Дорогой бензин отбивает желание
Рост цен на топливо заставляет россиян экономить на автопоездках и авиаперелетах: бензин с начала года подорожал на 11%, а авиакеросин — на 30%. Участники рынка не верят, что государству удастся остановить рост цен, пока дорожает нефть.
Каждый четвертый водитель авто готов отказаться от его частого использования, говорят эксперты ВЦИОМ, которые в сентябре провели опрос на эту тему среди населения РФ. При этом таких «отказников» могло бы быть и больше, но 20% водителей поясняют, что автомобиль им нужен по работе, 11% говорят, что возят детей в школу, детсад или на секции, еще 15% опрошенных не готовы бросить руль, так как работают очень далеко от дома.
Главная причина водительского пессимизма — высокие цены на бензин. С начала 2018 года литр 95-го топлива подорожал на 11% (с 40,99 рубля 1 января до 45,49 рубля 30 сентября).
Из-за роста цен на топливо теряют доходы и авиаперевозчики: с начала года авиакеросин уже подорожал на 30%, только за три последних месяца цены на керосин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже взлетели на 5,6%, до 46,854 тыс. рублей за тонну.
В результате, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (в нее входят 27 российских авиакомпаний), в январе-июне 2018 года российские авиакомпании получили убыток в 40,2 млрд рублей — в два с лишним раза больше, чем за первое полугодие 2017-го, пишет «Коммерсантъ». Причем если к убыткам на внутренних направлениях авиаторы уже привыкли, то международные маршрут обычно приносили прибыль — а в этом году просели и они (на 2,9 млрд рублей).
Так, «Аэрофлот» в первом полугодии 2018 года получил убыток в 5,2 млрд рублей против 2,9 млрд прибыли за тот же период 2017-го (по МСФО). В сентябре гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пообещал не повышать цены на билеты. По его оценкам, подорожание авиатоплива для группы «Аэрофлот» эквивалентно выпадению доходов в размере 28 млрд рублей.
Цены продолжат расти, уверены участники рынка: нефть дорожает, и экспорт углеводородов становится для добывающих компаний намного важнее внутренних продаж.
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза
По прогнозу ЦБ, до конца года цены повышаться не будут. Но все зависит от цен на нефть. Американцы грозятся ввести санкции против Ирана, при том, что дефицит нефти и так уже ощущается после заседания ОПЕК+. Цены растут, превысив $83 за баррель. Это стимулирует рост цен внутри страны. Сейчас они заморожены по состоянию на конец мая, но доходность внешнего рынка растет. Это стимулирует рост оптовых цен, уменьшая доходность розницы. Если нефтяники могут себе позволить работать в ноль в рознице (они получают доход в опте и экспорте), то у независимых заправщиков петля затягивается на шее. С 1 января повысится НДС и вернется к первоначальным значениям уровень акцизов, сокращенных с 1 июля. Из-за этого цена в опте сразу прибавит свыше 4 рублей. Минфин обещает ввести механизм демпфирования: тем, кто продает топливо на внутренний рынок, обещают компенсировать до 50% потерь. Вряд ли мера будет эффективной. Мы приближаемся к тому же состоянию, которое наблюдали в апреле-мае, когда под действием привлекательности экспорта резко выросли внутренние цены.
Андрей Бажутин, председатель Объединения перевозчиков России
В условиях неадекватного законодательного давления со стороны Минтранса и роста цен на топливо частные перевозчики вымирают. Прибылей нет, приходится экономить на накладных расходах, покупая солярку у нелегальных продавцов. Предприимчивые люди организуют нелегальные заправки вблизи бензоколонок. Они берут топливо по закупочной цене, не оплачивая акцизов. Иногда его сливают из бензовозов, иногда закупают прямо на нефтеперерабатывающих заводах.
Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза «Таксист»
Рост цен на бензин увеличивает затраты, а так как цены на услуги такси регулируют не перевозчики, а посредники — онлайн-агрегаторы, все расходы ложатся на водителей. Других способов сэкономить, по сути, нет. За заправку всегда платит водитель, неважно, на своей или чужой машине он работает. В результате зарплаты только уменьшаются, приходится больше работать. Из-за переработок растет количество ДТП, качество водительского состава ухудшается — в отрасли работает все больше иностранцев. Если роль регулятора проезда на такси будет по-прежнему исполнять посредник, не несущий никаких затрат, такси станет более опасным видом транспорта.
Екатерина Макарова, управляющий партнер каршеринговой компании BelkaCar
Рост цен на бензин ведет к отложенному эффекту. Он влияет на маржу. Когда цены выросли, обслуживание машин стало дороже. Сами машины тоже подорожали из-за валютного курса. Впоследствии это может привести к тому, что человек продаст старую машину, не купит новую и перейдет на каршеринг. Но моментальной реакции нет. Рынку каршеринга всего два года, а цены на бензин агрессивно повышались в течение последних нескольких месяцев. Еще не прошел экономический цикл, чтобы можно было оценить последствия.
Виталий Прокуроров, гендиректор Объединенной бетонной компании
Мы стали меньше зарабатывать, но не критично. Клиенты отказываются принимать более высокие цены, мы сокращаем прибыль. Но о нулевой маржинальности речи не идет. С нас чуть-чуть спустили жирок. В разговорах о том, что перевозчики не зарабатывают, — больше истерики. Зимой, когда затраты и расход топлива больше, а работы меньше, многие строительные автопарки вообще простаивают. Это говорит о том, что летом люди заработали прилично. Если цены на топливо вырастут на 2-3%, мы, то есть строительная отрасль, это съедим и не заметим. Если они повысятся более существенно, будем повышать цены.
Фото: zr.ru
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка