Политика

Кто выиграл от реструктуризации долга Венесуэлы перед Россией?

Россия и Венесуэла 15 ноября приняли совместное решение о реструктуризации на десять лет задолженности Венесуэлы перед Россией в размере 3,15 миллиарда долларов. Согласно новому графику погашения кредиторской задолженности, платежи будут поступать в течение 10 лет, причем в первые шесть лет их объем будет минимальным.

Сразу после принятия решения о реструктуризации долга Венесуэлы министр сельского хозяйства и земель Венесуэлы Уильмар Альфредо Кастро Сотельдо сообщил, что это событие посодействует увеличению товарооборота между нашими странами. В частности, было сказано, что Венесуэла планирует увеличить объемы импорта российской пшеницы.

Эксперты прокомментировали значимость реструктуризации долга для обеих сторон – Венесуэлы и России. 

Александр Харламенко, заведующий отделом научной информации Института Латинской Америки РАН:

− Любая крупная задолженность ставит страну в тяжелое положение. Всякое облегчение условий выплаты этой задолженности много значит. Тем более, что всем известно, что отправным пунктом нынешнего венесуэльского кризиса послужило резкое падение цен на нефть несколько лет назад.

Венесуэла – один из ключевых членов ОПЕК. В ближайшие дни в Боливии пройдет встреча стран-экспортеров газа (ассоциация, аналогичная ОПЕК, но по газу), где должны быть руководители крупнейших стран-экспортеров, включая Россию. Боливия – ближайший стратегический союзник Венесуэлы по объединению ALBA, и эти страны сыграли немаловажную роль наряду с Ираном и некоторыми другими странами в том, что на протяжении нескольких лет в последние 15-20 лет цены на углеводороды держались на уровне, приемлемом для стран-производителей. До этого цены на углеводороды были очень низкими.

Венесуэла сыграла значимую роль в заключении договоренностей ОПЕК+ в 2016 году о поддержании цен на нефть путем ограничения добычи. Если бы с Венесуэлой случилось что-то необратимое, то все эти достижения оказались бы под угрозой, и такого рода потрясения непременно вышли бы за рамки не только венесуэльской экономики, но и за рамки положения в Латинской Америке в целом. Это необходимо иметь в виду.

То, на что сейчас идет Россия, заключив договоренность о реструктуризации долга Венесуэлы, это не благотворительность и даже не чисто политическое решение, вызванное отношениями с Вашингтоном. Это стратегически важный шаг, и затраты РФ в этом случае никак нельзя считать напрасными. Без них потери могут быть на порядки больше, полагаю я, исходя из имеющейся у меня информации.

Что касается товарооборота между нашими странами, помимо нефтяной отрасли. Во многих городах России появлялся венесуэльских шоколад. Венесуэла старается поднять такую свою традиционную отрасль, как производство какао. Они делают очень хороший шоколад.

Если бы в Венесуэле появились рынки для сельскохозяйственной продукции, то это способствовало бы подъему отрасли. Эта отрасль захирела задолго до Чавеса, потому что дешевле было покупать продовольствие за доллары и ввозить его из-за рубежа, а рынков для тропических культур не доставало. Возможно, есть шанс эту ситуацию изменить к взаимной выгоде.

Помимо этого, большие резервы есть у строительной, геологической и другой поддержки со стороны России, на коммерческой основе, по освоению огромных природных ресурсов Венесуэлы. Это далеко не только нефть. В Венесуэле огромные запасы различных руд, и ресурсы для освоения всего этого очень велики. Уже сейчас в стране работают и российские, и китайские компании, и возможности здесь очень велики.

Александр Чичин, декан факультета экономических и социальных наук РАНХиГС:

− Мы реструктурируем Венесуэле только часть долга. Еще остается 6 миллиардов долларов, которые страна должна «Роснефти».

Реструктуризация позволяет Венесуэле сделать небольшую передышку, перевести дух, потому что этот платеж уже был срочным. Заем был в размере 4 млрд долларов, и до 2016 года он исправно погашался Венесуэлой, а затем перестал погашаться. Сейчас в Венесуэле трудная ситуация: резко сократилась добыча нефти в стране. Главная государственная нефтегазовая компания Венесуэлы Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima (PDVSA) добывает около 2 млн баррелей в день. Это очень большое падение. Валютные запасы истощились. В хорошие времена Венесуэлой было накоплено 970 млрд долларов в качестве национального фонда. Сейчас размеры нацфонда резко уменьшились, ситуация с валютой сложная, выплаты по обязательствам наступают то в отношении одних партнеров, то других.

Мы пошли навстречу Венесуэле, и это очень своевременно и спасительно для нее. Так что рано ее перевели на уровень дефолта. Дефолта нет, есть относительно большая задолженность – около 150 млрд долларов. Это не такой уж большой долг по сравнению с другими странами. Жить можно. Венесуэла какое-то время будет жить относительно нормально и у нее будет возможность в дальнейшем справляться со своими обязательствами, особенно в том случае, если цены на нефть не упадут ниже 60 долларов за баррель.

По сути, мы с Венесуэлой торгуем лишь нефтью и оружием. Нефть – это линия, которую ведет компания «Роснефть». Венесуэла – самая богатая нефтью страна в мире, так что наш интерес вполне обоснован. Например, «Роснефть» предоставила венесуэльцам кредит в 6 млрд долларов под будущие поставки нефти со стороны Венесуэлы. «Роснефть» сейчас проводит оценку стоимости PDVSA, и похоже, что эта часть долга тоже будет реструктурирована. Но это долг не государственный, не суверенный.

Венесуэле не так давно было сказано, что к ней могут быть применены любые меры, включая военные. Поэтому страна нуждается в укреплении обороноспособности, и Россия ей в этом способствует.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...