Политика

Выживет ли Каталония без Испании

В Каталонии 90% граждан проголосовали за независимость от Испании. Испанские власти ответили жестким сопротивлением: свыше 800 человек обратились за медицинской помощью в результате столкновений с полицией. Получили травмы и сами стражи порядка. Еврокомиссия при этом назвала незаконным референдум в Каталонии. Сможет ли Каталония отделиться от Испании, и выживет ли она самостоятельно?

 


Дмитрий Травин, экономист, профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге:

– Причины раскола между Каталонией и Мадридом нельзя сводить только к сегодняшним экономическим различиям. На самом деле причины гораздо глубже. Если посмотреть на многовековую историю Испании, то становится понятно, что там давно существовали основания для сепаратизма. Испания скраивалась на живую нитку из различных государств. Некоторые из них хорошо склеились, другие – хуже.

Каталония имела серьезную специфику своего исторического пути, а также глубокие культурные и языковые отличия. Каталонцы говорят, что у них другой язык, не испанский. Тот язык, на котором говорит вся страна, в основе своей имеет кастильский язык. У каталонского языка, который, как иногда говорят, ближе к французскому, в средние века существовавшему в Лангедоке.

Экономика Каталонии более развитая, чем в Испании в целом. Доля Каталонии в ВВП страны больше, чем доля населения Каталонии в общеиспанском населении. Они богаче и полагают, что в случае отделения они станут жить лучше.

Разговорами об экономической стабильности в отделившемся регионе сейчас полна вся пресса. Но вопрос нельзя ставить таким образом. Они могут жить лучше, могут жить хуже. В Африке, например, есть множество независимых государств, которые еще недавно были колониями; они обрели самостоятельность и все выживают экономически, хотя они в десятки раз беднее Каталонии. Эта проблема искусственная. Выживает практически любое государство, если оно отделилось. Просто они живут богаче или беднее. Каталония будет жить не бедно, наверное, даже богаче, чем в среднем в Испании.

Проблема в другом – в том, как именно будет идти процесс отделения. Мы вчера видели, что Мадрид предпринимает силовые акции. И процесс отделения может быть настолько сложным, длительным и подрывающим экономики как всей Испании, так и Каталонии, что в результате этого жизнь людей может стать сложнее.

Если бы Барселона с Мадридом сразу договорились, что Каталония отделяется, то регион мог бы жить спокойно. Но если будет война законов, испанских и каталонских, если будут полицейские акции, если будут хватать и сажать, то это, конечно, снизит уровень жизни.

 

Владимир Брутер, политолог, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований:

– Мадрид был не прав, отнесясь к референдуму так, как он это сделал. Отмечу, что само правительство Испании нелегитимно – в политическом, а не в юридическом смысле. Рахой (премьер-министр Испании – прим. ред.) представляет правительство меньшинства, которое возникло в результате повторных выборов в парламент. Было ясно, что Рахой не представляет точку зрения испанцев на будущее страны. Рахой не должен был становиться премьер-министром страны, а стал им потому, что часть социалистов заняли соглашательскую позицию, решив, что у них много других проблем, а Рахой пусть делает, что хочет. Вот он и сделал, что захотел.

В основе того, что Рахой стал главой правительства, лежит интерес крупного бизнеса. Крупный бизнес традиционно не обращает никакого внимания на взаимоотношения между центром и регионами. Бизнесу всегда кажется, что если будет больше денег, то проблем будет меньше. Но это не соответствует действительности, поскольку вопросы противостояния Мадрида и Каталонии нельзя свести только к экономическим вопросам – здесь сказывается общее различие взглядов одних на других.

Какое-то время назад было понятно, что Испания должна очень внимательно подойти к теме своего будущего в плане отношений между метрополией и регионами. Это было ясно еще с момента последних региональных выборов, которые прошли чуть менее 2,5 лет назад. Я тогда говорил, что у Испании есть примерно год на решение этого вопроса. Но Испания не стала плотно заниматься вопросами регионов.

У Рахоя были совершенно другие вызовы, но он решил, что он такой крутой и всеми будет руководить. Но у него не было ни полномочий, ни сил. Заявления о том, что «референдума не было», вызывают и изумление, и отторжение, и большие сомнения в том, что Рахой адекватен.

В случае отделения Каталонии ее как государство признает разве что Южная Осетия. Но каталонцам в данный момент на это глубоко наплевать.

Думаю, что каталонцы станут настаивать на признании итогов референдума и на федеративном устройстве Испании, и к ним присоединятся другие регионы страны. Испанию уже сейчас нельзя назвать унитарным государством – слишком большая асимметрия между регионами.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы