Аналитика

Липовое эмбарго: европейская клубничка из Африки дорого обходится россиянам

На днях правительство России объявило о продлении продовольственных антисанкций  ещё до конца 2017 года, дескать, это, с одной стороны, продолжит стимулировать отечественных аграриев, а с другой – вновь продемонстрирует всему миру, что мы готовы отстаивать свои интересы и даже наносить экономический урон другим странам. Однако, если трезво оценить ситуацию, становится очевидно, что ущерб, мы наносим, прежде всего, сами себе, а точнее, своему же потребителю, который в конечном итоге вынужден многократно переплачивать за продовольственные товары, которые так или иначе попадают в страну окольными путями, сменив множество посредников и увеличив свою цену в разы.

Как бы ни старались власти продвинуть идею импортозамещения,  отечественные аграрии и предприниматели так и не смогли восполнить имеющийся дефицит на рынке продовольственных товаров.  Это официально подтвердил не только Центробанк РФ, подготовив ещё в декабре 2015 года соответствующий отчет, но и Минпромторг. Так, объемы предложения говядины на внутреннем рынке сократились на 42%, сливочного масла — на 15%, свежей и охлажденной рыбы — на 14%, овощей — на 10%.

Из-за высоких процентных ставок, слабого рубля, роста цен на сырье, и отсталой технической базы многие производители пока не сумели компенсировать недостаток импорта.  А программы государственной поддержки тоже пока не произвели должного эффекта из-за долгого срока окупаемости инвестиций в сельское хозяйство – в животноводстве или растениеводстве должно пройти минимум 2-3 года, прежде чем вложения в расширение площадей или увеличение поголовья скота принесут доход.  Иными словами, задача – реализовать за год импортозамещение изначально была сомнительна.

Вместе с тем,  в большинстве  продовольственных отраслей за последний год   наметилась работа на экспорт. При увеличении производительности труда, многие производители поставляли товары за рубеж, поскольку выручки в валюте были гораздо привлекательнее в условиях девальвации, нежели поставки на внутренний рынок. Наконец, заменить многие товары, которые запретили ввозить из ЕС или Америки изначально было практически невозможно, в том числе цитрусовые, клубнику, различные экзотические фрукты и овощи.  

В результате, большинство ритейлеров, в том числе сетевых продолжает торговать санкционкой, не боясь никаких проверок, поскольку не может найти другой альтернативы по цене и качеству.

Вот, к примеру, казалось бы, обыкновенная клубника,  которую ПРОВЭД обнаружил на полках супермаркета.  

klubnika1

Однако эта маленькая упаковка ягод уже повидала больше посредников и стран, чем любой среднестатистический россиянин за всю свою жизнь. Производителем значится Прага (Чехия), страной происхождения – Сьерра-Леоне (офшорная юрисдикция в Западной Африке), а импортером Беларусь.  Приезжает в Россию такая клубничка уже с многократной наценкой, при этом, чем больше посредников, тем продукты становятся дороже.

Так, например, 500 граммов клубники из Марокко, где есть её производство, стоит 299 рублей, а из Кот д’Ивуара  - маленького офшорного государства в Западной Африке, где такого  производства нет – уже 539 рублей. Почему? Потому что липовые документы стоят немаленьких денег. Платите – мы нарисуем вам страну, из которой в Россию можно ввозить то, чего оттуда и не думали экспортировать!

klubnika2

Клубника  BORJA, которая традиционно выращивается в Испании, на прилавках лежит за 799 рублей за ящик под видом продукции из Сьерра-Леоне.

klubnika3

 А рядовые покупатели продолжают приобретать данный товар, поскольку просто не имеют отечественной альтернативы. Помимо того, что производство клубники носит сезонный характер, 95% всего её объема, как, впрочем, и многих других овощей и фруктов, выращивается в подсобных хозяйствах населения, а не сельскохозяйственными организациями или фермерами. Поэтому объемы импорта клубники в несколько раз превышают относительно небольшой объем её промышленного производства.

Сегодня импортеры не могут отказаться от поставок подсанкционной продукции, а потому вынуждены провозить товар в Россию, сменив несколько стран-посредников.  Логистические цепочки, в свою очередь, становятся все сложнее и дороже.

Возьмем, к примеру, поставки фруктов и овощей, большая часть которых оказалась под воздействием эмбарго и поставлялась из стран Европы. По данным Евразийской экономической комиссии, за январь-март 2016 года в страны ЕАЭС было импортировано в общей сложности 1775 млн тонн фруктов и овощей. При этом уже с самого начала года, одни из крупнейших стран-поставщиков, продукция которых оказалась под запретом - Турция, Польша, Молдова, Испания - нарастили объемы поставок в Беларусь, при этом темпы роста поставок отдельных видов продукции увеличились в несколько раз.

Так, например, импорт капусты из Испании в Беларусь вырос  в 4,9 раз до 411,4 тысяч долларов, бобовых овощей в 8,1 раз. Польша в 7,6 раз увеличила поставки овощей 0709 группы ТНВЭД ЕАЭС (Овощи прочие), которые также идут исключительно в Беларусь, в 7,5 раз увеличила поставки бобовых, и почти в два раза - яблок, груш и айвы. Молдова более чем в два раза увеличила поставки винограда, груш и яблок. А уже Белоруссия реэкспортирует большую часть данной продукции в страны ЕАЭС. Так, в прошлом 2015 году, именно она стала крупнейшим поставщиком киви в Россию.

risrrrr1

Однако гораздо более любопытную статистику показали другие страны, которые признаны офшорами. Многие из них не только в разы увеличили поставки санкционки в страны ЕАЭС, но и начали поставлять продукцию, которая в них и вовсе не производится, причем в весьма внушительных объемах. Так, например, офшорное государство Гвинея-Бисау, которое в прошлом году вообще не осуществляло поставки фруктов и овощей в ЕАЭС, за три месяца поставила в Беларусь  фруктов и овощей на сумму 5,68 млн долларов, среди которых наибольшую долю составляют яблоки, цитрусовые, томаты, а также прочие фрукты и овощи.  Увеличила поставки капусты, салата и репчатого лука в Россию Босния и Герцеговина, которая годом ранее их также не поставляла. На сумму 685 тысяч долларов яблок, груш и различных овощей импортировано в Беларусь из демократической республики Конго.  Объем поставок фруктов и овощей из другого государства - Кот д’Ивуара составил 6,54 млн долларов. 99% всех поставок из этой страны вновь пришлось на Беларусь, при этом, общий перечень импортируемой продукции широк - томаты, лук, капуста, цитрусовые, яблоки и груши, ягоды и многое другое. Любопытно, что при таком объеме поставок сегодня, в прошлом году их не поставлялось вовсе. 

Рекордсменом среди новоявленных офшорных посредников стала Либерия - другое государство в Западной Африке, которое импортировало в январе-марте 2016 года в Белоруссию всевозможных фруктов и овощей на сумму 17,8 млн долларов. Стоит отметить, что в другие страны ЕАЭС поставки не осуществлялись, и кроме того, импорт данной продукции в начале прошлого года также не производился.  Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками из Сьерра-Леоне, общей стоимостью в 2,8 млн долларов.

Показательные выступления Федеральной таможенной службы совместно с Россельхознадзором призваны лишь  продемонстрировать населению, что ведомства «эффективно работают», уничтожая санкционку, или запрещая её ввоз. На деле же они не в состоянии  даже приостановить подсанкционные поставки - по словам представителей самого ведомства, Россельхознадзор пропускает на границе 80% данной продукции.

Так, Россельхознадзор ещё с 1 марта выступил с требованием прекратить поставки растительной продукции из некоторых офшорных стран: в частности попросил не сертифицировать всю продукцию из Либерии, а в отношении Индии и Кении - не сертифицировать не характерную для этих стран растительную продукцию - яблоки, груши, салат, баклажаны и шампиньоны.  При этом, как отмечало само ведомство, наладить диалог с таможенными органами Либерии не удалось.  Не удается прийти и к единому мнению по этому вопросу даже с Беларусью – несмотря на официальные заявления представителей власти, реэкспорт товаров в Россию продолжается. Введя в действие продовольственное эмбарго, власти так и не создали законных методов по пресечению ввоза санкционки из других стран, а в результате переплачивать за просчеты во внешнеэкономической политике  должны обычные потребители. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы