Политика

«Новый пакет санкций очень забавный»

США намерены ввести новые санкции против России и провести оценку состояния и активов президента РФ Владимира Путина. Опрошенные ПРОВЭДом эксперты считают, что на ближайшие годы надо смириться с санкциями как с «неизбежным злом».


 

Шесть американских сенаторов, среди которых демократы Роберт Менендес, Бен Кардин, Джин Шахин и республиканцы Кори Гарднер, Линдси Грэм и Джон Маккейн, внесли в конгресс законопроект под названием Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2018 (Акт по защите американской безопасности от Кремлевской агрессии). Он предусматривает введение новых санкций против России.

Поводом для его разработки стали попытки России вмешаться в выборы в США в 2018 году (на днях директор Национальной разведки США Дэн Коутс заявил, что Россия продолжает вмешиваться в политические процессы в Америке), а также действия России в Сирии и Украине.

«Действующий санкционный режим не может удержать Россию от вмешательства в грядущие промежуточные выборы. Наша цель — изменить статус-кво и ввести сокрушительные санкции против России Путина до тех пор, пока он не прекратит вмешательство в избирательный процесс в США, не откажется от кибератак против американской инфраструктуры, не покинет Украину и не оставит попытки создания хаоса в Сирии», — цитирует «Коммерсантъ» Линдси Грэм.

Сенаторы предлагают введение санкций против операций с новыми российскими гособлигациями и запрет на инвестиции энергетические и нефтяные проекты России. Также запланировано проведение Госдепартаментом оценки соответствия России определению страны-спонсора терроризма. До сих пор к таким странам относили КНДР, Судан, Иран и Сирию.

Авторы закона настаивают на проведении оценки состояния и активов президента РФ Владимира Путина. А также введении санкции против «политиков, олигархов, родственников и других людей, которые прямо или косвенно способствуют незаконным и коррупционным действиям в интересах Владимира Путина».

Отдельный блок посвящен информационной безопасности. В частности, предусмотрены санкции против российских хакеров, имеющих возможности для поддержки вредоносной деятельности в компьютерной сфере. Сенаторы предлагают ужесточить наказание за атаки на инфраструктуру в США, в том числе электросети и объекты избирательной системы. Запланировано создание Национального центра по борьбе с гибридными угрозами и российской дезинформацией.

Опрошенные ПРОВЭДом эксперты считают, что российская экономика уже выработала иммунитет к западным санкциям.

 

Сергей Серебренников, кандидат экономических наук, декан факультета инженерного менеджмента Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

Надо жить надо по принципу: «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Это позиция осторожного экономического ведомства РФ. История с новым пакетом санкций неоднозначна. Если мы посмотрим на предыдущие волны санкций, то многие ограничительные меры оказались безрезультатными. Например, все, что касается запретов на въезд. Точечные санкции против отдельных юридических лиц, конечно, отразились на капитализации этих компаний. Однако их менеджмент отчасти справился с последствиями: риски были минимизированы. Мы не увидели резкого обрушения на фондовых рынках и банкротств.

Тот пакет мер, который предлагается сейчас, несет в себе серьезную угрозу. Речь идет о запрете на закупку российских гособлигаций, на вложение средств в российские инвестиционные проекты. Беда даже не в том, что американцы перестанут инвестировать в российские ценные бумаги, а в том, что Америка — законодатель мод. В дальнейшем страны, которые зависят от экономической политики США или разделяют эту политику, также могут отказаться от вложений в России. Это может серьезно ограничить инвестиционный потенциал российской экономики.

С другой стороны, есть инвесторы из стран, ничтожно зависящих от политики США, таких, как Китай или страны Юго-Восточной Азии. Предугадать поведение международных инвесторов невозможно. Все, что сейчас об этом пишут, — гадание на кофейной гуще.

Новый пакет санкций очень забавный. Он вводится после того, как в Хельсинки два президента — Трамп и Путин — встретились и мирно, дружески пообщались. Ключевой фокус внимания сместился на внутренние дела США. Введение нового пакета санкций происходит в пику американскому президенту. Это свидетельствует о серьезном противостоянии внутри государственных элит США, что может быть на руку России, так как серьезно нивелирует роль этого мирового гегемона.

В предложении запретить закупки российского урана есть большая доля лукавства. США заинтересованы в сотрудничестве с Россией в ядерной отрасли. Декларируемые ограничения, может быть, и будут приняты, но в каких-то ублюдочных формах, не блокирующих развитие экономического сотрудничества. Местная финансовая элита грозит Трампу пальцем, но будет действовать аккуратно, чтобы не обидеть саму себя.

Я не сторонник прямых зеркальных мер. К ситуации надо относиться согласно максиме китайской философии: «Если ввязался в конфликт, постарайся первым из него выйти». Экономические войны никогда ни к чему хорошему не приводят. Надо договариваться.

 

Кира Сазонова, юрист-международник, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС

Последний политический год наглядно продемонстрировал, что в американском политическом истэблишменте так называемый «российский вопрос» стал разменной монетой во внутриполитической борьбе. Всемогущие «русские хакеры» и «рука Кремля» мерещатся многим на всем трансатлантическом пространстве. В данном контексте новый санкционный пакет не вызывает особого удивления.

За почти пять лет санкций российская экономика приобрела иммунитет к большинству мер внешнего санкционного воздействия, во многом благодаря протекционистской политике. Обсуждение возможного обрушения рубля — не более чем очередные информационные спекуляции.

Что касается ответных мер, то в последние годы актуален вопрос о так называемых контр-санкциях, то есть ответных мерах, имеющих пропорциональный характер. При этом, если цель санкций — жесткое влияние на поведение политического контрагента, то контр-санкции имеют скорее защитный характер и призваны минимизировать последствия санкционного воздействия.

В любом случае необходимо четкое понимание того, что на ближайшие годы санкции будут неотъемлемым атрибутом российско-американских отношений, и двустороннее взаимодействие необходимо будет выстраивать с учетом данного фактора, который пока является «неизбежным злом».

 

Михаил Портной, директор программы факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Не будет никакого серьезного удара. Новый пакет санкций — демонстративный выпад с целью наказать Трампа за то, что он недостаточно агрессивно разговаривал с Путиным. Я не верю спекуляциям о том, что рубль упадет. Те, кто делает такие прогнозы, считают, что, если американцы не будут покупать наши облигации, мы будем вынуждены сами их выкупить, с этой целью придется напечатать рубли, и тогда рубль упадет. Этого не произойдет.

Российский долг небольшой, а от долговых обязательств США ЦБ России избавился. Российские облигации обслуживаются аккуратно, и в мире найдется достаточно фондов, которые их перекупят. Например, Эмираты всегда охотно покупают российские облигации. Новые санкции направлены на то, чтобы обозначить позицию и отчитаться о том, что, мол, мы опять наказали Россию. Но, по существу, наши власти давно подготовились к этому.

Вот если откажутся покупать наш уран, это действительно неприятно. Тогда его купят у кого-то другого, например, у Казахстана. Когда-нибудь санкции отменят, но к тому времени наши клиенты уже будут сыты чужим ураном. Куда мы денемся со своим — неизвестно.

 

Александр Михайленко, доктор политических наук, профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности РАНХиГС

Довольно большая часть наших резервов находится в долларах, в американских долговых обязательствах. Хотя объем госдолга США равен или немного превышает ВВП, они всегда все выплачивают своевременно. Поэтому многие страны держат у американцев свои долговые облигации. Мы в последнее время стали резко снижать вложения в государственные долговые обязательства США, потому что, если решения о санкциях примут, будут заморожены существенные суммы, как это случилось с Ираном.

Сегодня республиканцы и демократы объединились на почве русофобства. Может случиться, что будут приняты невыгодные для нас меры. С другой стороны, если посмотреть на динамику российско-американских отношений с 2014 года, то мы увидим, что наша экономическая система продемонстрировала способность адаптироваться.

В длительной исторической перспективе роль США в мире постепенно снижается, несмотря на долларизацию мировой экономики. Своими агрессивными действиями американцы не только ограничивают Россию (хотя, конечно, ограничения есть, и это неприятно), но и отталкивают другие страны.

Неправильно называть ограничительные меры со стороны США санкциями. Санкции — это наказание за нарушение правил поведения, на которые согласилась та или иная страна. А то, что американцы делают в отношении России, Ирана, Турции, — это односторонние действия, которые могут быть предприняты в отношении любых государств, экономическая или военная политика которых не устраивает США. В мировом производстве и торговле растет роль развивающихся стран: Китая, Индии и других. Действия американцев еще больше ограничат их влияние на мировую торговую и финансово-кредитную систему. Например, из-за торговой войны с Китаем потери могут понести простые американцы.

Объемы торговли США с Китаем огромны. У них только дефицит торгового баланса — $1 млрд в день, то есть $350-370 млрд в год. Теперь сравним это с нашими объемами торговли с Китаем — $80 млрд в год. Возможностей для развития отношений с Китаем у России много, но они раскрываются в зависимости от стратегического видения. Чем более агрессивной будет политика американцев, тем более благоприятным в долгосрочной перспективе будет развитие отношений с Россией для КНР. Экономические российско-китайские отношения не в полной мере соответствуют уровню политических отношений, который беспрецедентно высок. Однако в экономике есть проблемы, связанные с торговым балансом, структурой нашей торговли с Китаем.

Если будет более благоприятное стратегическое видение, можно будет найти больше точек для совместного роста. Известно, что китайский рынок достаточно закрытый. Но динамика развития Китая такова, что средний уровень дохода там приближается к среднеразвитым странам. В связи с этим изменяется структура потребления. Если 30-40 лет назад основным продуктом питания был рис, то теперь это и мясо, и молочные продукты. Средний класс Китая составляет не менее 300 млн человек, которых надо кормить. Поэтому растет экспорт сельскохозяйственной продукции. В связи с ростом благосостояния китайцы стали активно ездить за границу. Они были одной из самых многочисленных групп туристов в период Чемпионата мира по футболу. У нас в стране миллион или больше мест, перспективных с точки зрения туризма. Также очень важно сотрудничать с китайцами в развитии науки, цифровой экономики и информационных технологий. Мы должны более эффективно использовать наши закрытые технологии, чтобы вместе с китайцами быть в ряду лидеров.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...