокая доля неконтролируемого, «серого» оборота товаров.

Потери бизнеса: Репутационые. Конкурентные. Логистические. Фактические финансовые потери компенсирует конечный потребитель.

Степень коррупционного воздействия: 90% ФТС (УРиОК, ГУФТДиТР, ГУБК) – РТУ (Служба ФТД, ОКиПСУР, правоохранение) – Таможня (Отдел КТС, ОПСУР, ОРО) – Таможенный пост.

Как гласит народная мудрость, «коней на переправе не меняют», но мудрость молчит о судьбе погонщика, видимо, отдавая это на суд времени. И тут варианты возможны различные, от банальной смены погонщика, что без разницы для коней, до необычного – загнать погонщика в табун в статусе ломовой лошадки, что на радость табуну.

А пока, там где говорят коррупционеры, контрабандисты замолкают.

В последнее время на Филях ходят упорные слухи, что для исправления ситуации с коррупцией и контрабандой, разочаровавшись во всех других мерах, ФТС решила призвать в свои ряды позитивных пилотов НЛО. Потому как никто другой и ничто другое, уже помочь не может, а вечно прикладывать примочки к трупным пятнам несколько утомительно. Позитивные пилоты НЛО, смогут перепрограммировать ноосферу на Филях, на всех таможнях и таможенных постах. Неисправимые коррупционеры напишут рапорта и уйдут в народное хозяйство, станут фермерами, наверное. Исправимые коррупционеры вернут все, что получили в виде мзды, подарков и откатов, что позволит ФТС ближайшие лет пять вообще не переживать о выполнении плана, причем на уровне лучших годов. Начинающие коррупционеры добровольно откажутся от задуманного и начнут творить добро во благо бюджета страны и бизнеса ВЭД, причем в равных пропорциях, отдавать часть своего денежного довольствия в бюджет, а остальное – предпринимателям от ВЭД.

Очень хочется сказать: ребята, имейте совесть, завязывайте с безобразием, пусть в таможне будет что-то одно, хотя бы, либо коррупция, либо контрабанда – ну, не выдержит Боливар, в смысле бюджет, два таких счастья. Но думаю, что в ФТС такой призыв могут оценить, как экстремистский, поэтому напишу так.

Для текущего, крайне непростого момента, особенно для бюджета страны, не ждать, пока позитивные пилоты НЛО перепрограммируют ноосферу на Филях, неплохо было бы, чтобы чиновники ФТС:

  1. Крайне рачительно и эффективно расходовали бюджетные средства, выделяемые из бюджета.
  2. Прекратили хотя бы на пару лет процесс перераспределения товарных и денежных потоков в интересах «близких» компаний. Пусть хоть как-то, хоть какая-то сформируется конкуренция.
 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы