Экономика

Акционка вместо санкционки: чтобы сэкономить, россияне ищут продукты по скидкам

Ухудшение экономического положения в стране изменило поведение российских покупателей. Граждане стали искать продукты с жёлтыми ценниками, по промоакциям и скидкам, стараются меньше тратить за один поход в магазин и переходят на более дешёвые продукты. По словам экспертов, россияне предпочитают экономить, а не больше зарабатывать. При этом подавляющее большинство потребителей уверены, что экономический кризис в стране закончится в 2017 году. Несмотря на массовую экономию, розничный ритейл процветает: из-за роста цен прибыли сетей увеличиваются. Прошлый год оказался самым инвестиционным на этом рынке.

Но как ни стараются граждане сэкономить, затраты все равно растут. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в прошлом году доходы россиян снизились на 5,2% (тогда как, по данным Росстата, номинальные зарплаты граждан выросли на 3%). Компания исследовала покупательскую способность российских домохозяйств в городах с численностью более 100 тысяч человек. Средний доход на одну семью, по подсчетам «Ромир», составил 52600 рублей.

При этом расходы граждан выросли на 15%. Причём траты на товары повседневного спроса (FMCG) увеличились на 17%. Российские семьи в 2015 году тратили на эту группу товаров более трети своих доходов – 35%. Как показало исследование, россияне стали чаще ходить в магазины за такими продуктами – в среднем 3 раза в неделю.

– Выявлено увеличение частоты посещения магазинов в целом по сравнению с предыдущим годом – на 3,9%. О чем это может говорить? На наш взгляд, это показывает, что люди стали чаще посещать магазины с целью приобрести товар по промоакции, об этом свидетельствуют результаты исследования, – рассказывает старший специалист отдела качественных и количественных исследований «Ромир» Юлия Позднова.

fish 0Обзор российской розничной торговли в 2015 году: кризис выталкивает малый бизнесИллюзия экономии

Как люди пытаются сэкономить? По данным «Ромир», 65% покупателей стали чаще ходить в магазины, но при этом меньше тратить за один поход. По словам Юлии Поздновой, это иллюзия экономии. Люди стараются удержать средний чек на прошлогоднем уровне, но за счет того, что они чаще ходят в магазины, по факту их траты увеличились на 21%. Другая категория покупателей снизила частоту покупок, но увеличила средний чек. Траты у такой категории покупателей сократились на 9%.

Эксперты выделяют четыре типа российских покупателей. Первая и самая многочисленная  – 44% – оптимизаторы: они пытаются не покупать дорогие виды продуктов и делают выбор в сторону дешёвых марок. Вторая группа – 26% – рационалисты, они формируют некий список и покупают только то, что им действительно необходимо. Третья группа  –  16% – так называемые «Cherry pickers», эта категория в последнее время увеличивается. Такие покупатели открывают интернет или каталоги магазинов и стараются найти товары, которые всегда потребляют, по более низкой цене – по промоакции, скидке или с жёлтым ценником. Именно эти люди составляют большую часть тех, кто увеличил свои походы в магазины в надежде сэкономить на среднем чеке. Четвертая группа – 14% – это запасливые: они стараются держать свой бюджет под контролем, редко ходят по магазинам, но когда выбираются, покупают продукты впрок.

– Очень интересные моменты прослеживаются – некоторые люди покупают продукты и товары в ближайшем магазине или продуктовом ларьке, а некоторые едут за продуктами или товарами через весь город, потому что в том магазине 20% скидка, – замечает Юлия Позднова.

В этой ситуации особенно выигрывают гипермаркеты, так как чаще всего именно они предлагают большое количество промоакций.

Жалобы на рыбу

Сейчас значительную часть в продуктовой корзине россиян занимает мясо. В натуральном выражении продажи снизились на 3%, так как сократился выбор мяса из-за санкций, но поскольку цены на мясо выросли, в денежном эквиваленте получился прирост – на 14%.

Сегодня россияне практически полностью отказываются от рыбы. В натуральном выражении продажи рыбы резко снизились – на 10%, однако за счёт того, что она существенно выросла в цене, мы видим рост в 4%.

Достаточно сильный прирост можно увидеть по бакалейным товарам: в натуральном эквиваленте – на 6%, в денежном эквиваленте – на 25%.

– Скорее всего, граждане стараются отдавать предпочтение бакалейным товарам, чтобы заменить ими рыбу и мясо, - считает эксперт.

Tabl 1

По данным «Ромир»

 

– Каждый месяц мы спрашиваем у людей, как они считают, ухудшилось или улучшилось качество продуктов, которые они потребляют. В декабре 2015 года большинство людей отметили, что овощи и мясо улучшились в своём качестве. Но, как показывают стратегии импортозамещения, люди очень скучают по сыру: показатель сыра у нас ухудшился на 33%. Молоко, масло, молочные продукты достаточно стабильны: россияне считают, что их качество за последнее время не изменилось, - рассказывает Юлия Позднова.

В частности, Северо-Западный федеральный округ больше, чем другие округи, недоволен рыбой: людям кажется, что качество рыбы упало. Впрочем, по словам эксперты, по всем категориям продуктов чаще всего недовольство слышно именно из СЗФО.

 

Tabl 2

По данным «Ромир»

 

Как показало исследование «Ромир», 76% российских покупателей уверены, что экономический кризис в России закончится в 2017 году – «эдакая российская традиция полагаться на авось». Но даже после этого часть новых привычек россиян сохранится, что надолго изменит потребительскую среду, предупреждает Юлия Позднова.

– Мы также спрашивали у людей, каким образом у них изменится поведение, когда закончится кризис. Они отвечали, что даже после кризиса они по-прежнему будут следить за промоакциями и делать покупки в более дешёвых розничных магазинах. Это говорит о том, что нестабильные условия, вызванные кризисом, накладывают отпечаток не только на сегодняшние стратегии поведения, но и формируют поведенческие стереотипы. Поведенческие стереотипы – достаточно устойчивые структуры, а это значит, что даже когда мы выйдем из кризиса, эти стереотипы будут определять наше поведение, – резюмирует эксперт.

Затянуть пояса

Что касается ритейлеров, то они смотрят на розничный рынок и возможности покупателей менее оптимистично. По словам экспертов, с низкой покупательской способностью придется жить как минимум 2-3 года. Отчасти это связано с тем, что на этот период приходится пик выплат по кредитам.

– В 2012-2014 годах кредитный портфель увеличился в два раза – населению было выдано 6 триллионов рублей, и это естественным образом спровоцировало в посткризисный период рост розничного рынка. Эти деньги вливались в наши магазины. По итогам 2015 года мы имеем отрицательную тенденцию: население перестало брать новые кредиты, и, более того, стало активно гасить ранее полученные, – рассказывает основатель и генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков.

При этом, если разложить кредиты на две составляющие, на ипотеку и все остальное, то можно увидеть, что на начало прошлого года ипотека в портфеле банков составляла 25% (три четверти приходилось на потребительские кредиты), а на конец года – уже 35%. За счет роста ипотечной задолженности населения все остальные кредиты резко сокращаются.

– Население, имея хоть какие-то средства, вместо того, чтобы их тратить в магазинах, возвращает банкам для того, чтобы досрочно рассчитаться по своим долгам. В ближайшие, как минимум, два-три года эта тенденция может продолжаться, – отмечает эксперт.

Это связано с тем, что почти половина кредитов населения выдана на срок до 3 лет. Из 11 триллионов рублей задолженности за три следующих года гражданам нужно будет вернуть 5 триллионов рублей. Учитывая, что выросли процентные ставки, механизм рефинансирования долга не применяется, поскольку это невыгодно, поэтому население будет и дальше продолжать возвращать деньги в финансовую систему, а не магазинам. Это, безусловно, скажется на рознице.

 

Tabl 5

По данным INFOLine

 

Впрочем, несмотря на всё это, ритейл по итогам прошлого года оказался в плюсе – рост розничного товарооборота в деньгах составил 5%. В положительной зоне остался сегмент продуктов питания, аптеки, косметика и газомоторное топливо – они выросли в денежном эквиваленте. Остальные сегменты оказались в отрицательной зоне – потеряли как в физическом выражении, так и в денежном. Стоит отметить, в целом за последние 7 лет розничный рынок в деньгах вырос почти в два раза – это достаточно высокий показатель, отмечает эксперт.

Что касается основных игроков, то в топ-10 по итогам прошлого года вошли небезызвестные компании.

– Из интересного  –  X5 RETAIL GROUP впервые за долгие годы по темпам роста обогнал розничного лидера – торговую сеть «Магнит»: компания стала активно развиваться, где-то даже агрессивно. Очень интересный показатель у торговой сети «Лента», которая по итогам прошлого года приросла сразу на 30%. Во многом это было связано с активной инвестиционной деятельностью: компания открыла 40 гипермаркетов по стране. Это выдающийся показатель на фоне экономического спада. Представитель сегмента NON-FOOD торговая сеть «М.Видео» отчиталась по итогам прошлого года о падении выручки на 6%, а это наш лидер в сфере техники и электроники, что подтверждает наши доводы о снижении в этом сегменте, – поясняет Иван Федяков.

Tabl 3

По данным INFOLine

 

По словам эксперта, в прошлом году сети-гиганты установили рекорд по вводу новых торговых площадей.

– Нам весь год твердят, что в стране кризис, но вы посмотрите, какие темпы инвестиционной активности в сегменте продуктов питания – они зашкаливают. Мы отслеживаем показатели по том-130 торговым сетям FMCG. В прошлом году был установлен рекорд по вводу новых торговых площадей этими компаниями  – больше 2,5 миллионов квадратных метров, каждый день и каждый час открывались новые магазины компаний. Лидерами здесь, конечно же, стали X5 RETAIL GROUP, «Магнит», «Лента», но есть и другие компании, – поясняет он.

Сетевая розница активно завоевывает рынок. Сейчас более половины розничного товарооборота приходится на всего 700 сетей FMCG.

В топ-10 Санкт-Петербурга попали почти все те же компании, что и в рейтинг по России. В десятку, в частности, вошли «К-руока», «Магнит», «Ашан», Prisma, «Полушка», «Дикси», «7Я семьЯ», «О`Кей», «Лента» и X5 RETAIL GROUP. Перечисленные компании занимают 85% петербургского рынка  розницы – это аномально высокий показатель для нашей страны, ни в каком другом регионе такого уровня проникновения сетевой розницы на рынок нет.

Tabl 4

По данным INFOLine

 

Сети реагируют на изменение поведения россиян: чтобы удовлетворить спрос, предлагают гибкую систему скидок, увеличивают количество продуктов собственных торговых марок (СТМ), которые гораздо ниже в цене, нежели брендовые товары. Все прекрасно понимают, что нужно подстраиваться под потребителя, который предпочитает экономить.

– Когда начался кризис, россиянам задали вопрос: «Сталкиваясь с экономическими трудностями, что вы будете делать?» Подавляющее большинство – 75% – ответило, что в случае, если не будет хватать денег на совершение покупок, они будут экономить, и только четверть сказала, что будет больше зарабатывать. Россияне, видимо, в душе такие искренние оптимисты, они верят, что можно ничего не менять, кризис скоро закончится, считают, что лучше сейчас поэкономить, ведь все равно скоро все кончится и будет все по-прежнему, – говорит напоследок основатель INFOLine.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы