Экономика

В Минэкономразвития обратили взор на экспорт

Мы еще не обеспечили в полной мере свою страну всем необходимым, а уже взяли курс на экспортную экономику. О том, что такая возможность не только рассматривается, но и разработаны программы, заявили на V международной конференции ВЭД, прошедшей в Ростове-на-Дону.

 


Не импорт и не импортозамещение, а экспорт

Последние достижения России в зерновом экспорте, по-видимому, вдохновили чиновников Министерства экономического развития в решении сместить акценты в развитии экономики страны с импорта на экспорт. Ставка в этом делается на малые и средние предприятия, помогать которым должно будет региональное руководство.

– Самая важная задача – поддержка и помощь экспортоориентированным субъектам малого и среднего бизнеса. С 32 субъектами РФ подписаны соглашения, и в течение трех лет планируется практически в каждом регионе страны создать разветвленную сеть объектов поддержки СМБ. Это основная задача правительства России на данный момент, – заявил замминистра Минэкономразвития, руководитель федерального агентства по управлению госимуществом Дмитрий Пристанков.

Менее 1% из существующих в стране малых предприятий занимаются экспортной деятельностью, что очень мало, добавила вице-президент, член Генерального Совета, руководитель Дирекции по международной деятельности «Деловой России» Нонна Каграманян.

– Мы должны понимать, что такие меры, как импортозамещение, это временные меры, и рано или поздно наши геополитические проблемы завершатся. Откроется рынок, и наши компании должны быть конкурентоспособными в этих условиях. И те, кто не просто хотят выжить в текущей экономической ситуации, но и развиваться, просто обязаны «сдать экзамен на экспорт, – отметила она.

По словам Нонны Каграманян, Стратегический Совет при президенте принял четыре приоритетных проекта: проект по поддержке системы экспортообразования, по поддержке экспорта в сельском хозяйстве, в промышленности, а также проект системы поддержки экспортных центров.

 

Индивидуальный подход регионов

Чиновники в один голос заявили, что экспортировать сегодня стало легче, что они для этого снимают барьеры (хоть это и не всегда заметно, и экспортеры мало знают об этом) и всячески помогают регионам.

На конференции заявили, что в 2017 году Ростовская область стала регионом-лидером российского экспорта. Ясно, что прежде всего по экспорту зерновых культур, но, как утверждают чиновники, и по экспорту товаров промышленной отрасли тоже.

– У нас экономика диверсифицирована: представлены промышленный, агропромышленный комплексы, образование. Сегодня продукция области поставляется в 149 стран мира, 80% внутреннего валового продукта создают около трех тысяч предприятий. Можно говорить о гигантах, но у нас есть то, чем мы пока еще не воспользовались, – малый и средний бизнес, и создание условий для них – главная тема, – сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Этим занялся Российский экспортный центр. Как пояснил его директор Игорь Шленский, в качестве пилотных для отработки регионального экспортного стандарта, разработанного РЭЦ, выбраны 22 региона страны. Стандарт – это набор инструментов для поддержки экспортеров, их более десятка, но у каждого региона будет свой подход.

– Несмотря на то, что стандарт – слово жесткое, он позволяет выстраивать региону гибкую систему. Мы заслушали уже около 25 стратегий, регионы по-разному подходят к этому вопросу, и это отличается от бюрократических подходов. Каждый понимает свои сильные и слабые стороны, знает, на что делать упор, предложения обсуждаются Экспертным советом, рассматриваются и утверждаются губернатором, – сообщил Игорь Шленский.

На Дону, к примеру, сделан акцент на помощь в развитии инфраструктуры. По словам Василия Голубева, это 8 технопарков, это агломерации и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы), такие, как объединение моногородов Гуково, Донецка, Зверево. Правда, он не сказал, что идея индустриальных парков так и не оправдала ожиданий: они больше простаивают, чем работают, а инвесторов для них нашлось слишком мало. Но это ничего – впереди новые грандиозные планы.

Игорь Шленский считает, что вдохновить остальных смогут истории бизнес-успеха. Он привел в пример новгородскую компанию «Медовый дом», которая покупает мед со всех территорий, где он производится, и благодаря сильному маркетингу успешно его экспортирует, ежегодно увеличивая объемы в разы.

– Новый «Ростсельмаш» мало кто сможет построить, а такой успешный малый бизнес можно и нужно делать, – подытожил директор РЭЦ.

Тем не менее серьезно работать с зарубежными партнерами сегодня могут в основном крупные российские компании. Председатель ГК «Агроком» Иван Саввиди рассказал, что «Атланис-Пак», входящая в группу, работает с 83 странами мира. Ей доступен один из проблематичных для России рынок – американский, но более интересны азиатские, арабские рынки, на работу с которыми они сегодня нацелены.

В президиуме конференции был также генеральный директор компании Coca-Cola HBC Россия Стефанос Вафеидис. Это один из крупнейших инвесторов: за все время присутствия Системы Coca-Cola в России в экономику было вложено 5,7 млрд долларов инвестиций, при этом инвестиции в экономику Ростовской области с момента открытия завода составили 6,1 млрд рублей в 2011-2016 годах. А вот представителей малых предприятий с ними рядом не оказалось, они разместились где-то на задних рядах партера. И это главный диссонанс российской экономики: говорим о поддержке МСБ, а работаем с крупным и очень крупным бизнесом.

 

Программы есть – финансов нет

Как бы не были хороши идеи и программы, без финансов их реализовать невозможно. Замминистра Минэкономразвития Дмитрий Пристанков напомнил, что по правилам ВТО запрещена прямая финансовая поддержка. Но существует поддержка на уровне регионов – это развитие инфраструктуры, новых микрофинансовых организаций, фондов.

– То, что делает РЭЦ, экспортный центр при ТПП, агентство малого бизнеса – дают кредиты, помогает нам, – это хорошо, – сказала руководитель ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная. – Мы ездим во все страны мира, в этом году были в 8-ми, заключили бешеное количество контрактов. Но нам не хватает денег, чтобы выполнить объемы по этим договорам, – нужно закупить сырье для переработки.

Производственно-коммерческая фирма «Маяк» раньше занималась выращиванием зерновых культур, потом переориентировалась на не сырьевой экспорт и занялась переработкой. Их горох, нут, чечевицу, сою, просо сегодня с удовольствием берут многие страны мира. Предприятие считается успешным в Ростовской области, оно закупило новое оборудование и производит на нем 500 тонн круп в месяц. Но их многие контракты зависли, потому что не за что купить сырье.

– Обещаний было много, а реально мы работаем на иностранцев, которые приехали в нашу страну, – отметила Любовь Железная. – Они зарегистрировали здесь свои фирмы, на которые перечисляют свои деньги, причем, дешевые, потому что у них кредиты дешевые, и развивают свою переработку. Закупают все наше и создают у нас продукт без добавленной стоимости, потом везут к себе и кормят им весь мир. А мы держимся на услугах для них и вынуждены для них работать за копейки, несмотря на то, что создали собственную переработку.

Что бы ни говорили чиновники, факты гораздо красноречивее. Так, на Дону крестьяне лишись несвязанной господдержки – второй год они не получают ни копейки. А та помощь, что выделяется, несоизмеримо мала. Например, гендиректор ООО «Северо-Кавказское предприятие» Виктор Халын за последние 3-4 года получил суммарно около 1 млн рублей гоcподдержки: воспользовался субсидированием как возмещением за присоединение к электросетям, на лизинг, на инновационную деятельность. Для производства, годовой оборот которого около 80 млн рублей, это капля. При таких низких возможностях для развития мы сможем поставлять на экспорт, как и прежде, только сырье.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы