Общество

Компенсаций погорельцам хватит только на коммуналки и то не всем

8 декабря Заксобрание Ростовской области приняло областной закон о помощи пострадавшим при пожаре 21 августа в Ростове-на-Дону, а 19 декабря прошла встреча с губернатором. Однако после этого вопросов у ростовских погорельцев появилось еще больше, а некоторые поняли, что им придется расстаться с надеждой на полноценное жилье.

 


Если вкратце: кто жил, был прописан в сгоревшем доме и не имеет другого жилья, получат денежную компенсацию для покупки нового. Восстанавливать дома на прежнем месте нельзя. Как будет компенсироваться утраченные земельные участки, еще не решили, и будут решать еще долго. Довольных – единицы, а в самой худшей ситуации оказались те, у кого есть дополнительное жилье, даже если это сарай за 300 километров от Ростова.

– Мы ждали появления этого закона, надеялись, что он поможет разрешить  ситуацию таких, как я. Но после принятия закона я остаюсь без ничего, – отозвалась о решении властей Ирина Горбатенко.

 

«Разница» вместо жилья

Ирина Горбатенко и ее соседка Елена Костина прожили в частных домах на Чувашском переулке более 20 лет, были прописаны там, но у них есть другое жилье. Дочь Елены Николаевны в браке приобретала квартиру и оформила на маму, на Ирину оформлена однокомнатная квартира престарелых родителей, живущих на даче. Из-за этого они получат не полную компенсацию за сгоревшие дома.

– Так устроено федеральное законодательство, что если в собственности есть другое жилое помещение, закон не дает возможности нам эту помощь оказать. Поэтому город своим решением ввел доплату разницы, – пояснил депутат ЗАСРО Александр Ищенко на встрече с погорельцами 19 декабря.

Это разница между тем, что они получили бы с учетом метража сгоревшей жилплощади и с учетом метров другого, числящегося за ними жилья. Например, если человек жил на 33 квадратных метрах на Театральном спуске, а другое жилье составляет 20 квадратных метров, то только разница в 13 квадратных метров ему будет выделяться как социальная поддержка. Люди перевели на деньги эти 13 квадратов разницы, получилось более полумиллиона. За эти деньги не купить квартиру даже в коммуналке на окраине, им придется брать ипотеку или кредит.

– Таких, как я, более сотни, у многих дачи без удобств за несколько сотен километров от города. Теперь администрация вынуждает их там жить. Кто из властей дал мне или кому-либо хоть 10 рублей на приобретение этого другого жилья? Мы честно заработали его, не украли, ни от кого не утаивали, а на Театральном спуске были собственниками, у нас права на дом, на землю. Нам по 50-60 лет – кто нам одобрит кредиты? И почему мы должны его брать, а не жить спокойной старостью, как пенсионеры во всем мире? – задает риторические вопросы Ирина Горбатенко.

 

Денег на руки не дадут

Денежная компенсация за утраченное имущество будет рассчитываться, исходя из соцнормы – 33 квадратных метра на человека – при стоимости 46,9 тысячи рублей за один метр. Как утверждают риелторы, в этом районе в новых домах цена только стартует от 80 тысяч рублей.

Возмущает погорельцев не только сумма компенсации, но и ограниченный срок покупки жилья – три месяца. По словам юриста ростовского штаба Ксении Собчак Николая Кладового, на практике одно только оформление перехода прав собственности способно занять три месяца, а ведь еще нужно найти подходящий вариант. То же и со строительством.

– Реальными сроками могут быть 6 месяцев для приобретения и 12 для строительства, – считает он.

Оказалось, это не единственное ограничение. На встрече с губернатором Василием Голубевым стало известно, что те, кто захотят вместо квартиры построить свой дом, получат деньги на него только после окончания строительства. Известие вызвало шквал негодования.

С финансовой помощью тоже кавардак. Она идет от разных ведомств с разными суммами: 7 800 рублей – минимальная помощь потерявшим имущество, 10, 20 и 30 тысяч рублей – помощь из бюджетов всех уровней, и 100 тысяч рублей – федеральная поддержка по линии МЧС для потерявших имущество. По 50 тысяч в совокупности получило большинство погорельцев, но есть такие, кто просто не успел. Например, в суде подтверждал статус погорельца, а когда пришел за деньгами, узнал, что деньги закончились. Некоторые остались без выплаты в 7 800 рублей – в районной администрации заявили, что денег нет. Правда, обещали выдать в Новом году.

Пострадавшие уверены, что их будут давать «через шантаж» – если подпишут документы о признании участков непригодными для проживания. Этого, говорят погорельцы, от них добиваются всеми способами. А по ночам на пепелище слышно, как кто-то ломает стены хорошо сохранившихся домов. Люди, живущие в нетронутых пожаром домах, боятся, что подпалят и их.

Деньги же, собранные для погорельцев «всем миром» и переданные в фонд содействия «Город» (10,7 миллиона рублей), пострадавшие не получат на руки. Как пояснил градоначальник Виталий Кушнарев, из фонда на нецелевое использование нельзя взять ни копейки. Часть из ранее собранных 14,287 миллиона рублей уже ушла на оплату гостиниц, где живут погорельцы, и питание для них.

– Плата за гостиницу используется из средств МЧС только до 20 февраля, 6 месяцев с момента ЧС, так по закону положено, – сообщил Виталий Кушнарев. – Людям 21 февраля нужно будет покинуть места. Мы оставляем за вами право до покупки жилья там проживать, и эти деньги будут использованы на это.

По словам губернатора, оплатить съемное жилье из средств фонда тоже нельзя – не позволяет законодательство.

– Мы работаем строго в законодательном поле, и отчет идет постатейно, на что уходят деньги из этого фонда, – сказал Василий Голубев.

 

 

 

 

«Золотую землю» заморозила бюрократия

Главные вопросы – когда и по какой цене будут произведены выплаты за земельные участки, так и остались нерешенными.

– У нас надежда только на то, что земля все же будет выкупаться по рыночной стоимости, – говорит  Ирина Горбатенко. – Мы лишнего ничего не просим и не стараемся обогатиться, как думают многие, а хотим справедливости: пусть хотя бы земля будет выкупаться по рыночной стоимости.

Эти деньги позволили бы компенсировать потерю по «разнице» и купить жилье. Но на встрече с погорельцами Василий Голубев сказал, что на решение земельного вопроса понадобится минимум два года.

– Действующие правила землепользования и застройки города не позволяют строительство индивидуальных домов. Эти объекты должны найти отражение в генплане города – без этого условия ни один город на территории России не имеет права тратить бюджетные средства и выплачивать вам стоимость участков. И второе: разработка документов территориального планирования – это сложная и долгая процедура. Только когда все важные объекты появятся в документах генплана, власти города смогут направить бюджетные средства на выкуп по рыночной стоимости принадлежащих вам земельных участков, – пояснила директор департамента архитектуры и градостроительства Ростова Оксана Хныкова.

Встреча с губернатором, которую так ждали погорельцы, и областной закон их надежд не оправдали – денег они получат мало, с массой условий и ограничений, к тому же нескоро. Как всегда, людям придется решать проблемы самостоятельно и без помощи государства.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы