Экономика

Почему Дональду Трампу сопутствует экономический успех?

Чуть больше года назад эксцентричный миллиардер и шоумен Дональд Трамп был избран президентом Соединенных Штатов. Больше всего этому событию, как ни странно, обрадовались в России. Сегодня российские восторги по поводу Трампа поумерились. А в самой Америке, несмотря на позитивные результаты, которые показала экономика за год правления Трампа, президентом традиционно не принято восхищаться.


Дело в том, что в США президент это не «хозяин земли американской» и не выборный государь, живущий по принципу «что хочу, то и ворочу». Это руководитель правительства, сформированного для решения определенных внутренних задач. Тех самых задач, которые были обозначены в предвыборной программе. Что обещал Трамп и что сделал за истекший год?

 

Лукавые расчеты

Основной избирательной аудиторией Трампа считался американский «низший средний класс», жители промышленных городов, которым миллиардер обещал создание новых рабочих мест, борьбу с безработицей и «засильем» китайских товаров, импорт которых якобы вредит американской промышленности.

Здесь, разумеется, присутствовало определенное лукавство. Дело в том, что Китай, конечно же, важный поставщик товаров для США. Но не единственный и не определяющий. Но вот Америка – критически важный для Китая покупатель его товаров. Общая статистика американской торговли свидетельствует: на покупку товаров, произведенных вне США, приходится только 7,3% расходов американцев.

Еще 2,7% расходов граждан США достается американским транспортным компаниям и ритейлерам, торгующим импортом. На «китайские товары» в расходах американцев приходится ничтожная доля – 1,2%. Даже если учитывать не только конечный продукт из КНР в американских магазинах, а добавить сырье и комплектующие, которые используют американские производители, все равно условный «Китай» в американском потреблении не занимает и 2%.

Кроме того, множество условно китайских товаров не могли бы быть произведены без американских комплектующих. Классический пример iPhone, в себестоимости которого «китайская» доля не достигает и 10%.

Можно поднимать ввозные пошлины на китайскую продукцию, как это предлагал Трамп, – даже если цены на предметы «made in China» вырастут, потребители США вряд ли обратят на это внимание и тем более не откажутся от них. Да хоть бы и выросли – если что-то пойдет не так, в очередь на американский рынок готовы выстроиться производители из Мексики, Бразилии, Малайзии, Вьетнама, Индии.

 

Дружба с Китаем вместо вражды

Другое дело – структура соглашений, определяющих принципы торговли на тихоокеанском пространстве. Вот здесь инициатива Дональда Трампа по выходу США из Транстихоокеанского партнерства, существовавшего, впрочем, только на бумаге, оказалась на руку Китаю. Вопреки рассуждениям о возможном конфликте между КНР и США визит Трампа в Китай, состоявшийся на прошлой неделе, завершился подписанием целого ряда деловых контрактов на сумму около $250 млрд. Из этих контрактов особенно следовало бы отметить соглашение о развитии завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Аляске.

Проект оценивается в $43 млрд, и, как сообщает Bloomberg, китайской стороной он рассматривается как одна из альтернатив российскому газопроводу «Сила Сибири». Какими будут результаты этих соглашений, мы увидим в самом ближайшем будущем. Сумма в $250 млрд выглядит грандиозно, это годовой объем всего российского экспорта и стоимость проведения пяти Олимпиад, подобных сочинской, но в масштабах и Китая, и Америки это не самые большие деньги.

 

Выполненные обещания

Но это дела международные, а избирателей Трампа больше волнуют внутренние, особенно те, которые связаны с экономикой. И на деятельность администрации Трампа экономика США отреагировала двояко. С одной стороны, первый квартал 2017 года оказался сравнительно неудачным: американский ВВП показал рост всего в 0,7%. Правда, с учетом размеров американской экономики в абсолютных цифрах прирост все равно грандиозный. А уже со второго квартала экономика начала набирать скорость. В то же время индекс Доу-Джонса уже в первые дни президентства Трампа пробил отметку в 20 тысяч пунктов и продолжает расти. Это свидетельствует об оптимизме американских и мировых инвесторов.

В сентябре 2017 года инфляция составила 0,53% (год назад она была 0,23%). Зато показатель безработицы, всегда актуальный для небогатых американских избирателей, в полном смысле слова живущих «от зарплаты до зарплаты», составил 4,2% – минимальный за 16 лет.

Вернуть в Америку рабочие места – это именно то, о чем говорил Трамп во время своей избирательной кампании. Но в какой степени он смог на это повлиять − большой вопрос.

 

Труд за большие деньги

Когда в России берутся рассуждать о проблемах американского рынка труда, то обычно упускают из виду его ключевую особенность. Уже много лет стратегия Америки в отношении управления трудовыми ресурсами заключается в сохранении высокооплачиваемых рабочих мест и в постепенном удалении с рынка низкооплачиваемых. Можно сказать, что в среднем американские предприниматели хорошо платят, но строго спрашивают за работу. Такая стратегия преследует сразу несколько целей: с одной стороны, она мотивирует предпринимателей к тщательному управлению человеческими ресурсами и поискам механизмов повышения производительности, с другой стороны, заставляет работников все время искать пути к повышению своей ценности на рынке труда. Там, где в России наймут трех сотрудников, заплатив каждому минимально возможную зарплату, в Штатах примут на работу одного и будут платить ему в разы больше, создав условия для продуктивной работы. Забота о содержании тех, кто остался «за бортом», падает на власти, и уровень социального обеспечения безработных хотя и ниже европейского, все же достаточен, чтобы подтолкнуть чиновников к решению проблемы безработицы – для экономии бюджета.

Почему условный «Форд» переносит сборочные конвейеры в Мексику вместо того, чтобы оставить их в Детройте? Да потому что стоимость человеко-часа к югу от Рио-Гранде в восемь раз ниже, чем в Америке. Почему в Мексике работник стоит так дешево? Неправильный вопрос. Надо спрашивать, почему в США работник стоит так дорого. Потому что Америка методично избавляется на своей территории от производств, требующих низкой стоимости трудовых ресурсов. И за счет этого удерживает высокий уровень оплаты труда.

Сразу после избрания крупнейшие корпорации обещали Трампу создать в течение месяца 10 тысяч рабочих мест в обмен на налоговые льготы и преференции. Но даже если такой темп будет выдержан на протяжении всего президентства Дональда Трампа, это будет означать создание 480 000 рабочих мест. Много? Не совсем, если учесть, что на протяжении второго срока Барака Обамы в экономике США появилось 10 миллионов рабочих мест. При этом ежемесячно в Америке создается 200 тысяч рабочих мест – не из-за обещаний Дональда Трампа, а просто потому, что новые технологии и общий экономический рост дают возможность реализовывать все новые и новые проекты.

 

Инициатива бизнеса

Еще раз, масштабы и структура американской экономики таковы, что даже такой активный президент-предприниматель, как Дональд Трамп, не может на нее значительно повлиять. Например, он обещал за 10 лет привлечь в американскую инфраструктуру триллион долларов (очевидно, что завершать эту программу, даже если она состоится, будет преемник Трампа, кто бы он ни был). «Триллион долларов»  звучит грандиозно, если не знать, что уже сейчас американцы тратят на инфраструктуру $450 млрд в год. В пересчете на 10 лет «триллион Трампа» превращается в $100 млрд в год. По замыслу вашингтонской администрации это должны быть только частные инвестиции компаний, привлеченных налоговыми льготами. А сами эти льготы оцениваются в 0,6% федерального бюджета.

Нет, рост американской экономики это не прямая заслуга Дональда Трампа как президента США, а следствие мощи и оптимизма американского бизнеса. Но почему этот бизнес верит в Трампа?

На самом деле он верит не в Трампа как в президента, а в американскую систему власти. С точки зрения бизнеса, инвесторов, предпринимателей, за этот год система выдержала важнейший экзамен. Практика подтвердила, что американская система хорошо защищена от самоуправства сколь угодно высокого чиновника, что законодатели – не послушные исполнители воли начальника, а самостоятельные и ответственные политики, что суды сохраняют независимость и никто не посягает на права отдельных штатов в области внутреннего законодательства. Статистика свидетельствует, что цикличное развитие американской экономики за последние сто лет практически не зависит от личности человека, который сидит в Белом доме. Одни президенты были более успешны, другие – менее, но в целом американский президент может только корректировать общий курс в ту или иную сторону, но не радикально изменять его.

В свое время гениальный основатель социальной психологии Гюстав Лебон в книге, посвященной психологии разных народов, написал замечательные строки: «В уме американца не может даже зародиться мысль просить устроить за счет государства железную дорогу, порт, университет и тому подобное. Одной частной инициативы достаточно для всего этого». Ученый говорил об Америке начала ХХ века, но и сейчас, спустя сто лет, США по-прежнему остаются страной частного бизнеса и частной инициативы. А сдерживать эту инициативу Трамп не собирается, даже наоборот. И в этом – действительная причина его реальных, а не мнимых успехов.

Автор – экономист Дмитрий Прокофьев

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы