Экономика

Свинья раздора: как Евросоюз может наказать Россию?

Страны ЕС хотят компенсировать убытки, которые понесли из-за российского запрета на ввоз свинины, введенного в январе 2014 года из-за свиного гриппа. Тот запрет Россия в конце прошлого года сняла, а вот августовские – продуктовые – санкции, где есть и свинина, отменять не намерена – так же, как и компенсировать что-либо. Как европейцы могут наказать РФ? Рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.

 


Все добровольно

Начать надо с того самого «нарушения правил ВТО», о котором так много говорят. Дело в том, что ВТО – это не совсем «организация», как мы привыкли себе ее представлять, с начальниками, подчиненными и аппаратом принуждения. Всемирная торговая организация – это, скорее, система договоров, заключенных между ее участниками, причем добровольно. Не хочешь следовать этим договорам – не следуй. Только не обижайся, если и другие участники перестанут соблюдать эти договоры в отношении тебя самого.

Но к нарушению собственных правил в ВТО относятся вполне лояльно. В соглашении Всемирной торговой организации черным по белому написано: «…ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано… как препятствующее любой договаривающейся стороне предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности». Другими словами, любой член организации может нарушить любую норму ВТО, если считает, что это необходимо для национальной безопасности.

 

Подложили свинью

Перед европейской свининой в России опустили шлагбаум задолго до всяких санкций. До 2014 года почти 60% свинины ввозилось в РФ из стран Евросоюза. Но в январе 2014 года Росссельхознадзор заявил, что в Литве и в Польше есть случаи африканского гриппа свиней и запретил ввоз «свинины из ЕС». При чем же тут «вся Европа»?

Да при том, объясняли российские чиновники, что в ветеринарных сертификатах на необработанную свинину указывается не Польша или Литва, а Евросоюз целиком. А если ЕС не контролирует транспортировку мяса между входящими в него странами, то запрещать надо всю свинину «produced in EU».

Европейцы утверждали, что свиная инфекция была быстро локализована, но Россия этого не признала. Хотя африканский свиной грипп для нашей страны не в новинку – начиная с 2007 года, вспышки вируса фиксировались в половине российских регионов.

 

Свинья как оружие «гибридной войны»

Европейцы решили для разрешения конфликта прибегнуть к площадке ВТО. А система ВТО организована так, что урегулирование конфликта начинается с двусторонних консультаций между сторонами спора. На такие консультации по правилам ВТО уходит минимум два месяца. Как правило, за это время все и заканчивается – или отменой мер, противоречащих правилам ВТО с одной стороны, или принятием какой-либо компенсации вроде снижения тарифов в другом секторе экономики (например, мы запретили свиней, но разрешили пиво). И только в случае непреодолимых разногласий стороны могут обращаться в Орган разрешения споров ВТО для создания специальной Третейской группы. Эксперты, входящие в такую группу, должны решить, действительно ли страна нарушила нормы ВТО.

Процедура консультаций, согласований и арбитража затянулась на полтора года и только в августе 2016 эксперты рассудили, что Россия имела права запрещать импорт только из тех стран, в которых действительно заболели свиньи, а вовсе не из всего ЕС. Тем более, что больше всего свинины в Россию ввозили Дания, Германия, Ирландия и Франция – страны, где свиньи не болели.

Разумеется, российская сторона оспорила это решение – на том основании, что Евросоюз просто не предоставил сведений о «здоровье» немецких и датских свиней. Еще через полгода – уже в 2017 году – Апелляционный орган ВТО отклонил жалобу России. В этом случае Москва спорить уже не стала, и стороны пришли к соглашению, что к 6 декабря 2017 года Россия приведет свое законодательство в соответствие с нормами ВТО.

И Россельхознадзор не обманул «европейских партнеров». Прямо к 6 декабря ведомство сняло все ограничения на импорт европейской свинины, связанные с африканским свиным гриппом.

Только немецкие, датские и литовские свиньи на российский рынок не вернулись. «У нас же эмбарго», – развели руками российские чиновники, весело улыбаясь. Это вы, в Европе думаете, что соответствие нормам ВТО – это полное возобновление торговли. А у нас считают, что нормам ВТО соответствует всего лишь отсутствие «технических запретов ветеринарного характера». Вы хотели, чтобы Россельхознадзор снял претензии по свиному гриппу, – Россельхознадзор снял! А эмбарго на ввоз сельхозпродукции – это совсем другая история.

 

Ответный ход

В Евросоюзе подумали – и месяц назад, 19 декабря, попросили у ВТО разрешения применить «ответные меры». То есть одобрить санкции по отношению к нарушителю в том же размере, как и понесенные убытки. Речь, конечно же, не идет о денежной компенсации: выплачивать «живыми деньгами» никто ничего никому не будет. Но санкции в отношении России (к примеру, повышение тарифов или ограничение импорта) в данном случае – это также будет нарушением норм ВТО с европейской стороны.

Россия с претензиями ЕС не согласна. Во-первых, утверждают в Москве, никаких санитарных правил Россельхознадзор больше не нарушает. А антиевропейское эмбарго – это вопрос политический.

Сумма в 1,39 млрд евро «европейских убытков» была рассчитана просто – это денежное выражение объема импорта свинины из Евросоюза в Россию в 2013 году. По мнению Москвы, убытки должны быть меньше. Почему? Потому что благодаря тем самым запретам Россельхознадзора на ввоз европейской свинины в 2014 году российский рынок оказался заполнен как местной свининой, так и привозной, импортированной из Бразилии. Даже если бы Россельхознадзор отказался от своих запретов раньше, говорит Москва, все равно в российские магазины могло бы попасть немецкой и литовской свинины намного меньше. В лучшем случае миллионов на пятьсот евро. Это объем всего импорта свинины в 2016 году. Официальных данных за 2017 год пока нет.

Действительно, импорт свинины в Россию снижается уже с 2013 года. А с 1 декабря прошлого года в Россельхознадзор запретил поставки свинины и из Бразилии, на которую после введения антиевропейского эмбарго приходилось 90% импорта.

 

Партнеры, друзья, враги

Евросоюз – крупнейший торговый партнер России. На его долю приходится более 40% внешнеторгового оборота РФ. Сейчас ЕС обратился в ВТО за разрешением нарушить перед Россией свои обязательства в торговле. А поскольку практика ВТО предполагает, что ответные санкции потерпевшая сторона накладывает в том же секторе, в котором другая страна нарушила нормы ВТО, то ЕС может попытаться «условно компенсировать» свои убытки по свинине санкциями в отношении сельхозпродуктов и товаров из России. Разумеется, денег ЕС не получит – речь идет о создании проблем для российской стороны, угроза которых заставит Москву вернуться к соблюдению правил торговли в европейском понимании.

Понятно, что никакой сельхозпродукции Россия в ЕС толком не поставляет. Очевидно, что санкции не коснутся и главного экспортного товара России – минерального сырья. Теоретически Евросоюз мог бы «создать сложности» для экспорта российской резины или продуктов органической химии. Половина российского экспорта таких товаров приходится на Европу, а вот для самой Европы «российская доля» в их импорте измеряется единицами процентов. Впрочем, само рассмотрение вопроса о санкциях ЕС в отношении России по линии ВТО займет весь год, а за этот год может много чего произойти.

Пока что Россия наращивает производство своей свинины. В 2016 году РФ занимала среди производителей свинины пятое место. Правда, родная свинья обходится потребителю дороже, чем импортная. Только за 2014 год цены на местную свинину в России выросли на 20% и к докризисному уровню не вернулись. Наш потребитель платит в том числе и за неконкурентоспособность местной свинины на мировом рыке, объем которого оценивается в $27 млрд. В 2016 году отечественным свиноводам удалось выручить за свою продукцию за рубежом $41 млн. В российском экспорте доля свинины не превышает 0,01%.

А такой колоссальный рынок, как китайский, для российской свиньи открываться и вовсе не хочет. Никакие клятвенные заверения политиков в вечной дружбе не производят впечатления на китайских чиновников, категорически запрещающих импорт российской свинины. Главный аргумент китайцев – тот самый «африканский свиной грипп», распространяющийся в России.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы