Экономика

Пакет Яровой может подорвать экспедиционную деятельность

Отдельные положения так называемого пакета Яровой, вносящие поправки в антитеррористическое законодательство, возлагают на транспортно-экспедиционные компании ответственность за соответствие перевозимых ими грузов той информации, которую предоставляют грузоотправители. Новые нормы носят неопределенный характер, административные органы могут трактовать их слишком жестко, что несет угрозу для экспедиционного бизнеса, считает эксперт Некоммерческого партнерства «Содействие развитию ВЭД» Михаил Шавернев.

Принятая в рамках «пакета Яровой» статья 11.14.3. КОАП направлена на то, чтобы обязать экспедиторов проверять информацию о грузе, который он принимает к обслуживанию, в то время как раньше это было лишь правом. 

«Теперь это вменено экспедитору в обязанность и если он этого не сделает, будет нести ответственность. Несовершенство редакции этой статьи заключается в том, что не требуется наступление последствий непроведения проверки экспедитором.  Административные органы часто стараются максимально жестко трактовать положения законодательства до того, как сложится какая-то практика», - отмечает Михаил Шавернев.  

Существует множество способов, при  помощи которых чиновники могут понять, что проверка не проводилась.

«Представьте себе ситуацию, когда вы приняли груз под пломбой и отдали под пломбой. Соответственно, если это увидеть, можно предположить, что вы не пересчитывали грузовые места, например, в контейнере, не проверяли маркировку, а значит, действий направленных на проверку груза не совершали. С другой стороны, в этих нормах не очерчен комплекс мер, которые экспедитор должен принять для проверки информации. Не совсем понятно, какие пределы разумности и осмотрительности должны быть в действиях экспедитора, чтобы считалось, что он проверил информацию о грузе. Нужно проверить маркировку, разрушить упаковку, отобрать образцы или даже провести их исследование? Предела проверочным мероприятиям нет. Их можно проводить до полного уничтожения груза. И, в любом случае, может выясниться, что сведения – не верные. Например, о процентном соотношении какого-то вещества в товаре. Или о весовой характеристике, которая ни на что не влияет. Например, мы везем коров или стиральные машины, но не знаем, сколько они весят, а знаем лишь количество штук. То есть закон допускает возможности его расширительного толкования», - поясняет Михаил Шавернев.  

Вести себя в этой ситуации необходимо как минимум осмотрительно.

«Нужно наблюдать за практикой – как будут действовать административные органы и как далеко они пойдут в претворении в жизнь этого закона. Возможно, есть смысл отказываться от экспедиторских документов и именования деятельности транспортно-экспедиционной, а уходить в создание агентских  или каких-то других договоров, чтобы не подпадать под действие этого закона. Но в этом случае могут возникнуть проблемы с нулевым НДС. Сейчас  Налоговый кодекс прямо связывает возможность применения нулевой ставки только в том случае, если осуществляется именно экспедиционная деятельность», - сообщил Шавернев.    

Напомним, неисполнение требований по статьи 11.14.3.КОАП влечет штраф. Для ИП – до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – до 100 тысяч рублей. Повторное правонарушение чревато штрафами до 70 тысяч для ИП и до 200 тысяч – для юридических лиц, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы