Политика

Россия потеряла Кубу

Не дождавшись российских инвесторов, Куба пытается привлечь деньги из США — легализует частную собственность, малый бизнес и отказывается от построения коммунизма. Остров Свободы рискует попасть в полную зависимость от американского капитала.


 

В конце июля парламент Кубы единогласно одобрил проект новой конституции. После 15 ноября документ будет вынесен на референдум. Конституционная реформа — своего рода экзамен для 58-летнего выходца из кубинского комсомола Мигеля Диас-Канеля (на фото справа), возглавившего Совет министров и Госсовета Республики Куба 19 апреля. Он смени 87-летнего ветерана революции Рауля Кастро (на фото слева), за которым остался влиятельный пост лидера Компартии. «Кубинцы ждут от Диас-Канеля серьезных реформ и не простят ему нерешительности в их проведении, которая прощалась историческим лидерам революции 1959 года», — считает Олег Ясинский, журналист-международник из Чили, хорошо знакомый с ситуацией на острове. Под руководством Мигеля Диас-Канеля остров Свободы пытается наладить отношения с США.

 

 

Куба вводит НЭП

Из проекта новой конституции исчезло упоминание коммунизма, построение которого больше не провозглашается целью. Но общество по-прежнему характеризуется как социалистическое. Документ говорит о сосуществовании трех видов собственности: частной, кооперативной и государственной.

Новая конституция закрепит итоги реформ, начатых десять лет назад, по завершении почти полувекового правления Фиделя Кастро. Кубинцам разрешили создавать небольшие частные предприятия и сдавать собственное жилье туристам. Кубинец вправе иметь одну квартиру в городе и два загородных дома — в деревне и на побережье, открыть киоск, маленький ресторан или магазинчик. Крестьяне могут продавать излишки продукции на рынках, но основную ее часть обязаны сдавать государству по заниженным ценам. Частных отелей на острове нет. Иностранные инвесторы, преимущественно испанцы, инвестируют в строительство гостиниц, но при условии, что 51% акций будет принадлежать государству.

Рауль думал, как обеспечить выживание населения в условиях низких зарплат порядка (€30 в месяц) и хронического дефицита. «Перестройка — ругательное слово на Кубе. Вместо него используют термин «выпрямление» или «выправление». Речь идет скорее о легализации самозанятости, чтобы люди не сидели на госпайке. Продолжается так называемый «особый экономический период», начавшийся после распада СССР и предполагающий государственный контроль над всеми скудными средствами, исходя из принципа равенства», — отмечает декан факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Александр Чичин.

Эффективность реформ зависит и от перспектив снятия с Кубы торгового эмбарго, действующего с 1962 года. «Первые десять лет после распада СССР экономическое положение на Кубе можно было сравнить с блокадой Ленинграда. Население несколько лет голодало. Не было ни горючего, ни лекарств, ни мыла, ни стирального порошка. Электроэнергию регулярно отключали, чтобы сэкономить. Из-за нехватки бензина кубинцы вернулись к гужевому транспорту. До сих пор главный вид транспорта за пределами Гаваны — телега, запряженная лошадьми», — рассказывает Ясинский.

«Особый период» на Кубе смягчился после победы левого правительства Уго Чавеса в Венесуэле, обеспечившего Гаване бесперебойные поставки нефти в обмен на миссии кубинских врачей и учителей. Возможность падения правительства преемника Чавеса, Николаса Мадуро, — огромный риск для Кубы.

 

Место занято

Куба может предложить мировому рынку не так уж много: никель, сахарный тростник, качественные биопрепараты. Важнейший источник ее валютных поступлений — туризм и денежные переводы кубинцев, живущих в Майами. Помощь острову со стороны РФ минимальна. Товарооборот России и Кубы составил $290 млн в 2017 году (менее 1% в общем объеме внешней торговли РФ), несмотря на заверения бывшего вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина довести его до минимум $400 млн. Россия экспортирует на остров автомобили («АвтоВАЗ», «КамАЗ»), оборудование, локомотивы. «Роснефть» выручила Кубу в 2016-м, когда начались перебои с поставками топлива из Венесуэлы и под угрозой срыва оказалась уборка сахарного тростника. Однако экспорт российской нефти на Кубу незначителен — около 0,5 млн баррелей (Венесуэла поставляет на остров более Свободы 30 млн баррелей).

Объемы военно-технического сотрудничества России и Кубы засекречены, но, по мнению Александра Чичина, после ухода России с военной базы Лурдес трудно говорить о серьезных взаимоотношениях в этой сфере. «Помощь оказывается на уровне военных советников, но они Кубе не так уж необходимы — ее армия и так достаточно боеспособна», — считает эксперт.

После развала Советского Союза инвестиции РФ в экономику Кубы почти иссякли, и острову пришлось искать им замену. Поэтому теперь российскому бизнесу тяжело пробиваться на остров. Например, «АвтоВАЗ» в 2018 году, впервые после 12-летнего перерыва, поставил на Кубу 300 автомобилей Lada, а «КамАЗ» в 2017-м — 2500 грузовиков и прицепов.

Сейчас наиболее влиятельный иностранный инвестор на Кубе — Китай, его инвестиции в экономику острова оцениваются в $500 млрд в год. Однако, по мнению Олега Ясинского, китайскую помощь не сравнить с советской: «В отличие от СССР, Китай пользуется дефицитом и продает товары Кубе дороже, чем на мировой рынок».

Куба стоит перед вопросом: куда идти? Руководство острова критически смотрит на опыт постсоциалистических стран — Китая и Вьетнама. «Лозунг китайской модели — «Обогащайся!» — смущает Рауля. Он слишком капиталистический. Вьетнамская модель тоже не вполне подходит. Экономика Вьетнама подчинена США. На это Куба не готова пойти. Поэтому она ищет собственный путь. Признание частной собственности — шаг в сторону рынка. Однако частный сектор не будет большим. Скорее речь идет о легализации самозанятости, чтобы люди не сидели на госпайке», — прогнозирует Чичин.

 

Ближе к Западу

«Средний кубинец хочет просто работать и жить на зарплату, что, при всех государственных субсидиях и бесплатных социальных гарантиях, сегодня невозможно. Люди вынуждены изобретать микробизнесы, и часто это граничит с чем-то нелегальным. Власти закрывают глаза на многое, понимая, что иначе людям не выжить. Многие «несут» с работы, чтобы продавать на черном рынке. На острове много невозделанных земель, но при этом не хватает продуктов. Здесь никто не умирает от голода, как в соседних странах, но кубинцы питаются гораздо хуже, чем средний класс в Латинской Америке. Все, начиная с мобильного телефона и заканчивая стиральной машиной, очень дорого. Широко распространена бытовая коррупция. При этом абсолютное большинство населения не мечтает о капитализме, стремясь сохранить бесплатную медицину и образование, аналогов которым нет в других странах региона», — полагает Ясинский.

Новая конституция вносит коррективы в политическую систему, приближая ее к западным стандартам демократии. Она по-прежнему не предполагает многопартийности — компартия видит в ней инструмент влияния США. В то же время, последний съезд коммунистов Кубы расширил критерии приема в партию и допустил внутри нее разные позиции и мнения.

Проект вводит посты президента и вице-президента (сейчас глава государства совмещает посты председателя Совета министров и Госсовета — законодательного органа, формируемого парламентом). Президент сможет избираться не более двух раз подряд сроком на четыре года. Возраст главы государства при первом избрании не должен превышать 60 лет. По мнению Александра Чичина, реформа — шаг к децентрализации власти, которая долго была сосредоточена в руках семьи Кастро. Правда, добавляет эксперт, создается Совет национальной обороны, наделенный широкими полномочиями в чрезвычайных ситуациях. Вероятно, его возглавит полковник МВД Кубы Алехандро Кастро Эспин — единственный сын Рауля Кастро станет главой всех силовых структур острова.

Другое новшество конституционного проекта — появление в нем понятия «гендерное равенство» и легализация однополых браков. В этом видят заслугу дочери Рауля Кастро, Мариэлы. «Мариэла Кастро — революционерка в среде кубинской элиты. Как директор Национального института сексуального образования она почти в одиночку, при поддержке неформальных правозащитных групп, возглавила борьбу кубинских женщин против мачизма и добилась изменений в официальном дискурсе правительства. На Кубе сейчас много плакатов против гомофобии, а проявления ненависти к ЛГБТ преследуются по закону. При этом кубинское общество до сих пор достаточно патриархально», — отмечает Олег Ясинский.

 

«Куба сама упадет Трампу в руки»

Является легализация однополых браков осознанным шагом или реверансом в сторону влиятельного ЛГБТ-сообщества США, сказать трудно. «Куба подписала конвенции об уважении международного права, неприятии всех форм терроризма и оружия массового поражения, поддержала борьбу с изменением климата, а теперь узаконивает однополые браки. Так она хочет дать понять, что с правами человека все становится лучше», — считает Александр Чичин.

«На Кубе больше политических свобод, чем принято думать. Представления о репрессиях на Кубе сильно раздуты. Здесь никогда не было «пропавших без вести», как в Аргентине или Чили, не было пыток политзаключенных или внесудебных расправ. Смертная казнь формально существует, но долгие годы не практикуется. С кубинцами можно обсуждать любую тему. Здесь много независимых от партии общественных организаций: молодежных, женских, культурных и даже анархистских. Они глубоко критичны по отношению к бюрократии, но хотят не уничтожить систему, а изменить ее. В то же время кубинская пресса не отражает дискуссий, которые ведутся в обществе. Есть немало кубинских сайтов, где интеллектуалы дискутируют о том, как правильнее обустроить Кубу, но они обычно достаточно оторваны от жизни обычных кубинцев» - отмечает Олег Ясинский.

Кубинцы устали от полувекового эмбарго и надеются на нормализацию отношений с США, хотя оттепель, наметившаяся при Обаме, восстановившем дипломатические отношения с Кубой в 2015 году, сменилась заморозками при Трампе. Он снова усилил санкции и ограничил поток американских туристов на курорты острова.

«Трамп не «трясет» Кубу. Он ждет, когда она сама упадет ему в руки. Вопрос о военной базе Гуантанамо, с 1903 года находящейся в «бессрочной аренде» США, непреодолим. Полная нормализация отношений невозможна, так как в этом случае встанет вопрос об уходе американцев с острова. Они не снимут блокаду. Видимо, рано или поздно Куба будет вынуждена привлечь американский частный капитал, после чего все перейдет в американскую собственность, и восстановится ситуация 1903 года», — считает Александр Чичин.

Фото: s.newsweek.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...