Экономика

Как отбирают земли в Курской области: история одного села

Жители села Большой Змеинец из Курской области пытаются с боем вернуть свои поля, которые они сдавали в аренду. Сроки аренды уже закончились, и собственники хотят сами возделывать землю. Это был фильм ужасов какой-то, вспоминают местные жительницы Людмила Бондарева и Лариса Сопина. В конце апреля на их участки приехали неизвестные люди, перепахали землю, на которой уже стал прорастать ячмень, и сверху засеяли люпином. По словам пострадавших, за всем этим стоит бывший арендатор – компания «Авангард-Агро-Курск», дочернее предприятие банка «Авангард». Это не единственный конфликт с банком: во всей области расставаться с арендатором пайщикам приходится через суды, рассказывают собственницы земли.

Арендодатели поневоле

Пайщики изначально не сдавали свои земли компании «Авангард-Агро-Курск». Паи в селе Большой Змеинец людям раздали в 1994 году. В 2005 году пайщики решили сдать свои участки в аренду фирме ООО «Рассвет», но через два года компания обанкротилась и эстафету – аренду на последующие 8 лет – подхватил «Авангард-Агро-Курск». 7 июля 2015 года аренда заканчивалась. По словам Людмилы Бондаревой, компания платила за землю мало, и поэтому многие пайщики решили не продлевать договоры аренды.

– С двух участков по 8 гектаров мы с мужем получали по 500 килограммов зерна (500 килограммов – с моего пая, и 500 – с его). Мы неоднократно обращались в «Авангард-Агро-Курск» с просьбой пересмотреть арендную плату, но они нам не отвечали. Что делать? Рабочих мест не создают, дети разбежались по городам, нужно было что-то делать, нам же тоже как-то надо выживать. Собрались оставшиеся пайщики, которые ещё не продали паи, и решили, что землю мы будем выделять. Это был 2014 год, – рассказывает жительница села.

Поскольку процесс выделения земли очень длительный, готовиться к нему стали заранее.

–  Тогда же, в 2014 году, я обратилась к управляющему «Авангард-Агро-Курска» с просьбой, чтобы он со своим начальством связался для того, чтобы встретиться и оговорить, где мы будем землю выделять. Ответа не последовало, как и на предыдущее наше обращение о пересмотре аренды, – продолжает Людмила Бондарева.

Спорное поле

Село Большой Змеинец огибает поле – его и хотели выделить пайщики. Они вместе с кадастровыми инженерами составили документы и начали готовиться к оформлению земли. В договоре между пайщиками и арендатором было прописано, что о непродлении аренды нужно заявлять заранее, иначе договор продлится автоматически. Чтобы этого не произошло, пайщики отправили своё уведомление заблаговременно – 18 мая 2015 года.

По закону, перед тем, как выделить участок из общей долевой собственности, пайщики должны провести собрание, о котором нужно объявить в местной газете. Пайщики назначили собрание на 8 июня 2015 года. По словам Людмилы Бондаревой, «Авангард-Агро-Курск», узнав от главы местной администрации об этом собрании, решил пойти на опережение и назначил своё собрание на 1 июня. Несмотря на то, что пайщики решили выделять свои участки, на собрании стали говорить о продлении договора аренды.

– Я предложила снять с повестки дня этот вопрос, поскольку мы их уведомили о том, что мы не будем продлевать с ними договор. Но Колесникова Наталья Григорьевна, представитель «Авангард-Агро-Курска», которая председательствовала на общем собрании, продолжала вести собрание так, как будто не слышит нас, хотя все мы возмущались, все были против, – вспоминает пайщица.

Изначально в селе было выделено 240 паёв, но теперь большая часть из них принадлежит одному собственнику. Чтобы голосование было объективным, Людмила Бондарева предложила голосовать по всем вопросам не паями, а голосами. Только после этого пайщики, которые хотели выделиться, были услышаны.

Golubi 1Пятьсот отчаявшихся фермеров Кубани отправят Путину письма голубиной почтой– «Авангард-Агро-Курск» скупил у людей 202 пая: эти паи оформлены на Алёхина Михаила Анатольевича, это частное лицо. Всего речь идёт о 240 паях: 202 пая – у Алёхина, то есть у «Авангард-Агро-Курска», 12 паёв было невостребованных (никто из них на собрание не явился) и 26 паёв – было у 23 человек, которые явились на собрание. Для того, чтобы не ущемлять права всех собравшихся, мною было предложено голосовать не паями, а голосами. Все 23 человека выступили «за» это предложения и только один был «против», – рассказывает Людмила Бондарева.

После этого пайщики провели ещё своё собрание. Как только срок аренды закончился, они сразу же подали документы в кадастровую палату.

– 7 июля заканчивается срок аренды, 9 июля мы подаём документы в кадастровую палату. Тут же я узнаю, что наши арендаторы следом подают документы – 11 июля. Кадастровая палата рассматривает наши документы, обнаруживает там ошибку (вместо слова «доля» написано «участок»). Из-за путаницы в словах документы возвращают. Всего было 20 пакетов, два пакета инженеры быстренько исправляют и в этот же день отдают кадастровой палате. На следующий день – ещё четыре, и так всё быстро-быстро всё исправляют и возвращают. Но всё затягивается, наши документы не рассматриваются. Позже мы узнаём, что мы не можем получить эту землю. Прошла информация, что наши оппоненты дали взятку в 300 тысяч, и им зарегистрировали право собственности задним числом – и как раз на тот участок, который мы выделяли, – говорит Людмила Бондарева.

Пчёлы дохнут

Пайщики хотели выделить землю рядом с селом не из прихоти. Во-первых, они устали дышать ядохимикатами и гербицидами, которые распыляют у них под носом, а, во-вторых, хотят поднимать своё село. По полю проходят все коммуникации, выйдя из арендной кабалы, их можно было бы начать использовать – например, можно было бы построить рядом ферму.

– У нас с этим полем вплотную стыкуются огороды и дома, здесь же вдоль дороги идут детский сад, медпункт, школа, магазины. Всё это рядом, и все эти пары гербицидов и ядохимикатов сюда идут. Гибнут пчёлы, у нас уже в селе почти не осталось живых пчёл. Страдают и люди, у кого-то астма. По этому полю идёт линия электропередачи, газовая труба, здесь же стоит водонапорная башня, было бы очень удобно, если бы люди именно на этом поле выделили бы себе участки. В дальнейшем тут была бы построена мини-ферма – здесь же вся инфраструктура, очень удобно, – говорит Людмила Бондарева.

– Мы живём как раз близко к трассе, рядом поле. Нет положенных 200-300 метров от населённого пункта, они брызгают прямо около дома. У нас и груша засохла, и вишня, и на огороде всё, это же сильные яды. Они брызгают ночью, утром встанешь – невозможно дышать, – добавляет другая пострадавшая, Лариса Сопина.

Не помог в этой ситуации и глава местной администрации.

– Он почему-то был против того, чтобы мы выделили земли именно в центре села. Я ему говорила: «Что вы делаете, вы понимаете, что это устройство дальнейшей жизни села, было бы хорошо, если было бы всё рядом, компактно». Пусть вокруг нас – чужие земли, но село было бы цельным. А в итоге – всё поле у «Авангард-Агро-Курска», а мы где-то на клочках, на задворках. И всё так же – даже сегодня – обрабатывают поля гербицидами и ядохимикатами (делают химпрополку по озимой пшенице), и все эти пары несутся к людям, – отмечает Людмила Бондарева.

 

 Pole 6

Клочки на куличках

Все тогда растерялись и не стали бороться за этот участок, начали по-быстрому искать замену, чтобы хоть что-то выделить.

– Нам бы надо было до конца это отстаивать, но мы растерялись. Побежали смотреть, где же ещё земля осталась. Остались клочки на границе с Орловской областью, у чёрта на куличках. Далеко-далеко маленькие клочки, но что делать, мы решили забрать эти клочки. Мы переделали земельные документы и сдали их в кадастровую палату, всё нормально, нас оформили, выдали документы – кадастровый паспорт с присвоением номера поля, где мы выделились, и свидетельство право собственности, – продолжает Людмила Бондарева.

По её словам, 14 пайщиков «остались в аренде», остальные решили выделиться. Людмила Бондарева и Лариса Сопина оформили свои участки первыми, другие пайщики сдали документы чуть позже и оформились некоторое время спустя.

–  Как только я получила на руки все бумаги, я сразу же пошла к управляющему банка, чтобы ещё раз сообщить, что мы выделились. Мы размерили наши участки, поставили по меже вешки, чтобы было видно, где они, даже пропахали границу, и когда подошло время – земля просохла – мы вспахали поле и посеяли ячмень, – говорит пайщица.

Ночные дежурства

О том, что на их засеянные поля планируется вылазка, пайщики узнали случайно. Дочь одной из пайщиц, которая работает в компании «Авангард-Агро-Курск» учётчицей, получила странную телефонограмму, в которой говорилось, что эти участки нужно перепахать и засеять люпином. Пайщики тут же выехали на свои поля и стали сутками дежурить – в первые четверо суток всё было спокойно.

– Дежурили мы на четырёх машинах, на пятую ночь три машины уехали, а я решила всё-таки остаться, как будто чувствовала. 22 апреля в 6:30 со стороны орловского села Моховое мы увидели, что выскакивают машины. Мы опешили: на огромной скорости полтора десятка машин, все забиты братками, и все они прут в нашу сторону. Они все сразу как-то круто повернули к моему участку, вышли быстренько, один из них что-то приказал механизаторам. Как мы потом узнали, наши механизаторы отказались в этом участвовать, поэтому они привезли механизаторов со стороны, из Орловской области. Посадили их на культиваторы и перекультивировали всё поле, хотя я бежала и кричала: «Ребята, что вы делаете, это частная собственность, я прошу вас, не заезжайте». Ячмень уже всходить начал, росточки так хорошо было видно. Но, несмотря на это, всё перепахали. Я так волновалась, что даже не могла дозвониться до милиции, мне помогли, – вспоминает Людмила Бондарева.

– К тому моменту, как подъехала милиция, они уже успели «заутюжить» и засеять люпином участок моего мужа и перебрались к моему полю. Подъехала милиция, они остановили их, начали всех опрашивать, составлять протоколы. Часа через два-три милиция уехала в администрацию, а я осталась. Как только милиции не стало, они возобновили свои действия. Мы снова позвонили в милицию, они вернулись и арестовали их технику и поставили охрану. К этому времени уже успели и мой участок засеять, – продолжает она.

Но на этом история не закончилась: несмотря на милицию под боком, начатое довели до конца.

– Милиция охраняет технику день-два. Они не могут ею воспользоваться, и что они придумывают. Они возвращают своих братков, приказывают им набирать мешки семян из КАМАЗа. И те уже вручную из багажников легковых машин начинают высевать люпин по полю Сопиной Ларисы Юрьевны, засеянному ячменём, – говорит моя собеседница.

– Здесь такое творилось, ни в одном фильме не увидите. Представьте себе, вдвоём стоим, 15 легковых машин бомбил и трактора пускают. А потом из багажников этих 15 машин вручную высевают люпин – кто бы мог до этого додуматься. Фильм ужасов был. Милиция была, чтобы они на нас не напали, чтобы сватки не было. Мы уже тут криком кричали: как можно это допустить? Где мы ещё можем найти свою защиту, если даже милиция ничего не может сделать? Прокурору звоним, он говорит: «А что делает милиция?» А что делает милиция, милиция не может же с ружьём их выгнать. Мы остались один на один со своей проблемой, – подытоживает Лариса Сопина.

В итоге люпином был засеян почти 41 гектар земли: 16 гектаров супругов Бондаревых и почти 25 гектаров Ларисы Сопиной.

Закончился этот фарс тем, что пострадавшим вручили договоры о продлении аренды, которые они якобы подписали ранее.

Без меня меня женили

– Приходит их адвокат и заявляет, что у него есть договор о продлении аренды и трясёт у меня перед носом этим документом. Мы берём этот договор, смотрим. Оказывается, они сами состряпали этот договор, а наши подписи взяли из явочного листа протокола их собрания, которое они проводили. Что хочу, то и ворочу, без меня меня женили, так получается, – рассказывает Людмила Бондарева.

Несмотря на то, что у собственников на руках все документы, они боятся, что сейчас всё спустят на тормоза.

– Уже на полицию идёт давление: они якобы неправомочные действия в отношении «Авангард-Агро-Курска» совершили: уже их проверяют. Из ФСБ приезжали. Мы не знаем, как нам быть, что с этим полем делать. Мы ждём расследования, но, что дальше будет, не знаем. Докажем ли мы или нет в суде, мы уже не знаем, не верим ни во что, – отмечает собеседница.

Впрочем, у пайщиков уже был суд с «Авангард-Агро-Курском», и пайщики его тогда выиграли. Компания пыталась оспорить подсчёт голосов по итогам одного из собраний, организованных пайщиками. Щигровский суд изучил документы и пришёл к выводу, что всё было законно, к такому же выводу пришли и в апелляционном суде в Курске.

Собственники участков недоумевают: они и суды прошли, и кадастровую палату, и росреестр – это не те государственные структуры, которым можно верить, их решения нужно доказывать?

– Мы получили свидетельство государственной регистрации, значит, уже всё проверено, в чём сомневаемся – в законности со стороны государства? У той стороны – ничего нет. У меня межевой план, у меня кадастровый план, у меня свидетельство о государственной регистрации, у них – липовый договор, который они составили без нашего ведома, и теперь это уже подтверждается. Это то же самое, если в вашу квартиру зайдут и скажут: «Вот у меня договор, съезжайте», – возмущается Лариса Сопина.

 

 Pole 5

Смирились до осени

У других пайщиков, которые также выделили свои участки, банк ещё прошлой осенью засеял поля. По словам Ларисы Сопиной, к тому моменту у пайщиков ещё не было документов на руках.

– Они тогда ещё не получили свидетельства, но у них уже был межевой план. Банк взял и засеял поля озимой пшеницей и планирует собрать этот урожай, хотя земля им уже не принадлежит. Они внаглую залезли на наши участки и пересеяли: так же могли поступить и пайщики, взять и перепахать свои участки и посеять там своё зерно. Но пайщики, зная реакцию банк, решили свои поля засевать осенью, – рассказывает она.

Семья Сопиных сдавать свою землю в аренду ещё на один год за мизерную плату не планировала.

– У нас так сложились обстоятельства, что это единственный способ как-то свести концы с концами, доучить ребёнка, потому что работы нет, мой муж – инвалид второй группы после инфаркта, поэтому мы с детьми решили сами свой участок обрабатывать, чтобы хоть что-то иметь. Мы не планировали сдавать его в аренду, – рассказывает Лариса Сопина.

– Плата за паи была очень маленькая: что такое 500 килограммов зерна за пай? Рядом, например, они давали по 1,5-2 тысячи зерна за пай, причём, и вспашку огородную делали. У нас вспашки не было, хотя в договоре это было прописано. Кто-то ещё делает посадку, кто-то помимо зерна сахар даёт. Кто как договорится, но в любом случае не такая мизерная плата, как у нас была. Если бы они давали хотя бы тонны по две за пай, а также пахали и убирали, как изначально, говорили, то, может быть, люди и остались у них в аренде, – продолжает она.

По её словам, если бы после банкротства «Рассвета» право аренды не перешло бы к «Авангард-Агро-Курску», сами пайщики не стали бы связываться с этой компанией.

– Мы с ними бы сами не стали заключать договор, потому что репутация у этой компании не очень хорошая, они нечестные люди, – говорит собственница земли.

Прорастает люпин

– Мы на днях были на нашем участке: люпин прорастает прямо по нашему засеянному ячменю. И наши семена загубили, и люпин этот растёт, никому ненужный. Я потеряла и деньги и урожай: что я теперь соберу? Конечно, планируем обращаться в суд. Представьте себе, убыток за семена в 100 тысяч рублей – это для меня довольно большая сумма. И я ведь хотела получить урожай с того, что засеяла, – рассказывает Лариса Сопина.

Но пока что пострадавшие не могут обратиться в суд. Сначала нужно дождаться постановления от местной милиции, но там всё затягивается.

– Мы написали заявление, три раза вызывали милицию, подтвердился факт самоуправства и самовольного захвата земли. Прокурор сказал, что всё сейчас находится у начальника местной милиции, нужно дождаться (не знаю, сколько ждать, может, месяц), когда они вынесут постановление, и тогда на основе этого постановления мы сможем подать в суд. Пока что на руках нет ничего, что бы подтвердило нарушения. То, что там собрано, это уголовное дело. Почему его не возбуждают, мы не знаем, – поясняет Лариса Сопина.

Жители Большого Змеинца не единственные, кто столкнулся с этой проблемой. В местных СМИ ещё в 2008 году писали о конфликтах в Суджанском районе Курской области, в том числе и с применением оружия, вязанных с банком «Авангард» и их дочерним предприятием.

– Мы не первые, таким образом они расправляются со всеми, кто хочет прервать аренду. В нашей местности они с 2008 года, а в области, может, ещё и раньше появились. И в Суджанском районе, и в Обоянском районе – везде, где есть эта компания, бывают такие конфликты. Они не хотят отдавать землю, которая принадлежит собственникам. Всегда суды. Они на это и опираются: «Подавайте в суд». Но всякий суд – это очень тяжко, не каждому под силу, в том числе и морально (почему я свою землю через суд должен забирать?), но приходится, – рассказывает Лариса Сопина.

Выделиться с боем

Пайщики не знают, как сейчас им быть с землёй. Участки у них в собственности, пока не прошёл суд, они ничего не могут сделать.

– Люди забиты, затюканы, боятся, не знают, что делать. Наши участки с мужем и Ларисы Сопиной пересеяли люпинам, остальные засеяны зерном. Мы все не знаем, что делать, как бороться. Мне зачем люпин? Я хочу его перепахать и подготовить землю хотя бы к осени, чтобы там озимую пшеницу посеять. Но я не могу туда заехать – конечно, я буду ждать, когда пройдёт суд. Мы не наглые люди, мы просто хотим жить, работать спокойно. Мы с мужем уже пенсионеры, и нам бы хотелось покоя, но вот, что получилось, –  говорит Людмила Бондарева.

Собственникам обидно: они ведь специально заранее начали собирать все документы, чтобы к этой весне спокойно засеять свои поля и ждать урожай. Если бы они знали, что арендатор начнёт оспаривать эти участки, они хотя бы не стали тратиться на семена.

– Мы полтора года – я, муж и маленький внук на руках – ездили, собирали эти бумаги, всё делали, чтобы у нас всё было правильно, юристы нас консультировали, чтобы не было никаких затяжек, и вот, что вышло – они пашут и сеют на нашей земле, – замечает Людмила Бондарева.

– Мы приходили к их руководству, ставили их в известность, чтобы всего этого избежать. Если бы они сказали, что претендуют на эти земли и что у них аренда, мы бы, конечно, всё начали проверять, но хотя бы не сеяли. А то у нас никаких перед этим не было преград: мы отдали кадастровые номера наших участков, нам сказали визуально указать границы, мы забили там колья – всё, что они нам говорили, мы соблюдали. Когда мы почву полностью подготовили, засеяли, только тогда пришла эта телефонограмма. Представьте себе, бы, инфарктники, караулим целыми ночами своими участки – и что толку, не укараулили, даже вместе с милицией, потому что это такие люди, с бандитскими выходками, – говорит напоследок Лариса Сопина.

В банке «Авангард» к моменту публикации материала комментарий не дали. Удалось дозвониться до главы местной администрации – Вячеславу Викторовичу Кобелеву. По его словам, о проблеме пайщиков он знает, над этой проблемой работают, идёт расследование. Про всё остальное – пчёл и химикаты  – сказал: «Был такой случай, приезжали, брали анализы на экспертизу, всё в норме». 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы