Экономика

Все что ни делается, все для бизнеса

Сегодня в Петербурге состоялась встреча членов рабочей группы Агентства стратегических инициатив, которые рассказали о процессе реализации дорожных карт. В частности, один из блоков обсуждения был посвящен совершенствованию таможенного администрирования.

«Дорожная карта не панацея, но она меняет вектор взгляда чиновников», - объясняет руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Pepeliaev group Галина Баландина.

Агентство стратегических инициатив (АСИ), создавая всевозможные дорожные карты - в том числе и в таможенной сфере - является своеобразным посредником между бизнесом и властью. Одна из целей АСИ – это реализация и мониторинг утвержденных государством дорожных карт, которые разрабатываются в диалоге с предпринимателями.

2

  • Андрей Никитин, генеральный директор АСИ
  • Фото: ПРОВЭД

Быстрота и эффективность

Среди главных задач, выделяемых АСИ в таможенной сфере, - сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров, совершенствование форм и методов таможенного контроля, развитие института таможенных представителей, а также – расширение упрощений для уполномоченных экономических операторов.

Что касается первого, то АСИ называет следующие цифры: в автомобильных пунктах пропуска для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю, необходимо сократить процедуру контроля к 2013 году – до 70 минут, к 2015 – до 60 минут, а к 2018 – до 20 минут. Для иных товаров (по которым не выявлены риски нарушений) – до 10 минут в 2015 году и до 5-7 минут в 2018. В железнодорожных пунктах пропуска время таможенных операций нужно сократить до 2 часов.

IMG 1611

  • Круглый стол "Совершенствование таможенного администрирования"
  • Фото: ПРОВЭД

Личный кабинет

«Для бизнеса главное – сокращение сроков таможенных операций», - говорит советник DLA Piper и член рабочей группы АСИ Марина Лякишева. Переход на электронный документооборот во многом будет этому способствовать. Но в России пока этого нет.  К примеру, тот факт, что уже можно оплатить таможенные платежи через терминалы, еще не свидетельствует о возможности удаленной оплаты. Эти терминалы стоят не где-то, а в специальных местах. Когда подобные платежные операции можно будет осуществить, не отходя от персонального компьютера – в офисе или дома – это будет другой разговор, отмечает Марина Лякишева.

Еще один важный момент в оптимизации таможенного процесса – наличие Личных кабинетов у участников ВЭД. «Большие участники ВЭД действуют через несколько таможенных управлений и осуществляют несколько потоков платежей. И в этой ситуации важно знать, где и сколько с тебя взяли, оплачен ли у тебя тот или иной груз и так далее. Когда есть Личный кабинет, который позволяет проследить абсолютно все поступления со стороны участников ВЭД и все их платежи, которые сделаны в адрес бюджета федерального казначейства, все вопросы снимаются, это значительно удобнее», - объясняет руководитель рабочей группы АСИ и вице-президент организации «Деловая Россия» Виталий Сурвилло.

Все это: и электронный документооборот, и удаленные платежи, «единое окно» и много другое – уже используется в мире, велосипед изобретать не нужно, отмечает Марина Лякишева. Нужно всего лишь перенять и доработать уже существующий опыт.

4

  • Виталий Сурвилло, руководитель рабочей группы АСИ и вице-президент организвации "Деловая Россия";
  • Марина Лякишева, советник DLA Piper и член рабочей группы АСИ
  • Фото: ПРОВЭД

Управление рисками

Таможенники и члены АСИ, ведя непрерывный диалог с частным бизнесом, всеми силами пытаются сократить сроки процедур таможенного контроля. Возникает вопрос, не скажется ли это на качестве проверок?

«К сожалению, проверить все невозможно. И государство в какой-то момент должно выбрать, что более эффективно. Можно всех людей, которые выходят из пулковского аэропорта с международных рейсов, проверить. И проверить не просто на наличие денег, но и на наркотики, запрещенные медикаменты и что-то еще. Но эта система невозможна: аэропорт встанет и не сможет работать, и государство проиграет. То же самое и в таможенном контроле грузов и товаров», - отвечает Виталий Сурвилло.

Таким образом, продолжает он, необходимо выработать систему управления рисками. «Ее надо отшлифовать и отрегулировать так, чтобы она была максимально эффективной. Например, известно, что это товар из такой-то страны, значит, надо его проверить; но когда у вас идет мебель из IKEA, зачем ее проверять? Должна быть выработана целая система управления рисками – по стране, по товарам, по участникам ВЭД и так далее», - отвечает Виталий Сурвилло. 

3

  • Круглый стол "Совершенствование таможенного администрирования"
  • Фото: ПРОВЭД

Социальные гарантии

Один из пунктов таможенной «дорожной карты» - создание условий для мотивации должностных лиц таможенных органов. И здесь речь, в первую очередь, идет не о повышении зарплат, а о создании хороших социальных условий для сотрудников. «Им нужна, скорее, не мотивация, а некоторая компенсация – из-за тех условий, в которых людям приходится работать. К примеру, кто-то работает в отдаленных пунктах пропусках, куда им добираться часа три или куда приходится переезжать со всей семьей. Прежде всего, нужно решить вопрос социальных гарантий, а потом уже говорить о повышении зарплаты. Мы пытаемся сделать это через Министерство труда – специально для гражданских сотрудников таможенной службы», - отмечает Виталий Сурвилло.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы