Экономика

Рыба – дело рисковое: репортаж с осетрово-форелевой фермы

Можно построить хороший бизнес, но не рассчитать и разориться. И можно подхватить его, чтобы развить дальше. Так случилось с хозяйством по выращиванию форели и осетров в Мясниковском районе Ростовской области. Новые владельцы не только продолжили дело, но и добавили новые направления: начали с рыбалки, следующий этап – экотуризм. Но началось все с проблем.

 

Рыба – дело рисковое

В современной России бизнес напоминает «американские горки»: виражи вверх-вниз – можно удержаться, а можно вылететь. Осетрово-форелевое хозяйство, которое теперь называется «Форель», строилось основательно. Были созданы пруды с проточной водой для разведения рыбы в естественных условиях, цех для ее переработки. Но первые владельцы не выдержали кредитного бремени и неожиданных отключений электроэнергии.

– Это негативно отразилось на бизнесе, они обанкротились и были вынуждены продать. Мы его подхватили, – рассказывает гендиректор ООО «Форель» Андрей Аксаментов. – Люди рассчитывали построить хорошее дело, многое сделано по уму. Я считаю, что цех по переработке рыбы один из лучших в области. Но всего предусмотреть не смогли.

Конечно, можно было купить генератор для автономного энергоснабжения, но когда средств немного, приходится выбирать – решили купить мальков для развития. В итоге они погибли, когда вместе со светом выключалась система их жизнеобеспечения. Новые владельцы учли эти риски и первым делом позаботились о независимой бесперебойной работе. Но всего предусмотреть невозможно, и им пришлось столкнуться с новыми «сюрпризами».

– Первый – высох родник, питающий пруды. Мы нашли новый. Но понимаем, что не можем только от него зависеть, поэтому сделаем еще три скважины с артезианской водой. Они станут подушкой безопасности и помогут справиться с этой проблемой. Второй «сюрприз» – по соседству заработал асфальтовый завод, который долгое время стоял. Он выбрасывает сажу, та оседает на воду, рыба от этого болеет и может погибнуть, – рассказывает гендиректор.

Пришлось включиться в переписку с различными инстанциями. Понятно, что предприятие вряд ли закроют, но можно добиться, чтобы на нем поставили хотя бы очистительные фильтры. Пришлось начать бизнес с решения таких проблем. Параллельно восстанавливают и развивают работу в трех направлениях: производство рыбы, переработка и рыбалка.

 

Капризная рыба

Хозяйство изначально приспособлено для выращивания форели и осетра, а также рыб частиковых пород: сазана, карпа, белого амура, карася, разводят еще и сомов. Для этого создано несколько прудов. В одном подрастают мальки донской рыбы, которую потом выпускают в большое озеро для рыбалки. В другом пруду содержится молодь сома. Сегодня им по два года, общий вес – около тонны, а каждая особь весит примерно килограмм. На этом водоеме еще поселились утки мясных пород – башкирская и моро – тоже наследство от прежних хозяев. Их пока откармливают, как и гусей, кроликов, овец, и в будущем рыбное производство можно будет дополнить мясным.

Рядом с самым крупным водоемом расположены домики для рыбаков и главное богатство хозяйства – место содержания осетра. Так называемые садки, где живет рыба, находятся на глубине 2,5 метра. В них выращивается рыба элитных пород: русско-ленский осетр, бестер, русский осетр, стерлядь. Всего шесть садков, в одних живут крупные особи, в других откармливается молодняк. Рядом установлена система подачи кислорода, его наличие – одно из главных условий для капризной рыбы.

– Содержание кислорода в воде определяет то, как работает иммунная система, как рыбы питается, – говорит рыбовод хозяйства Олег Гожиков. – Второй важный фактор – состояние воды, прежде всего, ее температура. Осетр может хорошо себя чувствовать и в теплой воде, но у каждой породы свой предел. Например, у русско-ленского осетра при +24 иммунная система получает шок и прекращает работать, тогда может быть вспышка любой инфекции. А стерлядь, бестер, белуга и осетр русский выдерживают до +28 безболезненно.

Еще рыба чувствительна и к микроорганизмам, живущим в воде, поэтому ее состояние ежегодно проверяется в лабораторных условиях. Пробы воды и рыбы берутся специалистами также на микробиологию, содержание токсичных и радиоактивных веществ – это обязательные условия.

Форели пока на территории нет, ее, около 3 тонн, вывезли в крытые помещения партнеров по бизнесу. Она наиболее прихотлива. Самое главное условие содержания форели – холодная вода, не выше 18 градусов, иначе она гибнет. В прохладное время года форель тоже сможет здесь находиться.

– У открытого водоема свои преимущества – естественные природные условия, – поясняет Андрей Аксаментов, – Недостаток только в техническом неудобстве. Чтобы посмотреть, как выглядит рыба, не болеет ли, взвесить ее, провести обработки от микроорганизмов, вручную приходится поднимать кормовую стойку.

Поэтому новые владельцы пришли в бизнес с новыми технологиями, которые подбираются совместно с учеными Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (АзНИИРХ). Уже инвестировано около 30 миллионов рублей: закуплено маточное стадо, ремонтное стадо, идет строительство крытых помещений. Там в бассейнах и будет выращиваться рыба.

 

Как для себя

Комплекс из двухуровневых помещений расположен каскадно, это обеспечит правильный водообмен. В нижнем помещении – 19 бассейнов, в основном для форели и немного для осетров.

– Как правило, бассейны бетонные, но мы делаем из пищевого пластика. На нем видно, как рыба ест, это показатель ее самочувствия, и просто увлекательное зрелище, – рассказывает Андрей Аксаментов. В будущем он хочет установить камеры, чтобы можно было наблюдать за процессом в онлайн-режиме.

Второе, верхнее помещение, рассчитано на 36 бассейнов, и будет предназначено только осетрам. В обоих помещениях – специализированное оборудование для обеспечения  необходимым светом, температурой и воздухом.

Предприятие занимается собственной переработкой – делает из прудовой рыбы корма, а в производственном цехе изготавливает собственную продукцию. Пока в нем из покупаемого сырья готовятся популярные копченая скумбрия, сельдь и немного форели холодного и горячего копчения. Когда предприятие выйдет на нужные объемы собственной рыбы, будет делать из нее деликатесы.

– В рыбопроизводстве и переработке существует такой фактор, как сезонность. Например, летом соленую рыбу употребляют меньше, в основном вяленую, а срок годности у нашей продукции небольшой, поэтому мы решили приостановить работу цеха и сосредоточиться на подготовке к выращиванию рыбы. Осенью вернемся к переработке, а пока ведем переговоры с сетями, – говорит гендиректор.

Из-за последних экономических передряг предприятию «Форель» пришлось столкнуться со снижением покупательского спроса. Чтобы уменьшить издержки, они могли бы «химичить», но держать качество решили в ущерб марже.

– Мы когда привезли свою продукцию в Москву, нас там назвали динозаврами и предложили коптить рыбу, как все, жидким дымом. Мы отказались с ними сотрудничать. Для нас это вопрос принципиальный. Я и сам люблю поесть, по мне это видно, но не в моих правилах травить народ. Многие разделяют производство, я знаю человека, который выращивает капусту на трех полях: для друзей, на продажу и для себя. Мы решили для всех делать, как для себя, – говорит Андрей Аксаментов.

 

Большие планы

Территория предприятия напоминает маленький оазис живой природы – всего в 20 километрах от донской столицы. Водоем искусственный, а камыш вырос настоящий,  прилетают аисты – значит, экология хорошая. Что называется, сам бог велел использовать это место для отдыха. Так появилось новое направление бизнеса – рыбалка. В выходные здесь теперь собирается до 35 человек.

Когда мы с директором обходили беседки для рыбаков, отец с сыном подсекли крупного сазана.

– Мы планируем в будущем развить экотуризм, – говорит Андрей Аксаментов. – На косогоре я хотел поставить домики, чтобы люди оставались и на ночь, порыбачить на утренней зорьке. Но когда начал дымить завод, планы пришлось отложить. Мы эту идею не закрыли, как только решим проблему, реанимируем проект, пока же не хочется делать напрасных инвестиций. Еще есть договоренность с председателем клуба любителей форели устраивать соревнования по ловле этой рыбы – редкое увлечение. Опять же когда не будет гари от завода.

Еще есть идея сделать большое озеро с песочным пляжем для отдыха местных жителей, построить к нему дорогу. Можно выращивать раков: их разведением в промышленном масштабе пока никто в стране не занимается. Это востребовано потребителем, к тому же рак катализатор загрязнения воды – он уходит из грязной среды. В будущем предприятие собирается стать участником федеральной программы – будут выпускать мальков в естественную среду, в воды Азово-Донского бассейна, чтобы пополнять рыбные запасы.

– Идей много, но долгосрочный бизнес-план будем разрабатывать после того, как рассчитаемся с долгами прежних владельцев. До конца года планируем погасить их, – говорит генеральный директор. – Пока продолжаем инвестировать. Рассчитываем получить первые результаты года через три, отладить весь процесс – от разведения рыбы и получения икры до выращивания из нее своей взрослой рыбы.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы