Экономика

Что стало с польскими яблоками?

Россия оказалась на восьмой строчке среди основных покупателей польских товаров. Экспорт из Польши в нашу страну вырос по итогам прошлого года. О том, как польский бизнес пережил продуктовые санкции России и почему российский рынок по-прежнему интересен польским предпринимателям, рассказал изданию ПРОВЭД руководитель Отдела содействия торговле и инвестициям Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге Милош Вожьняк.

 


– Когда заходит речь о бизнесе между Польшей и Россией, всегда вспоминают яблоки. Что стало с польскими яблоками?

– Россия была самым главным покупателем польских яблок, поэтому наши садоводы почувствовали на себе санкции. Объёмы экспорта яблок из Польши резко упали. Но помимо России наши основные партнёры – страны Европейского союза. Мы стараемся выходить с яблоками на новые рынки и наращивать поставки. В основном – в европейские страны, в числе новых рынков – Египет, сейчас пытаемся выйти и на китайский рынок. Конечно, это нельзя сделать за один момент, но постепенно этот процесс идёт.

Мы всегда экспортировали в ЕС. Если посмотреть на итоги 2016 года, то главные импортёры польских продуктов и товаров – страны Евросоюза. Россия – на восьмом месте.

А как польский бизнес в целом отреагировал на российские санкции? Сильный был удар?

– Всё зависит от отрасли. Если говорим о яблоках, то да, садоводы это почувствовали. Если смотреть по другим отраслям (в том числе продовольственным), то такого большого удара не было. Это связано с тем, что во взаимных российско-польских торговых отношениях уже были проблемные моменты, и бизнес к ним адаптировался.

К примеру, ранее Россельхознадзор неоднократно по разным причинам запрещал ввоз польских товаров в Россию. Например, были претензии к польскому мясу в связи с АЧС. После этого многие польские экспортёры, которые большую часть своих товаров везли в Россию, стали диверсифицировать продажу своих товаров – выходить на новые рынки. Чтобы в случае, если рынок сбыта в РФ по каким-то причинам прекратится, они не остались без ничего.

– Вы отметили, что Россия на восьмой строчке среди импортёров польской продукции. А что сейчас везут из Польши в РФ?

– На самом деле за последние годы немногое изменилось. Только по продуктам питания большие перемены и провал: овощи, фрукты, мясо в Россию из Польши не везут.

В основном мы продаём в Россию продукцию машиностроения, товары химической отрасли, металлургические изделия, продукцию лёгкой промышленности, дерево и картон, мебель и разного рода изделия из пластмассы.

– Можете уже назвать какие-то цифры по экспорту по итогам прошлого года?

– Да, уже есть данные за первые 11 месяцев. По оценке Главного статистического управления Польши, с января по ноябрь 2016 года объём экспорта из нашей страны в Россию в денежном эквиваленте составил 5,3 миллиарда долларов, что на 1,1% больше, чем за аналогичный период в 2015 году.

Если смотреть в национальной валюте, то экспорт за 11 месяцев вырос намного больше – на 5,5% – достигнув 20,7 миллиарда злотых. Если возьмём в евро (4,8 миллиарда евро), то рост – на 1,3%.

Эти данные могут измениться, когда появятся цифры за декабрь, но не сильно – где-то на 0,1%. То есть уже сейчас можно говорить что экспорт из Польши в Россию чуть-чуть вырос.

При этом доля России в экспорте Польши осталась на том же уровне, что и в 2015 году, составив 2,8%. Для сравнения, доля Германии – 27,2% – она всегда была главным импортёром польской продукции благодаря расположению стран. После Германии идут Великобритания, Чехия, Франция, Италия, Голландия и Швеция, которая всего лишь на 1% опережает Россию, имея долю в 2,9%.

– За счёт каких отраслей нарастили экспорт? А главное – почему растёт спрос на польскую продукцию в России? Ведь импорт в России – сейчас дорогое удовольствие.

– Мы подтянулись или остались на прежнем уровне по всем главным отраслям нашего экспорта, за исключением продовольствия, конечно. Но рост небольшой.

Несмотря на девальвацию рубля, спрос на польские товары в России сохраняется. Причины разные. Во-первых, это качество, во-вторых, уже налажены торговые отношения в разных сферах, в-третьих, польская продукция конкурентоспособна по цене: она дешевле, чем товары из многих других стран. В-четвёртых, несмотря на импортозамещение, не все товары в России заменены, либо не на всех их хватает.

Но раньше объёмы экспорта из Польши в РФ были намного выше. Например, в 2013 году объём экспорта в денежном эквиваленте составил 8 миллиардов долларов, тогда как в 2015 году – чуть более 5 миллиардов долларов.

Причина спада не только в санкциях. На экспорт во многом повлияла ситуация в российской экономике. Спрос по некоторым позициям упал, потому что в России упало производство. Спрос на автомобильные комплектующие из Польши снизился, потому что снизились продажи автомобилей в России и так далее. Безусловно, на объёмы поставок повлияла и девальвация рубля: импортные товары на самом деле стали очень дорогими для россиян.

– Относительно российской экономики эксперты в России дают не очень хорошие прогнозы: мы находимся в стагнации, и это надолго – до тех пор, пока не будут проведены какие-то структурные реформы и прочее. Какие ожидания у польского бизнеса?

– Как я отмечал, между Польшей и Россией уже были проблемные моменты в разных отраслях, и бизнес смог это пережить. Более того, это не первый кризис в российской экономике: такие случаи уже были, после чего экономика восстанавливалась. Компании просто ждут, когда всё изменится.

– Почему польским компаниям интересен российский рынок?

– Он всегда был интересен. Во-первых, потому что это большой рынок сбыта. Во-вторых, уже налажены экономические контакты. В-третьих, это выгодно по логистике.

На самом деле все европейские страны заинтересованы в российском рынке, не только Польша.

– Поддерживает ли государство польский бизнес? Какова роль малого и среднего предпринимательства в Польше?

– В основном вся государственная поддержка в Польше предназначена малому и среднему бизнесу. Большой бизнес может самостоятельно добиться успеха. Основная поддержка идёт компаниям, которые выходят с экспортом. Причём, не только в страны ЕС, где все более-менее понятно и налажено, но и на новые рынки. К примеру, на азиатские или страны бывшего СССР, где все не так знакомо.

Поддержка, прежде всего, финансовая: государство компенсирует компаниям часть средств, которые они, например, тратят на участие в международных выставках или рекламу за рубежом.

Малый и средний бизнес в Польше очень распространён. По данным Польского агентства развития предпринимательства, сейчас в Польше около 1,76 миллиона микропредприятий, 59,2 тысячи – малых и 15,5 тысячи – средних. Больших предприятий всего 3,4 тысячи.

В Польше действует проект по поддержке начинающих предпринимателей. Если кто-то, к примеру, оказался безработным, он может представить бизнес-план и получить грант в размере 4-5 тысяч евро. Это людей мотивирует. И подобных программ поддержки очень много. Потому что малые и средние компании играют большую роль в польской экономике. Их доля в ВВП Польши – 50,1%, то есть каждый второй злотый стране приносят МСП.

– Открывают ли польские компании свои филиалы в России? Или их больше интересует экспорт в РФ?

– Есть компании, которые имеют филиалы в России, но их не так много. Это делают в основном огромные предприятия, которые во всём мире открывают свои производства. Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то здесь картина иная. Никто не знает, что будет с российской экономикой. Если бы рубль оставался слабым, то можно было бы открывать производства в России и продавать товары за рубеж и в страны ТС. Но никто не может сказать наверняка, что будет с российской экономикой.

Инвестировать в Россию в данный момент люди боятся из-за экономической неопределённости. Более того, между Россией и Польшей пока нет договора о взаимной защите инвестиций, что  тоже несёт определённые риски.

Основные инвестиции польских компаний МСП – в Калининградской области. Если польская компания выходит на российский рынок, то она в большинстве случаев начинает свой опыт именно с этого субъекта РФ, а потом уже постепенно продвигается в другие.

– С какими проблемами сталкиваются польские компании в России?

– Основные проблемы связаны с логистикой и таможней (сертификацией, таможенными процедурами и прочим). Но нельзя сказать, что это огромная проблема. С такими трудностями сталкиваются, скорее, те, кто только начал выходить на российский рынок. Те, кто уже много лет торгуют с Россией, знакомы со всеми требованиями российской стороны и умеют с этим работать.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы