Экономика

Налоговый маневр 22/22 или 50 оттенков серого

Министерство финансов России предлагает установить ставки страховых взносов и НДС на уровне 22%. Основная цель налогового маневра по формуле 22/22, как поясняет Минфин, заключается в обелении экономики. ПРОВЭД опросил экспертов и выяснил, почему народ может обеднеть, а серое стать еще серее.

Формула Минфина 22/22 предусматривает одновременное повышение ставки НДС до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%. Александр Тарасов, управляющий партнер, генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг», член Ассоциации Юристов России, поясняет, что цель Минфина России – это поиск способов снижения темпов роста теневого сектора экономики. «Бизнесу будет сложнее уходить в тень. Как следствие, будут создаваться равные условия для осуществления предпринимательской деятельности, будет развиваться конкурентная среда, произойдет рост официальной занятости. С одной стороны, данная инициатива является нейтральной для бюджета. Снижение ставки страховых взносов будет компенсировано ростом ставки НДС. Поэтому это предложение нельзя рассматривать как источник пополнения бюджета государства. С другой стороны, возникнут предпосылки для выведения экономики из теневого сектора. Можно надеяться, что данная инициатива вызовет положительные отклики у предприятий, которые платят НДС по сниженным ставкам или освобождены от уплаты НДС. Это сельское хозяйство, потребительский сектор (торговля медицинскими изделиями, продовольственными товарами, книжной продукцией, товарами для детей). Льготы по НДС для них сохранятся, а ставки по страховым взносам снизятся. Безусловным плюсом данной инициативы является снижение нагрузки по страховым взносам на работодателей, как следствие, можно надеяться на сокращение числа «серых» зарплат», − говорит эксперт.

 

Позитива не видно

Впрочем, Александр Тарасов оказался единственным экспертом, нашедшим реальные плюсы в идее Минфина. Юлия Чуканова, ведущий юрисконсульт КСК групп, сообщила нам, что заявляемый положительный эффект от такого маневра сильно преувеличен. «Обоснованность и реальность достижения поставленных целей сомнительна хотя бы потому, что предлагаемая реформа до конца не просчитана. Например, у Минфина и Минэкономразвития разное видение ставок такого маневра: первое ведомство предлагает 22/22, второе – 21/21. Недавно появилась еще одна идея – ввести налог с продаж, но пока на уровень Правительства РФ обсуждение не выносилось. Считаем, что данная идея противоречит духу закона, так как необходимо будет уплачивать два оборотных налога – НДС и налог с продаж. При этом по своей сути налог с продаж будет дублировать НДС. В любом случае, каждый из обсуждаемых вариантов реформирования налоговой системы негативно скажется как на бизнесе, так и на доходах граждан, а также вызовет рост инфляции. Наиболее негативное влияние формула 22/22 окажет на предприятия розничной торговли. Однако есть и те, кто может выиграть от такого нововведения, например, предприятия сырьевого сектора экономики», − сообщила эксперт.

Александр Артемьев, заместитель генерального директора Berkshire Advisory Group, согласен, что негативные последствия налогового маневра 22/22 неизбежны. «Позитива я, к сожалению, не вижу. В первую очередь, рост НДС приведет к повышению цен на все товары и услуги, что соответственно будет способствовать росту инфляции - в коридоре 1,5-2 процентных пунктов в год. ЦБ РФ придется принимать дополнительные действия для таргетирования инфляции, в том числе не снижать ключевую ставку, а удерживать ее на высоком уровне, что негативно скажется на росте экономики и ВВП. Риски от формулы 22/22 состоят в том, что снижение отчислений в Пенсионный Фонд означает большую зависимость от целевых дотаций государства, которое вместо планомерного, соразмерного с инфляцией роста пенсии может прибегнуть к одномоментным выплатам. Это также ухудшит и ситуацию с медицинскими услугами для населения. При этом декларируемая задача – вытащить бизнес из серой зоны, создать условия для роста и развития − решена не будет, поскольку экономика стагнирует. По данным Росстата, в прошлом году покупательная способность населения упала более чем вдвое, о каком росте бизнеса можно говорить в такой ситуации? В застывшей системе ничего не поменяется к лучшему, как ни перекладывай доходы-расходы из одной кучки в другую. Чтобы добиться роста количества рабочих мест и производительности труда, нужно определить локомотивные отрасли, способные вытащить экономику из стагнации, дать им толчок к развитию. А для этого следовало бы вначале утвердить новую долгосрочную стратегию развития экономики РФ, и в этих рамках приступать к обсуждению налоговых реформ», - прокомментировал инициативу наш собеседник.

 

Ударить налоговым маневром по населению

Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, отмечает, что обсуждение формулы налогового маневра, предложенной Минфином, только с позиций интересов государственной казны, бюджета и бизнеса, без учета всестороннего обсуждения последствий для населения вызывает, по меньшей мере, удивление . «Именно население является реальным плательщиком НДС, а не организации, выступающие, по существу, сборщиками этого налога. Реально бизнес проплачивает НДС из своих доходов только в случае, когда он выступает как конечный потребитель, подобно населению. Это общеизвестный факт. Таким образом, от этого налогового маневра «легальный» бизнес, несомненно, выиграет, причем, существенно − за счет снижения ставки платежей в страховые фонды на 8 пунктов. Приведет ли это к сокращению теневого бизнеса − это большой вопрос. Кто не платил 30%, ожидать резкой легализации бизнеса при 22% − это, в определенной степени, экономический идеализм, базирующийся на результатах прикидочных расчетов или выборочного анкетирования. Увеличение же ставки НДС на 4% приведет к существенному повышению налоговой нагрузки на доходы населения, причем всех его категорий. И это не считая того инфляционного всплеска, который, несомненно, вызовет это увеличение (в силу своей природы этого косвенного налога: прибавляется к цене товара, работы, услуги), что признается и Минфином. Правда, трудно согласиться, что всплеск будет краткосрочным. Цены поднимутся, и ожидать того, что они снизятся через какое-то время до прежнего уровня сами по себе, без влияния каких-либо других факторов – напрасно. Приходится констатировать, что предлагаемый налоговый маневр будет осуществлен в основном за счет населения», - отметила Людмила Дуканич.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что обсуждение маневра не означает его принятие. Да и прогнозировать поведение России после президентских выборов пока могут только астрологи. «Поскольку мы обсуждаем планы на период «после выборов», то в ближайшее время никаких рисков для бизнеса нет, однако само обсуждение налоговых реформ заставляет нервничать, поскольку при реализации данных планов – я говорю как о маневре 22/22, так и появлении налога с продаж, − негативные последствия неизбежны», - отметил Александр Артемьев.

«Сложно оценить расчеты ведомства, не видя всей картины бюджета страны, его пополнения и использования. В любом случае считаю, что перекладывание яиц из одной корзины в другую не будет являться эффективным. В нашем государстве есть более серьезные проблемы, на которые стоило бы обратить внимание в первую очередь», − резюмировала Эльвира Канбекова, руководитель группы по ведению бухгалтерского учета Acsour.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы