Нужна ли нам такая Бронка?
История, вброшенная руководителем ФТС Андреем Бельяниновым по поводу переноса документального оформления на таможенный пост Бронка товаров, перемещаемых в регионе Балтийской таможни, развивается. Сам факт писем в адрес руководителей округа, города, области и особенно их слезливое содержание уже получили негативно-эмоциональную оценку со стороны бизнес-сообщества. Вместе с тем мнения по существу идеи переноса сложились диаметрально противоположные.
Дмитрий Михальченко, основной инвестор строительства порта «Бронка», в интервью Деловому Петербургу безапелляционно поддержал инициативу ФТС: «Создание центра электронного декларирования позволит иметь единую прозрачную экономическую политику в масштабе всей Балтийской таможни и создаст условия для ускорения выпуска товаров». По мнению бизнесмена, это будет выражаться в одинаковом уровне ИТС в рамках одной таможни, а также в отсутствии «коммерческого» взаимодействия между предпринимателями и таможенниками.
Чуть позднее исполнительный директор ООО «Феникс» Алексей Шуклецов отметил изданию РЖД-Партнер, что из-за переноса таможенных постов из основных грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в Бронку и Усть-Лугу для добросовестных импортеров ничего не изменится. «Налаженные «деловые» связи рухнут, придется выстраивать их заново, а это будет сложно делать, когда выпускающий инспектор, рассматривающий документы, и сам груз находятся в разных таможенных пунктах».
Такая аргументация уважаемых людей, мягко говоря, вызывает недоумение. Во-первых, никто и ничто не мешает руководству Балтийской таможни и Северо-Западного таможенного управления создать одинаковые и равные условия для участников ВЭД, как в плане ИТС, так и по другим вопросам. Собственно, говоря, это есть их прямые обязанности. Во-вторых, когда это наличие связей, тем более коррупционных, между субъектами зависело от места их дислокации? В-третьих, совершенно непонятно, а с какой стати порт вообще должен переживать за эти вопросы?
По таможенной статистике почти 100% таможенных деклараций подаются в электронном виде. Почти 100% таможенных деклараций выпускаются без предоставления бумажных документов, при условии, что это не рисковые товары. Однако, «рисковых поставок» по импорту в среднем по стране около 40%, а на Балтийской таможне – вовсе за 50%. С учетом того, что только около 5% товаров подлежат таможенному досмотру, остальные – это те, что требуют дополнительной проверки, в т.ч. предоставления бумажных документов. Учтем и то обстоятельство, что огромная доля балтийских товаров – мясо, рыба, овощи и фрукты, т.е. т.н. «санкционка», а часть из них – из стран с преференциальным режимом, что требует документального подтверждения страны происхождения в бумажном виде. Иными словами, что бы мы ни говорили, в самом обозримом будущем избежать прямого контакта «бегунков» и инспекторов по целой группе товаров никак не получится. И, конечно, местонахождение таможенного органа будет иметь в данном случае превалирующее значение. И по сложившейся многолетней практике, оно, как правило, совпадает с местонахождением груза.
Впрочем, не будем слишком придирчивы. Все же прекрасно понимают, что главным фактором здесь является вовсе не радение о таможенной службе, а вполне объяснимое желание в условиях снижения внешнеторговых операций оттянуть на себя часть грузопотока у конкурентов, поэтому авторство этой идеи нам представляется неоспоримым, а само исполнение - нечистоплотным. При этом выносить ее на обсуждение с кем-либо у руководителя ФТС нет никакой нужды – ведь вопросы наделения таможенных постов полномочиями находятся исключительно в его компетенции, что, собственно, Андрей Бельянинов нам демонстрировал неоднократно. Однако, видимо, это не тот случай. Не исключаем, что вброс этой информации в сеть был вовсе неслучаен, уж очень велика ставка в игре, а общественный резонанс и неформальное ее обсуждение среди участников рынка очень могут поспособствовать принятию правильного решения.
Между тем, страсти разгораются. Как сообщают «Ведомости», Ассоциация морских портов выступила против такого предложения. «Инициатива ФТС создает условия для недобросовестной конкуренции, предоставляя операторам Бронки и Усть-Луги необоснованные преимущества. Перенос таможенного контроля в эти два порта станет причиной роста расходов на оформление, досмотровые операции и увеличения сроков хранения грузов, что в конечном счете приведет к росту затрат на перевалку грузов в порту Санкт-Петербург и их оттоку в порты Прибалтики», - считают в АСОП. Ассоциацию ожидаемо поддерживает Global Ports, владелец основных терминалов Большого порта Санкт-Петербург. Так во что выльется конкурентная борьба, в которую вмешали чиновников?
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка