Экономика

Калининград: жизнь после отмены таможенных льгот

Прошла неделя после того, как калининградские предприятия потеряли таможенные льготы и перестали действовать положения «старого» закона об Особой экономической зоне.

«Черный день» наступил

1 апреля 2016 года – дата, которой так пугали всех в Калининградской области, -наступила. Точнее, с той поры прошла уже неделя. И мир не рухнул, Калининград не провалился в Балтийское море. Хотя страхи были серьезными. Дело в том, что с 1 апреля перестали действовать положения «старого» закона об Особой экономической зоне в Калининградской области 1996 года, которые предоставляли калининградским предприятиям таможенные льготы. В частности компании не платили таможенную пошлину и НДС за ввоз комплектующих на территорию региона и были освобождены от них при вывозе готовой продукции на остальную территорию России. При этом степень переработки не должна была быть ниже 15-ти, а в некоторых случаях 30-ти процентов. Этим порядком, согласно реестру Калининградской торгово-промышленной палаты, пользовались около 800 предприятий, на которых работает около 30 тысяч человек.

О том, что таможенные льготы отменят, стало известно в 2006 году, когда был принят новый закон об ОЭЗ, предоставляющий компаниям, которые вложили  в проект не менее 150 млн рублей, так называемым резидентам ОЭЗ, налоговые льготы. Дело в том, что таможенные преференции противоречат правилам ВТО и нормам Таможенного союза, и рано или поздно от них нужно было избавляться. Чиновники в Калининграде и Москве, а также представители бизнес-сообществ стали ломать голову, как и чем возместить потери от отмены таможенных преференций. Компенсация была нужна, учитывая, что на этих преференциях была построена значительная часть калининградской экономики, ориентированная на рынок «материковой» России. Эксперты высказывались, что на «льготную иглу», учитывая весь сопутствующий бизнес – логистические, транспортные компании и прочие - была подсажена примерно треть региональной экономики. И в итоге при непосредственном участии Москвы к 1 апреля 2016 года механизм компенсации потерь от отмены таможенных льгот был практически готов. Главную роль в этом механизме должны были сыграть субсидии на поддержку рынка труда. Но не только.

Субсидии и не только

- Этот механизм состоит из четырех блоков, примерно равнозначных, - рассказала министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова. - Во-первых, это снижение минимального порога инвестиций (в рамках нового закона об ОЭЗ – Ред.) со 150 до 50 миллионов рублей. Это решение, окончательно принятое Госдумой в конце февраля, безусловно, можно рассматривать как меру поддержки предприятий после 1 апреля, поскольку компании могут дополнительно получать налоговые льготы при меньших вложениях. Второй блок - это субсидии, в-третьих, таможенное оформление, в-четвертых, отсрочка по уплате НДС на 180 дней.

Что касается главного вопроса - субсидий, то калининградские предприятия могут получить сразу две субсидии. Первая из них носит название «на поддержку рынка труда, импортозамещение, локализацию и обеспечение социально-экономического развития». Фактически это и есть компенсация потерь от отмены таможенных льгот. На эти цели в федеральном бюджете на этот год заложено 66,7 млрд. рублей. Компания, которая претендует на получение субсидий, не реже двух раз в месяц подает заявку на получение субсидии и в течение нескольких дней должно ее получить. Вторая субсидия – на компенсацию железнодорожных тарифов, рассчитанная на наиболее крупные предприятия, такие как, например, производитель автомобилей «Автотор».

Сложнее было решить вопрос с таможенным администрированием. В конце февраля, когда премьер Дмитрий Медведев проводил в Калининграде заседание правительственной комиссии, посвященное судьбе ОЭЗ, калининградский губернатор Николай Цуканов заявил, что из-за нерешенности проблем с таможней 1 апреля на границе может случиться коллапс. К тому моменту было не совсем понятно, как оформлять продукцию, произведенную в Калининградской области до 1 апреля, а вывозившуюся на территорию большой России после этой даты. Кроме того, было неясно с так называемой процедурой идентификации.

- С 1 апреля предприятия с точки зрения таможенного оформления могут осуществлять вывоз продукции на свой выбор, исходя из Таможенного кодекса, по двум схемам, - говорит Анастасия Кузнецова. - Во-первых, по готовой продукции - это когда декларируется то, что вы вывозится, как будто все является импортным. И в этом случае рассчитывается таможенная стоимость, пошлина и другие таможенные платежи, включая НДС, на весь товар. При этом на выплату НДС дается отсрочка на полгода. Согласно второму варианту товар вывозится при условии идентификации, то есть по доле импорта в готовой продукции. Например, у вас есть стол, стоит он 100 рублей, у него крышка стоит 60 рублей, она произведена в Белоруссии, а ножки были привезены из Польши и стоят 40 рублей. Тогда вы говорите: «Нет, я хочу доказать, что у меня только ножки импортные, а все остальное – это товар Таможенного союза». И заплатить тогда вы должны будете только с этих 40 рублей.

По словам Кузнецовой, примерно 60 процентов калининградских предприятий выразили желание воспользоваться процедурой идентификации, то есть декларироваться по доле импорта в готовой продукции. Процедура эта была совершенно не отработана, возникли сложности, которые решали в течение последнего месяца до наступления 1 апреля. Таможня в общем-то готова была ее проводить, но сроки оформления совершенно не устраивали бизнес.

- В итоге мы договорились, что появилась возможность проводить процедуру идентификации через Калининградскую торгово-промышленную палату и в этом случае таможенное оформление займет один или два дня, - отметила министр экономики.

Калининградские компании это решение в общем устроило.

Бизнес не спешит с заявками

В марте на базе областного правительства было создано специальное казенное учреждение, которое начало принимать заявки на получение субсидий. Параллельно стали проводиться семинары для представителей бизнеса, в которых кроме чиновников областного правительства участвовали также таможенники и налоговики. На этих семинарах попытались досконально разъяснить все нюансы нового порядка – и касательно субсидий, и касательно таможенного оформления. В итоге разъяснительная работа принесла плоды. Как говорят в правительстве, в течение недели после отмены таможенных льгот коллапса на границе не случилось. Вероятно, здесь помогло и то обстоятельство, что многие предприятия до 1 апреля скопили на складах значительное количество продукции и оформили ее, чтобы в течение года вывозить в большую Россию небольшими партиями по старым правилам. То есть без уплаты таможенных пошлин.

Несколько более туго идет дело с заявками на субсидии. Учитывая, что предприятий, которые могут на них рассчитывать, под тысячу, количество заявок пока мало. По данным на 6 апреля было подано 213 заявок на получение субсидий на поддержку рынка труда, 143 из них были одобрены и подписаны соответствующие соглашения. Известно, что своим правом на субсидии уже выразили готовность воспользоваться наиболее крупные предприятия Калининградской области. Среди них – «Автотор», «Балткран», «Калининградгазавтоматика», «Продукты питания», «Вичунай Русь». В первых рядах на получение субсидий были замечены мясопереработчики и мебельщики, которые сильно зависят с одной стороны от импортного сырья, с другой – от продажи своей продукции на рынке большой России. Относительно небольшое количество заявок может объясняться как значительным количеством «мертвых» фирм в реестре торгово-промышленной палаты, так и тем, что часть бизнеса просто выжидает. Смотрит, что случится дальше. Ведь подать заявку на получение субсидии можно и после 1 апреля.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы