Таможня

Административные барьеры VS Дорожные карты: кто победил

Дорожные карты снижения административных барьеров в прежнем формате исчерпали себя, признал помощник президента Андрей Белоусов на конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», проведенной газетой «Ведомости» в Москве 16 ноября 2015 года. Некоторые из них не имеет смысла продолжать, а другие стоит завершить. И хотя последнее решение остается за Дмитрием Медведевым, такая позиция, несомненно, будет услышана. Таким образом, трехлетний эксперимент по предпринимательской инициативе, направленной на улучшение инвестклимата, видимо, закончится бесславно.

Ну, если задуматься, зачем нам вообще этот Всемирный банк вместе со своим рейтингом? Руководитель ФТС Андрей Бельянинов совсем недавно заявил, что рейтингом пользуются всего несколько стран. Ну, и стоит ли овчинка выделки? Тем более, в эпоху экономических санкций и политической нестабильности, обвала нефтяного рынка, валютного курса, а вслед за ними и всей внешней торговли? О каком инвестклимате в принципе может идти речь? Других забот нет? Жили ж как-то до этого…

А теперь давайте разберёмся. Дорожная карта по совершенствованию таможенного администрирования исполнена на 73%. Несмотря на это, со своей главной задачей - улучшением позиций России по показателю «Международная торговля», - она не справилась, откатив страну на 170-е место. Главный куратор от таможенного ведомства Руслан Давыдов во всем винит изменившуюся методику и подтасованные экспертами Всемирного банка цифры.

Впрочем, нечто похожее звучало и год, и два года назад. Не будем придираться к словам, тем более, что работа ведомством проведена большая. Так чем гордится таможенная служба сегодня, о чем непрестанно твердит со всех доступных ей информационных каналов? Из открытых источников мы сформулировали несколько главных посылов, наиболее активно пропагандируемых сегодня таможенной службой. Кстати, слово «пропагандируемых» здесь выбрано не случайно. Мы как СМИ, давно не равнодушное к таможенным делам, не можем не отметить значительное усиление активности пиар-направления в деятельности ФТС за последнее время.  

Электронное декларирование

По очередному сообщению службы, 99,92% от общего декларационного массива составляют декларации, направленные в таможенные органы в электронной форме через интернет. Сколько из них выпускается в электронном виде, ФТС, как обычно, не сообщает.

Для справки. Первая электронная таможенная декларация была выпущена в 2002 году, а через интернет – в 2008 году, а с 1 января 2014 года электронное декларирование вообще стало обязательным, за небольшими исключениями для физлиц и отдельных процедур. Так и хочется сказать: ну хватит уже, сколько можно? Расскажите нам о том, что (а лучше кто) мешает тому, чтобы окончательно изжить бумажные документы из таможенного документооборота. И когда таможня скажет: все, ребята, нечего вам делать на постах и в таможнях – тогда и поаплодируем. Стоя.

Предварительное информирование

Введенное в обязательном порядке в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска - да, ускорило прохождение через границу. Но отнюдь не в части совершения таможенных операций, и уж, конечно, не с точки зрения системы управления рисками, как об этом любят говорить таможенные функционеры, а лишь в части сокращения времени для подготовки транзитных деклараций самим декларантом. По этой самой причине настойчивые потуги таможенной службы внедрить данный механизм при морских, а тем более авиа- перевозках натыкаются на непонимание со стороны перевозчиков и участников ВЭД. Сведения, которые с первых требует таможня, у тех отсутствуют, а вторым это вообще никак не уперлось. Аргумент таможни: «у всех есть и нам нада!» не выглядит выигрышно, ведь зачем надо таможня так внятно и не говорит.

Таможенники1

Сроки совершения таможенных операций

Алгоритмы, заложенные в машины, ведут счет уже на минуты, и, что характерно, с положительной динамикой, что, в общем-то, вынужденно отмечает и бизнес. Однако с одной существенной поправкой: из всех подсчетов исключены рисковые поставки. Объясним этот нюанс на пальцах. Под рисковой поставкой ФТС подразумевает любую партию, в отношении которой была применена хоть одна мера по минимизации рисков. Хоть одна из тех самых более чем восьми десятков. И бОльшая часть из них применяется на основании самостоятельного решения должностного лица таможни, без всяких на то профилей рисков. Т.е. под пугающим сочетанием слов «рисковая поставка» может скрываться и банальная безграмотность инспектора, и предвзятость, и желание выполнить показатели. А в итоге импортных, т.н. «рисковых поставок», по России набирается более 40 процентов, а на наиболее «танкоопасных» направлениях (ЦТУ, ЮТУ, СЗТУ, ДВТУ) – около 60%. И это только по данным, формируемых из официальных первичных источников. И все они исключаются из подсчетов по срокам совершения таможенных операций. Так что же тогда ФТС считает? А считает она…

«Зеленый сектор»

Как раз примерно половина товарных партий оформляется компаниями, включенными в «зеленый сектор» на основе «субъектно-ориентированного» подхода. Дело, несомненно, полезное. Сокращение издержек и все такое. И тут важно, чтобы в «зеленый сектор» попадали именно те, кто там должен быть, пусть даже по критериям, разработанными самими чиновниками в силу своего представления о бизнесе. Однако в соответствии с данными наших источников, есть серьезные основания полагать, что некоторые компании находятся в перечнях т.н. «отраслевиков» (это производственники, «рыбники» и «мясники») не на совсем, как бы это мягче сказать, законных основаниях. Такая вот неожиданность. Что же тогда говорить о тех, кто попадает в перечни, формируемые якобы автоматически на основании критериев и алгоритмов, находящихся под грифом ДСП (для служебного пользования – прим. ред.)? А ведь одна из главных задач категорирования – ускорение и упрощение таможенных операций на основе внедрения передовых технологий.  

Технологии

Автоматическая регистрация, автоматический выпуск, удаленный выпуск и иже с ними. Результаты пока не впечатляют, если честно. Это не укор, понятное дело, Москва не сразу строилась. Но проблема не только в чисто технических вопросах, а опять же в грамотной настройке системы управления рисками (СУР). А главная беда СУР сегодня не столько в кадровой чехарде (кстати, по имеющейся у нас информации, сейчас активно прорабатывается вопрос слияния Управления рисков и оперативного контроля с Аналитическим управлением ФТС), сколько в наличии коррупционного фактора, довлеющего над всей системой. Правда, об успехах борьбы с коррупцией нам обычно сообщают другие ведомства. Но все эти технологии вкупе с проводимыми ФТС в настоящий момент  экспериментами над ЦЭДами и ограничением компетенции некоторых постов обнаруживают определённую тенденцию развития ФТС. Которая, на наш взгляд, предполагает дальнейшую централизацию таможенных операций, вплоть до создания одного единого центра декларирования, автоматизированного и управляемого под чутким контролем центрального аппарата. Что же будет на местах, спросите вы? Пропуск через границу, фактический контроль (а сегодня это всего-то около 4%) и, конечно же, пост-контроль. Последнему мы хотели посвятить отдельный абзац, поскольку пост-контролю в современных таможенных процессах отводится тоже очень существенная роль, однако ни одного прорывного достижения в этом году мы так и не нашли.

И знаете что еще? Все вышеперечисленное, как и многое другое, совершенно не зависит ни от бизнеса, ни от дорожных карт, ни от рейтингов Всемирного банка. Только лишь от желания и умения самих таможенников работать. Поэтому поддержим мнение Андрея Белоусова…    

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы