Таможня

Как ФТС России залезает в ваш карман

 Во имя выполнения своего планового задания по платежам...

Как мы уже сообщали, в открытом доступе сети Интернет попали свежие письма ФТС России в региональные таможенные управления: письмо в ЦТУ от 08.09.2014 № 01-30/42655, письмо в СЗТУ от 08.09.2014 № 01-30/43658, и письмо в ДВТУ от № 08.09.2014 № 01-30/42656. Все под одним наименованием «О резервах собираемости таможенных платежей».

«Цель оправдывает средства»
                   Никколо Макиавелли

Сами тексты писем – короткие и безапелляционные. Утверждается, что некий «сравнительный анализ стоимостных показателей импорта» в соответствующем РТУ выявил (!) «наличие резервов собираемости таможенных платежей» в соответствующем регионе.

Далее следует указание «Принять действенные меры для повышения эффективности таможенного контроля ввозимых товаров в рамках системы управления рисками…, минимизации фактов выпуска товаров с признаками недостоверного заявления сведений, влияющих на размер таможенных платежей, а также взять на особый контроль результативность мероприятий и поручений, указанных в прилагаемой докладной записке».

К письмам прилагаются докладные записки Управления рисков и оперативного контроля ФТС России (УРиОК) за подписью руководства УРиОК и руководства Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР). В приложении к докладным запискам (в самом сердце этой «матрешки») приведены списки участников ВЭД, имеющих «резервы собираемости таможенных платежей», ранжированные по объёмам таких резервов.

Не будем подробно раскладывать по полкам содержание этих опусов. Отсылаем вас к первоисточникам в сети Интернет, где указанные письма найти несложно во всех подробностях – подписями их «героев» и одобрительной резолюцией А.Ю.Бельянинова на докладных записках.

В этих письмах возмущает все: от преамбулы, где в приказной форме сказано «Принять действенные меры…» без слов «Прошу» или «Предлагаю» (что вообще противоречит смыслу письма, и должно выпускаться в форме приказа ФТС России с соответствующим «приказываю»), до их последних страниц, где в приложениях приведены недвусмысленные «черные списки» потенциальных должников. Найти себя или соседа в «блэклисте» ФТС можно не отходя от кассы.

Из чего же сделан вывод о наличии резервов? Из анализа пресловутого «ИТС» - индекса таможенной стоимости. Или, другими словами, стоимости товара в долл. США за килограмм веса нетто товара, которую таможенные органы очень любят контролировать на приемлемость для исчисления и уплаты таможенных платежей. Этот «индекс» - инструмент, не легализованный ни в одном законодательном акте в области таможенного дела, но активно используемый в таможенной практике.

На «местах» любой участник ВЭД боится этих трёх букв, как огня. Особенно, в совокупности с тремя другими словами – «стоимостной профиль риска». А инспектор таможенного поста возносит Великому Индексу хвалу и почтение, как сошедшему с небес (с самого Таможенного Олимпа) и практически никогда не посмеет Ему перечить.

В страхе перед всемогущим «ИТС» падут все оригиналы инвойсов, контрактов, спецификаций и прочих никчемных бумажек, тщетно пытающихся доказать свое право на Первый Метод. Почти всегда ничто (ни один три тысячи раз заверенно-проверенный документ) не способно переубедить рядового таможенника в том, что оно сильнее Великого Индекса, изобретаемого по каждому товару Великими Комбинаторами – в центральном аппарате ФТС России. На самом деле все гораздо прозаичнее: тот, кто хоть раз видел или слышал, как именно формируются эти стоимостные индикаторы (ИТС) определенной кучкой деятелей в ФТС, смеется над «экспертным методом», положенным в основу этих циферок.

Как и следовало ожидать, фундаментом и опорой проведенного ФТС России «сравнительного анализа» (вряд ли существующего в природе), который якобы позволил выявить в «карманах» конкретных участников ВЭД «наличие резервов собираемости таможенных платежей», стал именно он – пресловутый ИТС.

Далее, какими методами предлагается «реализовать выявленные в ходе анализа резервы собираемости таможенных платежей»?

Письма в один голос твердят о необходимости принятия «действенных мер для повышения эффективности таможенного контроля ввозимых товаров в рамках системы управления рисками». Как известно, единственной «действенной мерой» для повышения эффективности таможенного контроля любых товаров, которую позволяет таможенникам применять таможенное законодательство и подзаконные акты ФТС России, является создание и применение профиля риска в случае выявления высокого уровня риска (см. приказ ФТС России № 778 от 24.04.2014 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»). Чтобы выявить этот самый высокий уровень риска, необходимо провести соответствующий анализ баз данных по определенной методике, выявить вероятность нарушения таможенного законодательства, определить негативные последствия и уровень риска (который должен быть именно высоким), подготовить необходимое обоснование и направить свои предложения в соответствующее подразделение таможенных органов, которое, возможно, примет решение об утверждении профиля риска.

Если под «действенными мерами» подразумевалось именно это, то для чего составлялись эти письма? Если не это, то возникает большой вопрос о правомерности и соответствии таможенному законодательству тех мер, которые ФТС России сочтет «действенными», и которые повлекут возникновение непосредственных издержек у третьих лиц – участников ВЭД.

Необходимо отметить некие противоречия и даже в определенной степени беспредел в отношении участников ВЭД, чья деятельность «характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства», но попавших в злополучные списки под номером 1 и 2 (то есть в приложения 1 и 2 к докладным запискам).

Это же до чего нужно дойти, чтобы мировых автогигантов (Тойота, Ниссан, Вольво, Фольксваген и пр.) определить  в «жулики» и поручить таможенным органам проводить по ним усиленный таможенный контроль! Да, именно так любой здравомыслящий, не зашоренный плановым заданием человек воспримет письма с этими списками. В очередной раз руками ФТС наша страна демонстрирует мировому бизнесу всю непривлекательность инвестиций в нашу экономику из-за отдельных непоследовательных, необоснованных и недальновидных действий ФТС России.

Как могут соотноситься положения «отраслевого зеленого сектора» по тем же самым автопроизводителям (приказ ФТС России от 26.09.2011 № 1945), производственным предприятиям (приказ ФТС России от 04.02.2013 № 202) с «принятием срочных мер по минимизации фактов выпуска товаров с признаками недостоверного заявления сведений, влияющих на размер таможенных платежей, а также формированием предложений о проведении дополнительного контроля до и после выпуска товаров» в отношении субъектов, включенных соответствующими распоряжениями ФТС России в «зеленый сектор»?

Про лекарственные средства (30-я группа ТН ВЭД ТС) вообще отдельный разговор. Правительство России, отраслевые министерства и службы разрабатывают государственные программы, направленные на доступность лекарственных средств для различных категорий граждан. А вместо оптимизации таможенных процедур в целях снижения конечной себестоимости лекарственных средств ФТС через письма предлагает усилить, в первую очередь, стоимостной контроль в отношении крупнейших импортёров лекарств. Как вы считаете, каким образом такие меры отразятся на стоимости этих самых лекарств в аптеках, куда завтра придут пенсионеры с остатками пенсии в кошельке?

В настоящее время потребности здравоохранения РФ в медицинских товарах (преимущественно лекарствах) удовлетворяются на 75% за счет импорта. Для доступности лекарственных средств в стадии согласования находится проект постановления Правительства РФ  освобождающий медицинские товары от НДС.

Таким образом, Правительство РФ совместно с отраслевыми министерствами ведомствами и различными медицинскими ассоциациями  прилагает значительные усилия и идет на сознательное сокращение доходов федерального бюджета РФ освобождая лекарства от НДС в целях снижения их конечной себестоимости. Но ФТС России своими антидействиями нивелирует проводимую работу по снижению стоимости лекарств для населения страны.

Бесспорно, что наводить порядок в импорте лекарственных средств просто необходимо – но это меры нетарифного контроля, которые будут способствовать усилению контроля за качеством и безопасностью ввозимых лекарственных средств и это главная задача, которая должна реализовываться ФТС России, а контроль таможенной стоимости должен быть на последнем месте в этом вопросе. К сожалению, у ФТС России неверно расставлены акценты при выборе объектов для контроля. Соответственно, безопасность и жизни граждан страны их интересует меньше всего, ибо главная задача - любой ценой поднять стоимость импортируемых медицинских товаров.

И для чего все это? Чтобы любой ценой ФТС России смогло отстоять свой корпоративный интерес – выполнить плановое задание по платежам (по динамике текущего момента оно не выполняется), а главный таможенник еще раз подтвердил высшему руководству страны свою профпригодность? Но... цель оправдывает средства.

Указанное выше в отношении рассматриваемых писем – «шедевров» от ФТС России – лишь самое первое, что приходит в голову от прочтения трудов подчиненных А.Ю.Бельнинова. Не сомневаемся, что более глубокий юридический анализ законности содержания рассматриваемых писем приведет к еще более жестким и непримиримым тезисам в их отношении.

Есть надежда, что юристы и руководство из числа компаний, попавших в эти списки, не поленятся и не побоятся обратиться в суд, а при необходимости и в следственные органы, и органы прокуратуры с соответствующими заявлениями, например, о защите доброго имени и деловой репутации компании, которые (доброе имя и деловая репутация), несомненно, пострадали в кругах широкой околотаможенной и внешнеэкономической общественности, получившей доступ к рассматриваемым письмам.

И еще ремарка. Мы не напрасно в начале настоящей статьи обратили ваше внимание на формулировку второго абзаца этих писем. Она звучит как «Принять действенные меры…», и этому есть следующее объяснение.

Если написать «Прошу принять действенные меры…» или, тем более, «Предлагаю принять действенные меры…», то указание будет воспринято регионами не столь императивно, как это хотелось бы ФТС России.

Если написать «Приказываю принять действенные меры…» или «Поручаю принять действенные меры…» или «Обязываю принять действенные меры…», то такой текст должен быть оформлен приказом или распоряжением ФТС России. Пойти на это руководство ФТС России не пожелало, видимо в связи с угрозой затянуть согласования таких приказов. При издании приказа или распоряжения потребовалось бы согласование Правовым управлением ФТС России, руководство которого могло бы поостеречься взять на себя ответственность за согласование подзаконного акта, «попахивающего» интересами третьих лиц и необходимостью согласования с Минюстом.

В итоге руководство ФТС, как водится у них в таких ситуациях, поступило проще: оформили свой труд письмом, без приказа приказав «принять действенные меры». Цель... оправдывает средства.

Переходим к заключению и подведем итоги.

1. Ни одна цивилизованная таможенная служба в мире не позволяет себе так бесхитростно и административно-грубо действовать в самом чувствительном вопросе ведения ВЭД – вопросе контроля таможенной стоимости, особенно в отношении «не маленьких» по объемам товарооборота и таможенных платежей участников ВЭД.

Развитые таможенные службы (на поездки в которые так любит тратить деньги налогоплательщиков центральный аппарат ФТС России) создают для своих сотрудников на местах условия и методологию контроля таможенной стоимости. В частности, направляют рекомендации по общим подходам к контролю таможенной стоимости товаров, информацию об особенностях контроля таможенной стоимости отдельных товаров, каталоги товаров, справочную ценовую информацию по товарам (с учетом их наименований, качественных характеристик, торговых марок, артикулов) и пр. Таможенники при этом не вмешиваются грубо, императивно и необоснованно в определение таможенной стоимости и не используют суррогаты под наименованием «ИТС».

2. Центральный аппарат ФТС России, ведомство, отвечающее в нашей стране за львиную долю доходов федерального бюджета, не имеет права действовать такими недостойными методами! Не должны «главки» (ГУФТДиТР и УРиОК) опускаться до уровня реализации «таможенного рэкета» в отношении участников ВЭД! Не должно перекладываться бремя ответственности за выбор решения, влияющего непосредственно на таможенное администрирование таможенных платежей, на регионы! На то он и центральный аппарат, чтобы собирать в нем лучшие умы и «спускать» в регионы конкретные решения и методики для их исполнения в условиях мониторинга и контроля за результатами.

3. Методика проведения анализа, на который дана ссылка в письме ФТС России и докладной записке, по нашим сведениям, нормативно не закреплена, носит «экспертный» характер на базе «суждений» отдельных должностных лиц ФТС России. Таким образом, процесс попадания (или же не попадания) в любое приложение (особенно в приложение № 3) является субъективным и с высокой вероятностью может носить коррупционный характер.

Эксперты ФТС России при проведении так называемого анализа потенциальных доначислений таможенных платежей формировали свои прогнозы на основе ранее оформленных товаров (8 месяцев 2014 года) без учета:

- очередного снижения ставок импортного тарифа под обязательства России перед ВТО, которые произошли с 01.09.2014 (преимущественно по категориям товаров, указанных в докладной записке);

- снижения товарооборота в связи с ведением в отношении России санкций и соответственно с контрмерами России по так называемым «анти-санкциям» (постановление Правительства России от 07.08.2014 № 778) и пр.

В контролирующих подразделениях типа Управления по противодействию коррупции ФТС России, контроля за деятельностью УРиОК нет. Это связано с отсутствием квалифицированного персонала, способного выявить должностные преступления коррупционного характера при формировании подобных перечней.

4. Действия ФТС России по формированию «зеленого сектора» таможенного контроля в рамках СУР крайне непоследовательны.

Так, приказом ФТС России от 26.09.2014 № 1945 установлены критерии по определению автопроизводителей, в отношении которых таможенный контроль проводится на основании степени выборочности. Соответствующими распоряжениями ФТС России сформированы списки автопроизводителей, которые по результатам анализа (по критериям, утвержденным приказом ФТС России от 26.09.2014 № 1945) признаны «добросовестными участниками ВЭД». Данные распоряжения доведены ФТС России до таможенных органов для исполнения.

Теперь письмами ФТС России предлагается у этих же самых автопроизводителей найти «резервы собираемости таможенных платежей» и принять к ним срочные меры по «минимизации фактов выпуска товаров с признаками недостоверного заявления сведений, влияющих на размер таможенных платежей».

ФТС России, вместо того, чтобы вводить «отраслевой зеленый сектор» в отношении импортеров и экспортеров лекарственных средств (30 группы ТН ВЭД ТС) предлагает применить к ним меры по усилению таможенного контроля и, как следствие, фискальной нагрузки – это удар по самым социально важным товарам.

5. Профессиональные участники ВЭД прекрасно понимают, чем по факту все это закончится:

1) С учетом протокола оперативного совещания у руководителя ФТС России от 25.08.2014 № 31 (на него есть ссылка во всех письмах ФТС России) начальникам таможенных органов под личную ответственность (вплоть до увольнения) поручено «гнобить бизнес». Таким образом, начальники таможенных постов будут «выпускать» участников ВЭД, поименованных в письмах ФТС России,  под «обеспечение», рассчитывая его под уровни стоимостных индикаторов рисков.

2) Субъекты ВЭД, которые не захотят «ссориться» с таможенными органами, пойдут на эту «сделку» под гарантии таможенных постов, что всю сумму обеспечения им вернут в январе 2015 года, когда закончится отчетный период по выполнению планового задания со стороны ФТС России.

3) Участники ВЭД, не желающие участвовать в этом цирке, будут обращаться в судебные органы.

Ничем иным этот маскарад, как показывает практика, закончиться не может. Иначе крупный мировой бизнес будет уходить из нашей страны, а субъекты ВЭД  мигрируют для таможенного оформления в Казахстан – это будет итогом указанных мероприятий. А это уже совсем не таможенный вопрос, а вопрос экономического развития страны!

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Найти себя в черных списках ФТС

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы