Таможня

О методах борьбы таможни с легальным импортом

О падении объемов внешней торговли говорится много. Повлияли и курс валют, и санкции, и падение спроса на сырье. Но это причины общемирового или национального масштаба. А есть еще локальные причины сокращения товарооборота, характерные для определенных таможен и постов. О ситуации на переходе Суйфэньхэ-Гродеково ПРОВЭД побеседовал с декларантом, работающим с Гродековским таможенным постом.

- Насколько изменились объемы международных грузоперевозок за последнее время?

- По ж/д из Китая в среднем приходило 30 вагонов ежедневно. Сейчас 3-4. Иногда бывает и того меньше.

- Ого. Когда и почему произошло столь резкое сокращение объемов?

- Сокращение началось с осени 2014 года. Немалую роль играет Гродековский ТП (таможенный пост – прим. автора). Требования на посту постоянно меняются. Выпуск товаров в основном только под обеспечение. Аналогичные товары на Московском и Можайском ЦЭДе (Центр электронного декларирования – прим. автора) с более низкой таможенной стоимостью выпускаются без обеспечения. Например, компания A. подается на Московский ЦЭД и выпускается там по 0,35$/кг, без обеспечения. На Гродековском посту аналогичный товар компании В. по стоимости 0,51$/кг выпускают только под обеспечение.

Говорю: покажите тогда бумагу, где и кто с вас требует? Дальше она сослалась на занятость и отправила меня к старшему инспектору. Свой вопрос я так же задал, и в ответ все опять: вот так и так, с нас требуют - мы с вас. Тогда я сказал, что прям сейчас задам этот вопрос в ФТС. Это подействовало.

После нового года обеспечения ниже, чем на 500$ не выставляются. Если ДТ (декларацию на товары – прим. автора) подать по проходной стоимости и не сработает риск, а у инспектора возникнет вопрос, то так же выставляют запрос. Если раньше мы могли ответить на запрос и выпуститься, то сейчас: если запрос выставлен, значит это - выпуск под обеспечение. Причем сумма будет максимальная. Источники берут даже с морских поставок.

Разумеется, импортеров такая ситуация не устраивает. По ж/д многие ушли на Забайкалье. По авто декларации подают удаленно на Можайский и Московский ЦЭД.

- Что происходит потом? Удается ли компаниям доказать заявленную стоимость и вернуть средства?

- После предоставления документов стоимость принимают положительно практически в 100% случаев. Только процесс очень длительный. Решение принимается инспектором не раньше чем через 30 дней после отправки ответа на запрос. А мы отправить можем только после получения счет-фактур от РЖД: там указана провозная плата. Это дней 12-14 минимум. Возврат денежных средств растягивается на 3 месяца, как минимум.

- Требует ли пост обеспечения на последующие партии товара, если по предыдущим поставкам таможенная стоимость была подтверждена?

- Да. Если подается ДТ по стоимости ниже рисков, и раньше подавалась и неоднократно стоимость  подтверждалась, все равно - выпуск только под обеспечение. Запрашиваются документы именно на данную поставку.

- Вы сказали, что обеспечение требуют и для поставок со стоимостью выше проходной. Почему так происходит?

Если товар декларируется по проходным ценам то, раньше подавали минимальный пакет документов. Если у таможни возникал вопрос, мы отвечали на него и выпускали по первому методу. Сейчас при подаче ДТ по стоимости выше рисков, если у таможни возникнет вопрос, выставляют обеспечение. Например, первая моя ДТ после нового года по стоимости выше рисков все равно попала под обеспечение. У нас при ввозе товара снимается провозная плата, которую мы включаем в стоимость товара. Вот ее подтвердить сразу очень проблематично. После нового года ж/д увеличила свои тарифы на 9%, соответственно сумма изменилась. А доказательством и подтверждением является счет-фактуры ж/д, которые к нам приходят минимум через 10-12 дней. Вот первый вагон я ждал, и только потом подавал декларацию. 

А на таможне постоянная лихорадка. Вот один пример. Подаю ДТ по проходной стоимости. Это повторная поставка товара, по предыдущим уже было много выпущенных ДТ. Прилетает запрос: таможня требует обеспечение выше 500$ и даже выше суммы, которую выставили на декларацию, поданную на такой же товар, но по стоимости ниже рисков. Задаю вопрос инспектору: почему? Отвечает: у нас новые требования, если не можете подтвердить транспортные расходы по данной поставке, значит выпуск только под обеспечение. Хотя вчера аналогичную ДТ выпустили. Иду к замначальника поста. Задаю вопрос. В ответ - все что угодно, только не по существу. Что с них требуют, все ужесточается и пр. Говорю: покажите тогда бумагу, где и кто с вас требует? Дальше она сослалась на занятость и отправила меня к старшему инспектору. Свой вопрос я так же задал, и в ответ все опять: вот так и так, с нас требуют - мы с вас. Тогда я сказал, что прям сейчас задам этот вопрос в ФТС. Это подействовало. Сошлись на том, что мы дополнительно поясним, что данная сумма указана в международной товарной накладной, и что мы копию ее предоставляем на бумажном носителе. Это только один из примеров, а так постоянно на посту хотят обеспечение даже на ДТ по проходным ценам.

- Сколько времени в среднем занимает растаможка товара?

- Если товар заявляется по проходным ценам то, раньше подавали минимальный пакет документов. Если был запрос от таможни, мы отвечали и выпускались по первому методу. После нового года, нужно сразу подавать весь пакет. Потому что выставление таможней запроса означает выпуск под обеспечение. Я отправлял пояснение, что вносить обеспечение отказываюсь, и мне делали отказ в выпуске. Потом подавал заново уже с недостающими документами.

Выпуск ДТ на посту только на второй день. За редким исключением в день подачи. Первый день ее только принимают, на следующий день ближе к вечеру что-то начинает шевелиться. ДТ, поданная в среду по стоимости ниже рисков, может быть выпущена только в понедельник. В четверг вечером в районе 20:00 выставляется обеспечение (оно непредсказуемое) и, если не хватило денег, то соответственно оплату провести можем только в пятницу, а платежи поступят в понедельник.

И практически на 90%, поданных ДТ по стоимости ниже рисков, назначается таможенный ОСМОТР со 100% взвешиванием товара. А так как вагонные весы находятся вне зоны ТК (таможенного контроля – прим. автора), то вагон выставляется на досмотровую площадку, за это ж/д снимает деньги: подача, уборка вагона. Выгрузка, взвешивание, загрузка - МЧ выставляет свой счет. В общем, хорошие расходы получаются.

***

И непонятно, с чего вдруг берутся эти обременения на голову бизнеса. Ведь средства, которые платит компания в качестве обеспечения, фактически повисают в воздухе: ими никак нельзя распорядиться. А если поставки идут ежемесячно? А если еженедельно? Сколько оборотных средств приходится замораживать бизнесу? А сколько приходится платить за таможенный досмотр, простой вагонов? Сколько бизнес теряет из-за несвоевременной доставки товаров в пункт назначения, вызванной долгим таможенным оформлением? А ведь все эти издержки потом закладываются в цену товара. И получается: каждый из нас расплачивается за неэффективность работы таможенных органов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы