Отсутствие знака «ЕАС» – не повод для административного преследования
«Формально правильно, а по существу издевательство», – изрёк некогда Владимир Ильич. Кажется, долгое время эта цитата как нельзя лучше описывала позицию таможни по поводу маркировки товаров знаком «ЕАС». На днях оказалось, что и формально не совсем правильно, и что издевательства (по крайней мере, эти), возможно, прекратятся.
Это были не придирки
С тех пор как законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о техническом регулировании стало требовать от участников ВЭД маркировки разного рода товаров единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС, таможни развернули бурную деятельность по контролю за соблюдением этого требования. В результате на полях сражений за здравый смысл, собственный товар и снижение круто возросших издержек полегло немало импортёров.
Кто-то искал возможности (в том числе, и коррупционного толка) перемаркировать продукцию после её ввоза в Россию, кто-то стал втолковывать изумлённым иностранным поставщикам о необходимости нанесения новой маркировки, кто-то бился за свою правду уже в рамках административного производства.
– Бизнес, отчисления которого пополняют бюджет, вместо того, чтобы заниматься своей основной деятельностью, вынужден был судиться и тратить на это немалые суммы и время, – комментирует директор юридической компании «Магистраль» (группа компаний «Континент») Марианна Чугаева.
Позиция же таможенного ведомства долгое время была железобетонной: отсутствие маркировки знаком «ЕАС» – нарушение, ответственность за которое заслуживает административного преследования. В судах таможенники так и заявляли: отсутствие на товаре знака «ЕАС» означает, что представленный при декларировании документ о соответствии – не действителен, так как не относится к декларируемому товару.
«Это не придирки таможенников, а пренебрежение обязательными условиями ведения ВЭД», - совсем недавно уверяли в Северо-Западном таможенном управлении.
Суды, однако, не всегда вставали на сторону таможенников. Например, арбитражный суд в своём решении по делу А56-85931/2017 указал, что «сам факт отсутствия на товаре маркировки (единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС) не свидетельствует о том, что декларация о соответствии являлась недействительной и не относилась к товарам, задекларированным по декларации на товары».
Иногда нужно только услышать
И вот на прошлой неделе случилось чудо: исполняющий обязанности руководителя ФТС России Руслан Давыдов подписал письмо, в котором сообщил, что «отсутствие только маркировки знаком «ЕАС» на перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах […] само по себе не образует административное правонарушение». Согласно новейшей позиции таможенной службы, нанесение знака «ЕАС» действительно никоим образом не связано с процедурой получения документов о соответствии.
Вполне возможно, что этот документ появился, в том числе, благодаря обращению участников ВЭД в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с призывом о помощи. В ЕЭК тогда позицию бизнеса поддержали, признали требования таможни препятствием свободному перемещению товаров на евразийском пространстве и внесли вопрос в «Белую книгу» ЕЭК.
– Жаль, что таможня, как обычно, такие выводы делает очень поздно. Это разъяснение могло бы появиться ещё в 2015 году, когда начала складываться судебная практика, которая слово в слово сейчас изложена в письме ФТС. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но мне кажется, что сейчас наша таможенная служба находится на той стадии развития, что вполне в состоянии самостоятельно решать проблемные вопросы правоприменения без привлечения контрольных, надзорных органов и суда. Тем более что бизнес и общественные объединения обозначают проблематику и варианты решения проблем. Зачастую нужно только услышать, – считает Марианна Чугаева.
К сожалению, в спорных и неоднозначных ситуациях, таможенное ведомство вместо того, чтобы по факту возникновения проблемы оперативно принимать адекватное решение, советует бизнесу искать истину в судебных инстанциях, и лишь спустя несколько лет меняет свою позицию.
Участники ВЭД, безусловно, письму ФТС рады, но радость омрачена извечной подозрительностью: письмо ФТС – это не нормативный акт, а лишь мнение нынешнего руководства. Справедлив ли бизнес в своём недоверии – покажет время и правоприменительная практика. Правда, по словам некоторых импортёров, инспекторы на местах, в их числе и сотрудники отделов административных расследований, уже говорят, что каждый случай будут рассматривать отдельно и при возбуждении дел руководствоваться не письмом, а законодательством об административных правонарушениях.
Фото: Галина Рожко
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка