Таможня

Итоги года: перемены в ФТС, и стало ли хорошо бизнесу

Уходящий 2016 год ругают не только на просторах интернета и в домашних кухнях: тяжелым он оказался и для ФТС. Российская таможня за прошедшие 12 месяцев успела сменить руководство, перейти под контроль Минфина и окончательно слиться с ФНС. Расскажем обо всем по порядку, разберемся, чего же было больше: плохого или хорошего. И узнаем, нашел ли в этих переменах повод для радости отечественный бизнес.

Очень структурные изменения

Обруганный 2016 год даже начался для ФТС с переполоха: 15 января президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому таможня переходит в подчинение Минфина. Власти решили оптимизировать наполняемость бюджета и визуализировать те доходы, которые благополучно оставались «невидимыми». В комплекте с ФТС подчинили Минфину и Росалкогольрегулирование.

Впрочем, это не единственное структурное изменение, которое предстояло пережить российской таможне. Оптимизацию расходов распространили и на налоговиков. В октябре 2016 года ФНС и ФТС приступили к объединению баз данных. Правда, президенту об этом отчитывался уже не Бельянинов.

Смена руководства

В конце июля 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уволил Андрея Юрьевича. В Кремле отставку объяснили тем, что Бельянинов «давно сам просился». Но выглядело так, как будто не просился, а напрашивался. Ведь перед увольнением у экс-руководителя ФТС прошли обыски, в результате которых оперативники обнаружили 58 млн рублей наличными. Позже деньги вернули, все претензии к Бельянинову Кремль снял, но унижение осталось. Очевидно, не случайно.

korobochki belyaninove

В тот же день ФТС получила нового руководителя. Место у руля занял бывший полпред СЗФО Владимир Булавин, так же служивший в КГБ. Именно на него возложили надежды по искоренению коррупции и борьбе за права ВЭДовцев. Давайте посмотрим, что же бизнесу досталось в последние полгода Бельянинова, и что удалось «набороть» Булавину.

What are you doing, business?

Минфин взялся за таможню, а таможня – за оптимизацию в свойственной ей манере. В феврале в свет вышел приказ №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках системы управления рисками». Документ установил следующие правила: если в контракте сделки указывается цена ниже, чем в стоимостных профилях риска, таможня не принимает заявленную стоимость, а корректирует её до своих показателей. Бизнес взвыл, а таможня начала подсчитывать прибыль. Подвывают предприниматели до сих пор: приказ так и не был отменен. Булавин активно ликвидирует инициативы своего предшественника, но за эту до сих пор не взялся.

fts i premmii Как совмещать пивбар, путешествия, роскошь с тяжёлой таможенной службой – уроки от ФТСФТС заявила об эксперименте «Единый лицевой счет». Его суть заключалась в том, чтобы бизнесмены могли использовать занесенные на «подопытный» счет деньги при декларировании товаров в любой таможне. Ранее для этого открывалось сразу несколько счетов. Очевидна выгода и для ФТС: при слиянии налоговых баз таможня сможет централизовать учет платежей.

Выпестованная в 2015 году задумка о Свободном порте во Владивостоке остается скорее теоретической. Порт есть, а вот со свободой в нем все не так просто. Обещанное «единое окно» больше добавляет сложностей, чем снимает. Правительство 1 октября учредило режим его работы, но позже выяснилось, что окно еще даже не работает. Нужных документов, которые бы позволили «единому окну» функционировать, не нашлось. Пока в еще не слишком свободном порту ждали документов, появилась информация, что резиденты льготный режим не жалуют. По неизвестным причинам, большинство ВЭДовцев причитающимися льготами так и не воспользовались.

koronazia bulavina

В конце года Минюст опубликовал приказ, утверждающий контроль над взаимодействием предпринимателей и Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС) при таможенном контроле, декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру транзита. Этот документ не только контролирует взаимодействие участников международной торговли и таможни на электронном поле, но берет под контроль отношения с перевозчиком, если он декларантом не является.

Но итог всем этим потугам подвел рейтинг: «Doing business». Получилось, что делать бизнес в России легче не стало. Страна сдала позиции, опустившись сразу на две строчки по параметру «Международная торговля», за который отвечают таможенники и пограничники. С «пересчитанного» 138 места в прошлом году – до 140 места в текущем. Вопреки призывам премьера, идти в этот самый российский бизнес оказалось не так просто.

Ну здравствуй, Таможенный кодекс ЕАЭС

Как будто в качестве новогоднего подарка был подписан Таможенный кодекс ЕАЭС. Правда, сначала резолюции под ним поставили лишь трое президентов: главы Армении, России и Казахстана. Лидер Белоруссии Александр Лукашенко на саммит ЕАЭС не приехал, а глава Киргизии Алмазбек Атамбаев и вовсе документ не одобрил.

Однако позже стало известно, что киргизская сторона все-таки кодекс подписала, но до конца не сдалась. Заявив при этом, что кое-что поправить в документе все-таки не мешало бы. Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян связал это с тем, что страна предложила «уточнить формулировку относительно приоритетности снятия барьеров и изъятия ограничений на внутреннем рынке».

Российский президент Владимир Путин подчеркнул инновационность с таким трудом заверенного кодекса, заявив, что в него вошли важные правовые нововведения, отвечающие передовым мировым практикам.

Здесь хочется подытожить, но итожить принято чем-то хорошим, а хорошего для этого набралось негусто. Тем не менее, бизнес-омбудсмен Борис Титов заметил положительные изменения в работе ФТС. Он отметил готовность таможни к сотрудничеству с бизнесом и чудеса кооперации, доселе в ФТС невиданные. Это дает надежду на качественные, и, что важно, положительные перемены в будущем. Остается надеяться, что не показалось.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы