Экономика

РЖД отнимут «скоропорт» у автомобилистов

Чтобы нарастить грузооборот на 2,4 млн тонн в год, РЖД разрешит возить «скоропорт» не в холодильниках, а в обычных грузовых вагонах. Грузоотправители не хотят переходить с автотранспорта на ж/д — это долго и дорого, продукты сгниют, пока доедут.


 

Минтранс пересмотрит правила перевозки скоропортящихся грузов по железной дороге. Грузоотправитель сможет выбрать тип вагона для транспортировки пива, вина, соков, консервов, некоторых видов фруктов и овощей. Вагоны-рефрижераторы обязательно будут требоваться только для перевозки мяса, рыбы и молока.

Благодаря такой либерализации ПАО «Российские железные дороги» (РЖД) рассчитывают перетянуть часть грузопотока, который сейчас идет автотранспортом. Погрузка РЖД растет: в 2017 году увеличилась на 3,2%, до 1,26 млрд тонн, в январе-июне 2018-го — на 3,4%, до 0,64 млрд тонн. Однако в основном железной дорогой возят непродовольственные товары: уголь, лес, металлы, удобрения. А продукты питания и напитки отправители предпочитают транспортировать по автодорогам. Причина, как считают в РЖД, в жестких условиях перевозки таких товаров по ж/д.

Дело в том, что тарифы на пользование вагонами-холодильниками в два-три раза, а вагонами-термосами — на 40-50% выше, чем для обычных грузовых вагонов. И требование, чтобы использовать такой подвижной состав, создает трудности для операторов и грузоотправителей, говорят в РЖД. «В результате часть скоропортящихся грузов перешла на автотранспорт», — отмечают в компании.

Потенциально в результате изменения правил перевозки РЖД может получить дополнительно более 400 тонн консервов в год, более 1 млн тонн овощей и фруктов и 1 млн тонн алкоголя. Однако участники рынка более осторожны в своих оценках.

 

Андрей Назаров, вице-президент по логистике, планированию и клиентскому сервису региона Восточная Европа, пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group

При выборе способа доставки мы обращаем внимание на два основных фактора — сроки и стоимость. Если обновленные правила упросят процедуру оформления документации и смогут ускорить доставку, мы, вероятно, рассмотрим возможность увеличения отправок грузов железной дорогой.

В транспортном парке «Балтики» 1659 железнодорожных вагонов. В отдельных регионах (например, в Сибири и на Дальнем Востоке) доля доставки нашей продукции ж/д транспортом составляет до 50%, в среднем же по стране это около 20%.

 

Руслан Кисс, генеральный директор Группы компаний «РЛП»

Есть решение комиссии ЕАЭС, в котором определено, что является «скоропортом». В соответствие с этими требованиями и приводятся правила перевозки грузов. Такие продукты, как, например, рыба, объективно требуют специальных условий хранения. Доставка рыбы с Дальнего Востока осуществляется морем. Возить ее железной дорогой слишком дорого. Алкоголь, бакалея, свежие фрукты и сейчас в большинстве случаев не требуют специальных условий перевозки. Можно выбрать тип вагона без ограничений. Конечно, рефрижератор — самый дорогой. С учетом сезонности львиная доля овощей и фруктов перевозится автотранспортом. Железная дорога конкурентна только на дальних дистанциях. Поэтому сложившаяся практика вряд ли изменится.

 

Артем Баршай, гендиректор транспортной компании ЗАО «Союзхимтранс-авто»

Если груз требует использования рефрижераторных условий, то оттого, что разрешат возить «скоропорт» в обычных сухих вагонах, на свой страх и риск, здравые владельцы грузов их не повезут. Ведь свойства товара останутся теми же. У грузоотправителей сложились устойчивые предпочтения, и изменение правил на них не повлияет. Тут важно не только, что разрешается возить, а что нет, но имеет значение и скорость доставки. Это один из основных параметров, по которым владельцы грузов и выбирают автотранспорт.

Фото: gruzoperevozke.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...